Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

12.03.2010

Московский государственный объединенный музей-заповедник (Коломенское, Измайлово) обзор

    Московский государственный объединенный музей-заповедник организован в 2005 г. В него входят интереснейшие историко-культурные и природные территории Москвы: старинные села Коломенское и Дьяково с комплексом построек древней государевой резиденции, часть царской усадьбы Измайлово, дворцово-парковый ансамбль Лефортово и усадьба Люблино.
          Формирование в современном городе заповедных музейных территорий, своеобразных музейных островов позволяет Объединенному музею-заповеднику наиболее эффективно решать задачи сохранения и пропаганды национального достояния, а также осуществлять  масштабные социальные, образовательные, культурно-воспитательные и рекреационные программы.
Директор Московского государственного объединенного музея-заповедника
Л.П.Колесникова
Коломенское
    Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе сел Дьяково и Коломенское, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.
    История села Коломенского связана с событиями средневековой русской истории. Согласно легенде, село было основано спасшимися после тяжелой битвы и страшного монгольского разорения жителями Коломны. Первыми письменными источниками, в которых встречается название Коломенского, были духовные грамоты (завещания) 1336 и 1339 гг. московского князя Ивана Даниловича Калиты: «А се даю есмь сыну своему Андрею… село Коломниньское, село Ногатиньское…»
    Во второй половине XIV в. Коломенская вотчина принадлежит князю Владимиру Серпуховскому, одному из руководителей русских войск на Куликовом поле. Не случайно именно в принадлежавшем князю селе была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию.
    Особое значение село приобретает к началу XVI в., когда московские князья уделяют большое внимание укреплению и охране своих южных границ. В 1527 г. великий князь Василий III, получив сведения об угрозе нападения крымских татар, «стал в Коломенском». Возможно, именно тогда у князя возникла мысль о строительстве здесь нового двора и храма.
    Древнейший памятник Государева двора в Коломенском – церковь Вознесения Господня – впервые упомянут в 1532 г. По преданию, храм был возведен в честь рождения у князя Василия III долгожданного наследника, княжича Ивана, будущего первого русского царя Иоанна IV Грозного. Это самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси, его высота составляет 62 м. Именно в нем впервые появляется конусообразное кирпичное завершение, получившее название «шатер». Стремлением обеспечить зданию прочность и долговечность объясняется необычная толщина его стен, достигающая 2,5–3 м.
    К XVI в., времени, когда в Коломенском формируется парадная великокняжеская резиденция, относятся и стоящая рядом с церковью Вознесения Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Село Дьяково (или Дьяковское) впервые упомянуто в начале XV в. Точная дата строительства здесь храма неизвестна. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 г.
    В XVII в. наступает новый этап в истории Коломенского и всей древней государевой вотчины. Цари из рода Романовых, подчеркивая свое родство с семейством Ивана Грозного, строго следуют придворному церемониалу XVI в. и уделяют большое внимание местам, связанным с жизнью последних государей «Рюрикова племени».
    Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское становится излюбленной летней резиденцией. К осени 1640 г. здесь построен деревянный царский дворец – «дворцовая тройня с сенями и повалушей». Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, в своеобразный «подмосковный Кремль», –связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.
    Главным событием коломенской истории времен второго Романова было строительство деревянного дворца: 3 мая 1667 г. в присутствии самого царя Алексея состоялась закладка дворца. Строился он из дерева – самого любимого и распространенного в России материала. Для строительства были собраны лучшие мастера-плотники, работами руководили стрелецкий голова Иван Михайлов и плотничий староста Семен Петров.
    Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянную постройку, состоящую из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением. Важнейшими частями дворца были царский терем, терем царевичей, столовая палата – они составляли мужскую половину, а терема царицы, старших и младших царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 м в высоту.
    К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современни-
ками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
    До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. С севера к Дворцовым воротам примыкают палаты Приказной избы – дворцовой канцелярии, а с юга – «Палаты на погребах», иногда называемые Полковничьими.
    «Палаты на погребах» начинали ряд построек, предназначенных для хранения припасов, изготовления для государя и его слуг напитков и кушаний. До наших дней дошли Фряжский погреб, где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между Фряжским погребом и Сытным двором сегодня воссоздано здание Поваренной палаты.
    Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около Спасских (Задних) ворот. Здесь археологами открыты и музеефицированы фундаменты построек Хлебенного и Кормового дворов, воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.  
    Важнейшей частью Государева двора были столь любимые русскими царями XVII в. сады. В шести коломенских садах росли тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Кроме того, частью древнейшего Вознесенского сада была заповедная дубовая роща, а в Казанском и старом Большом садах были посажены восемь кедров, два дерева грецкого ореха, две пихты и другие диковинные растения.
    Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами.
    После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшается. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывается в любимую отцовскую усадьбу. Чаще всего эти приезды связаны с военными потехами, а позже – с празднованием одержанных побед. В Коломенском Петр собирает войска после успешного Азовского похода 1696 г. и уже отсюда входит в Москву. В декабре 1709 г. по царскому приказу «шведский полон» (военнопленные), взятый в боях под Лесной и Полтавой «купно с пушками и знаменами», был специально свезен к Москве и «поставлен по селам и деревням <…> ближе к Коломенскому». Сам Петр приехал в усадьбу 12 декабря, а его торжественный въезд вместе с войском в город состоялся 21 декабря 1709 г.
    Заботясь о сохранности отцовского дворца, Петр приказал поднять старые хоромы на каменные фундаменты. К 1724 г. «старый дворец снабдили новым фундаментом и вообще поправили». 14 мая 1724 г., в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.
    Связь Петра с Коломенским в сознании людей XVIII в. была настолько прочной, что породила легенду о том, что он родился в Коломенском дворце. Об этой легенде знала и императрица Екатерина II. Приехав в царскую усадьбу в октябре 1762 г., она осмотрела деревянный дворец и приказала начать подготовку его ремонта. Однако в ходе составления планов, чертежей и смет выяснилось, что дворец пришел в такую ветхость, что проще и дешевле построить новый. Дворец для императрицы был возведен в 1766–1767 гг. к северу от церкви Вознесения, а старый было приказано разобрать. Оставшийся от него добротный строительный материал использовали для новых дворцовых построек, негодный – перепилили на дрова. Модель старого дворца царя Алексея Михайловича содержалась в специальной «штучной комнате», своеобразном хранилище редкостей.
    Вместе с Екатериной II в 80-е гг. XVIII в. Коломенское посещают внуки императрицы – великие князья Александр и Константин.
    Став императором, Александр I не разрешил разобрать обветшавший дворец Екатерины II, а в 1808 г. распорядился «насколько можно сохранить его от дальнейшего разрушения». Однако во время Отечественной войны 1812 г. дворец был окончательно разрушен французами. К 1825 г. архитектор Е.Д.Тюрин спроектировал для Александра I новый дворец. Он был построен с использованием фундаментов Екатерининского дворца. Рядом располагался павильон, который скорее всего предназначался для концертов и театрализованных представлений. Александр I не успел посетить новый дворец, строительство которого было завершено в год смерти императора.
    Николай I, побывавший в Коломенском в 1835 г., был поражен его красотами и «бесподобным видом на древнюю столицу». Будучи страстным почитателем памяти Петра I, Николай Павлович предполагал воссоздать царский дворец XVII в. и построить на берегу Москвы-реки еще один – в «русском стиле». Проект, разработанный А.И.Штакеншнейдером и одобренный императором, реализован не был. Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском. В 1878 г. здесь был разобран последний дворец – Александровский.
    Сохранившиеся на территории Коломенского уникальные постройки XVI–XVII вв., в особенности – церковь Вознесения Господня, уже в конце XIX в. привлекли внимание научной и художественной общественности. В 1868 г. древний храм осмотрел французский композитор Г.Берлиоз. В письме к В.Ф.Одоевскому, который и привез композитора в Коломенское, Берлиоз писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь – та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, – это из области того, что я видел самого удивительного».
    В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей. Барановский проводил исследование памятников, восстановление их древнего облика. Из разрушенных церквей, закрытых монастырей, гибнущих усадеб Петр Дмитриевич вывозил то, что еще можно было спасти. Так закладывалась основа уникальных музейных коллекций иконописи, архитектурной керамики, резьбы по дереву, белого камня, старопечатных и рукописных книг.
    Первые экспозиции музея были размещены в помещениях Сытного двора и Приказных палат. Здесь основные музейные экспозиции располагаются и в наше время. Так, 1 июля 2004 г. в комплексе Дворцовых (Передних) ворот, частью которых являются Приказные палаты, открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского». Она посвящена истории подмосковного села и его окрестностей с древнейших времен до 30-х гг. XX в. В ней представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское – одно из древнейших населенных мест на территории Москвы, – памятники искусства времен великокняжеского, царского и императорского Коломенского: иконы, портреты, книги, колокола, изразцы, оружие, бытовые предметы XV–XIX вв. Особое внимание привлекает реконструкция интерьера Приказной палаты времен царя Алексея Михайловича. Первая подобная реконструкция служебноого интерьера XVII в. была осуществлена еще П.Д.Барановским. В продолжение начатой им традиции современная реконструкция, подготовленная сотрудниками музея-заповедника, основывается на новейших исследованиях культуры и быта Коломенского и Москвы XVII в.
    Особый раздел экспозиции связан с началом музейного периода в истории Коломенского и с формированием музейных коллекций. В отреставрированных подвалах-ледниках впервые выставлена часть уникальной коллекции белокаменных архитектурных деталей XVII–XVIII вв., собранная Барановским во время разрушения «белокаменной Москвы». С именем основателя музея связана и коллекция икон XVI–XIX вв. с изображениями русских городов, монастырей и их святых покровителей. Коломенское рассматривалось Барановским как музей архитектуры, строительного дела и техники, поэтому особое внимание он уделял архитектурным темам. В «золотой кладовой» музея, созданной в подражание церковным ризницам и древлехранилищам, представлены предметы церковного искусства и обихода, выполненные с использованием драгоценных материалов.
    К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Начало этой своеобразной части музейной коллекции было положено в 1927 г. все тем же П.Д.Барановским. Деревянные постройки, привезенные сюда из разных мест России, дают представление об оборонной, гражданской и церковной деревянной архитектуре. Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как Домик Петра I. В 1934 г. небольшой «дворец» Петра I был перевезен сюда из Архангельска, где летом 1702 г. его строили русские и голландские корабельные плотники. В настоящее время Государевы светлицы – единственный в Москве мемориальный музей Петра I.
    Государевы светлицы располагаются в южной части Государева двора, в непосредственной близости от исторических построек Коломенского. Другие деревянные сооружения, и прежде всего – редкие образцы оборонного зодчества, теперь находятся недалеко от Москвы-реки, в северо-восточной части музея. Башня Братского острога, Святые ворота Николо-Корельского монастыря, Моховая башня Сумского острога (все сооружения относятся к XVII в.) образуют небольшой, но чрезвычайно интересный музей крепостной архитектуры под открытым небом.
    В последние годы в Коломенском активно формируется архитектурно-этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьба пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные.
    Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы. Этому служат и разработанные сотрудниками экскурсионных служб музея-заповедника экскурсионно-художественные программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими памятниками, но и их участие в календарных, семейных, иногда и придворных церемониях, а также в массовых праздниках, которые уже более 10 лет проходят на территории Коломенского.
    С 2003 г. в Коломенском и на прилегающих к нему территориях осуществляется комплексная программа развития музея, принятая Правительством Москвы. В ходе ее реализации отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО, а также комплекс Передних ворот, Дворцовый павильон 1825 г., колокольня и церковь Св. Георгия.
                                       Люблино
Одной из уникальных исторических территорий современной Москвы является Люблино, местность, впервые упомянутая в документах XVI в. В 80-е гг. XVII в. поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых, и называлось оно Годуново. Позднее оно перешло к князьям Прозоровским и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино.
    В 1800 г. усадьбу купил богатый московский помещик, действительный статский советник, армейский бригадир Н.А.Дурасов (1760–1818) – самый известный ее владелец. Проектировали и строили усадьбу в 1801–1806 гг. знаменитые московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и его родственник и сподвижник И.В.Еготов (1756–1815).
    Чудом сохранившийся усадебный ансамбль Люблина занимает особое место в русской культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая планировка восходит к проектам французского архитектора XVII в. Ж.Ф.Неффоржа. По легенде более позднего происхождения, форма дома напоминала очертания ордена Св.Анны.
    Главный вход во дворец расположен с его юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в залы. Центральный Круглый зал высотой в два этажа представляет собой парадную столовую. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объемных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнил модный в то время художник Дж. Скотти.
    На барельефах Круглого зала (от входа по часовой стрелке) представлены известные мифологические сюжеты: «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол украшает живописный плафон «Триумф Венеры», пол выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.
    Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме, он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создается также лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».
    В северо-западном крыле дворца расположен служивший гостиной Колонный зал. Двумя парами колонн он разделен на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второе название – Розовый. Система настенных пейзажных росписей создает впечатление открытого садового павильона.    Над карнизами, справа налево от входа, размещены четыре панно на темы античной мифологии. При Н.А.Дурасове зал был обставлен мебелью для отдыха – диванами, креслами, ломберными столиками.
        В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.
    Жилые и служебные помещения располагались на втором и третьем этажах, в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой венчающий здание бельведер, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом его свод был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.
    Купол дворца, задуманного Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 г. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру –геркуланянки в античной одежде (копия экспоната Дрезденской галереи, датируемого I в. до н.э.).
    В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А.Плавильщиков (1760–1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава об этом театре дошла до царского двора, и в мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.
    Частично сохранились и другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.
    Вокруг дворца, на высоком холмистом берегу был разбит пейзажный парк в английском стиле. Важный элемент паркового ландшафта – обширный пруд, ныне Люблинский, в русле речки Голяди.
    В середине XIX в. Люблино, подобно другим дворянским усадьбам, перешло в купеческие руки. Его приобрел богатый московский купец К.Н.Голофтеев. Начался новый, «дачный» период люблинской истории.
    Близость к городу, прекрасные виды, наличие рядом железной дороги сделали Люблино популярным дачным местом. Голофтеевские дачи снимали чиновники средней руки, гимназические учителя, университетские профессора, врачи. В 1866 г. на одной из дач в Люблине жил Ф.М.Достоевский.
    Страшный московский ураган 1904 г. нанес большой урон усадебным постройкам (тогда и была утрачена венчавшая купол дворца статуя Аполлона), «выпил люблинский пруд с карасями», повалил большинство деревьев в парке. Однако Голофтеевы, владевшие усадьбой до 1917 г., довольно быстро отремонтировали постройки и вернули жизнь Люблина в прежнее русло.
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в главном доме была устроена школа, которую сменил клуб железнодорожников имени III Интернационала.
В XX в. усадьба, в том числе и дворец, неоднократно меняла своих владельцев, что не способствовало сохранению построек. В 2001–2005 гг. была проведена научная реставрация дворца, и сегодня посетители могут увидеть его во всем великолепии – таким, каким он был 200 лет назад.
Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. историческая усадьба Люблино была передана Московскому объединенному музею-заповеднику. Отреставрированные парадные залы первого этажа сразу же стали доступны для посетителей, а на антресольном этаже и в бельведере постепенно начали формироваться экспозиции и выставки.
    Если парадные залы первого этажа дворца в свое время предназначались для многолюдных приемов и праздников, то изысканное общество близких и друзей владельцев усадьбы обычно собиралось в помещениях верхних этажей.
Поэтому сегодня в одном из помещений третьего этажа дворца, примыкающем к бельведеру, воссоздан интерьер «малой гостиной». Основу ее убранства в былые годы составляли стулья, кресла, диваны. По традиции конца XVIII – начала XIX в. вся мебель располагалась вдоль стен так, что середина комнаты оставалась свободной. Представленный в зале мебельный гарнитур выполнен во Франции в XIX в.
Справа от входа можно увидеть образец мебели первой половины      XVIII в. – комод, инкрустированный слоновой костью и редкими породами дерева. Поскольку в эпоху Просвещения даже мебель должна была служить образовательным целям, комод украшен аллегориями стран света и другими символическими изображениями.
Изделия из фарфора и бронзы служили главным украшением интерьера второй половины XVIII – начала XIX в., подчеркивая высокий социальный статус хозяина дома. Бронзовые золоченые часы «Амур на колеснице» напоминают о названии усадьбы и теме любви и красоты – одной из главных в убранстве дворца. Канделябры и статуи, выполненные с использованием античных сюжетов и мотивов, наглядно раскрывают основополагающий принцип классицизма – подражание искусству Древней Греции и Рима, использование элементов древней культуры во всех сферах искусства и быта.
В специальном шкафу-горке представлены образцы фарфора русской и европейской работы.
Интерьер «малой гостиной» удачно дополняют люстры из фарфора и бронзы с характерным для той эпохи сочетанием позолоты и кобальтовой росписи, а также стилизованные портьеры на окнах.
В другой комнате, примыкающей к бельведеру, можно ознакомиться с предметами, некогда составлявшими особый мир владельцев усадьбы и связанными с их привычками и увлечениями.
    Вышедшие в отставку и проживавшие в Москве дворяне обустраивали свои московские и подмосковные имения, собирали библиотеки, коллекционировали географические карты, другие редкости и произведения искусства. Эта сторона усадебной жизни представлена в экспозиции так называемой мужской половины зала. Диван и кресло, обитые серым полосатым шелком, вводят в атмосферу кабинета хозяина дворца. Увлеченность русского дворянства творчеством и идеями французского философа Вольтера отразилась даже в названиях предметов мебели – так, кресло особой формы, с высокой спинкой, называлось вольтеровским. Труды Вольтера представлены в столе-витрине овальной формы, – это томики «Истории Петра Великого», сочиненной Вольтером по поручению русского правительства. Исторические материалы для французского философа подбирал М.В.Ломоносов. Кроме сочинений на французском языке в витрине помещены русские печатные издания, а также изделия из бисера (записные книжки, оплетка для карандаша), которые хозяин кабинета мог получить в подарок от своих многочисленных родственниц.
Владелец усадьбы Н.А.Дурасов не имел жены и детей, зато его окружали многочисленные сестры и племянницы. Во второй половине зала можно увидеть столик с веером и бисерной сумочкой, которые вместе с угловым диваном русской работы напоминают о балах, светских беседах, рукоделии и других занятиях русской дворянки в усадьбе и вне ее. Представленные в зале реконструкции костюмов помогают воссоздать образы обитателей усадьбы.
В жилых и парадных помещениях начала XIX в. традиционно размещались экзотические растения. В сегодняшней экспозиции зала они напоминают о знаменитой люблинской оранжерее – одной из крупнейших в Москве начала XIX в.
Современная музейная жизнь Люблина основана на традициях прошлого. Под сводами парадных залов вновь звучат классическая музыка и поэзия, регулярно проводятся концерты. Антресольный этаж используется для проведения выставок, а в одном из залов первого этажа размещена экспозиция, посвященная истории русского бильярда. Уже два года во дворце проводятся детские благотворительные праздники («Новый год в старинном дворце»), разработаны специальные экскурсионно-художественные программы для новобрачных. Так в начале третьего тысячелетия усадьба Люблино вновь вернулась под покровительство Аполлона, Афродиты и муз.

                                         ЛЕФОРТОВО
Дворцово-парковый ансамбль Лефортово – единственная императорская резиденция в Москве, во многом сохранившая первоначальную планировку петровских времен и  предвосхитившая дворцовые комплексы пригородов Санкт-Петербурга.
С конца XVI в. на окраинах Москвы появляются слободы-поселения служилых людей – иностранцев. При Иване Грозном их число значительно выросло за счет пленных, взятых в Ливонскую войну, и мастеров, приглашенных на русскую службу. Для их размещения создается новый поселок между Яузой и ручьем Кокуем, вскоре получивший  название Немецкой слободы или Кокуя. Его жители занимались мукомольным делом,  продажей пива и других напитков.
После пожара 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича начали строить новую Немецкую слободу. Ее центральной улицей стала Большая Проезжая (впоследствии Немецкая, а сейчас – Бауманская) улица.  
В Немецкой слободе очень любил бывать  Петр I. Здесь у него были многочисленные  друзья среди англичан, голландцев, французов, итальянцев, шведов, датчан и немцев.
В слободе в собственном доме жил друг Петра I – «лучший из иностранцев» Франц Лефорт (1656–1699). Царь часто останавливался у него, проводил здесь праздники и другие многолюдные собрания. Вскоре Петр I распорядился за счет казны построить для своего друга на правом берегу Яузы новый дворец. Его строительство велось в 1697–1699 гг. под руководством мастера каменных дел Д.В.Аксамитова. В 1706 г., после смерти Лефорта, царь подарил дворец другому своему ближайшему сподвижнику – князю А.Д.Меншикову, который поручил архитектору Доменико Фонтана перестроить его. (Ныне в здании Лефортовского дворца находится Российский государственный военно-исторический архив.)
Застройка левого берега Яузы началась в конце XVII в., после основания здесь Солдатской слободы, в которой разместился полк Ф.Лефорта. Чуть позже рядом с Солдатской слободой землю под усадьбу приобрел другой сподвижник Петра I – боярин Ф.А.Головин. На левом берегу реки, наискосок от Лефортовского дворца, он отстроил усадьбу европейского типа. Головинский дворец был рассчитан на прием ближайших лиц царя. Его строительством в  1700–1702 гг. руководил мастер Дмитрий Иванов. Для устройства многолюдных приемов рядом было сооружено отдельное здание с большим парадным залом и тремя другими помещениями. Именно Головинская усадьба положила начало формированию дворцово-паркового ансамбля в левобережье Яузы. Петр I любил это место и во время пребывания в Москве часто останавливался в доме Головина, где проводились праздники, ассамблеи и дипломатические приемы. Известно, что здесь Петр I встречал посольство Людовика XV.
В 1722 г., готовя коронацию своей супруги, будущей императрицы Екатерины I, император решает построить в Москве новую правительственную резиденцию, подальше от Кремля, и для этого выкупает дворец Ф.А.Головина, умершего в 1706 г. Лейб-медику Н.Л.Бидлоо, основателю первого в России Военного госпиталя, поручается переустройство усадьбы и создание паркового ансамбля европейского типа с водными затеями, напоминавшими Петру Голландию. Планировка нынешнего Головинского сада во многом сохранила изначальный замысел Н.Бидлоо.
Новая императорская резиденция в Лефортове была завершена в недолгое царствование Петра II. На протяжении всего XVIII в. императорский двор во время пребывания в Москве в основном жил в Лефортове, периодически останавливаясь либо в Лефортовском, либо в Головинском дворце.
Расцвет императорской резиденции в Лефортове приходится на время царствования императрицы Анны Иоанновны. Именно Головинский дворец она выбрала в качестве места празднования своего восшествия на престол, и с этого момента Лефортово приобретает статус главной императорской резиденции. В начале 1730-х гг. императрица дает указание молодому  архитектору Ф.Растрелли взамен обветшавшего Головинского дома построить новый летний дворец в стиле барокко, получивший название Анненгоф. С переносом в 1736 г. Зимнего дворца из Кремля в Лефортово Анненгоф становится постоянной императорской резиденцией. К сожалению, ни Летний, ни Зимний Анненгофский дворец не сохранились.
После воцарения дочери Петра I Елизаветы императорской резиденции в Лефортове возвращается прежнее название (дворец из Анненгофского вновь становится Головинским). В 1741 г. к коронационным торжествам Елизаветы Петровны архитектор А.П.Евлашев строит в Головинском саду новый дворец, а рядом – деревянный Оперный дом (просуществовавший до конца XVIII в.) и Иллюминационный театр. Дворец сгорел в 1753 г., и в короткий срок, за неделю, был построен новый. Тогда же возвели и храмы: Успенский в Головинском саду и Вознесения Господня в Верхнем парке.
Большие изменения в ансамбле императорской резиденции  происходят в правление Екатерины  II. В 1771 г., во время чумного бунта в Москве,  сгорел Летний Анненгофский дворец и церкви.  На их месте в 1773 г. по проекту архитектора князя П.В.Макулова, строившего дворец Екатерины в Коломенском, начали возводить новый дворец, названный Екатерининским. Его строительство велось 25 лет, было затрачено 3,6 млн руб. В разработке проекта и строительстве участвовали видные архитекторы – К.И.Бланк, Дж.Кваренги, А.Ринальди, Ф.Компорези и другие. Этот архитектурный ансамбль с несколькими внутренними дворами, грандиозными по протяженности фасадами и самым большим в Москве 16-колонным портиком коринфского стиля принадлежит к наиболее значительным сооружениям русского классицизма. Екатерининский дворец долгое время оставался одним из самых больших зданий в Москве.
После смерти Екатерины II в 1797 г., когда внутренняя отделка дворца еще не была полностью завершена, он был превращен по повелению Павла I в казармы; здесь до 1824 г. размещались восемь батальонов Московского гарнизонного полка. Императорский двор расположился в отремонтированном Слободском дворце, расположенном вблизи дворца Ф.Я.Лефорта.
В 1824 г. Екатерининский дворец был передан I Московскому кадетскому корпусу. В 1842 г. в связи с размещением здесь «неранжированной роты» 2-го Московского кадетского корпуса были произведены большие работы по переустройству интерьеров, обновлению фасадов и сооружению нового северного крыла дворца. (В сохранившемся до наших дней Екатерининском дворце, единственном памятнике имперской Москвы XVIII в., теперь располагается Бронетанковая академия Министерства обороны РФ.)
Служебные корпуса дворца также были переданы под казармы. Покрашенные, как и дворец, в красный цвет, они получили название Красных казарм. В 1830-х гг. для III Кадетского корпуса было сооружено замкнутое здание-каре с обширным внутренним двором.
Сегодня в состав Объединенного музея-заповедника входит только часть дворцово-паркового ансамбля Лефортова – территория бывшего Головинского сада.
Ансамбль современного Головинского (Лефортовского) парка сложился еще в XVIII в. Сад, устроенный Ф.А.Головиным, в результате преобразований Н.Бидлоо приобрел завершенную композицию регулярного европейского парка. К 1723 г. в старой Головинской усадьбе появились партеры, фигурный Крестовый пруд и окруженный каналом Восьмигранный остров. Тогда же была заложена и центральная аллея, так называемая шпалерная дорога. Для «играния» фонтанов Н.Бидлоо использовал естественный перепад уровня воды между прудами.
В царствование Анны Иоанновны Головинский сад приобрел черты барочного регулярного террасного парка. На верхней террасе вокруг Летнего Анненгофа был организован огромного размера сад – «Анненгофская першпектива». Своим композиционным решением он напоминал французские королевские сады в Версале, видимо, поэтому Анненгоф иногда называли «Версалем на Яузе». Сад, в котором росли цветы и деревья более 40 сортов и пород (среди них – липы, вязы, клены, орешник, а также экзотические лавры, лимоны, гранаты, ананасы и др.), считался одной из московских достопримечательностей XVIII в.
Перед дворцом был устроен П-образный канал с гаванью, отделенный от верхнего парка «анненгофским кашкадом». Построенный в 1731 г. Ф.Растрелли, этот каменный каскад представлял подпорную стенку с нишами и фонтанами в виде грота. Во время строительства Екатерининского дворца в 1770–1780-х гг. каскад был разобран.
В 1802 г. Головинский и Анненгофский сады приписали к Слободскому дворцу, а Головинский сад стал назваться Слободским. По указу императора Павла I с мая 1798 г. Головинский сад открыли для «свободного посещения и публичных гуляний в послеобеденное время».
Серьезный урон парку нанес ураган 1904 г., во время которого погибла большая часть деревьев. В настоящее время Головинский сад лишь фрагментарно сохранил архитектурно-планировочную структуру и водную систему XVIII в. Не дошли до наших дней или существенно изменились «Сад утех» Головинской усадьбы и Анненгофские сады с водной системой и островами; из малых архитектурных форм сохранились лишь беседка, грот и плотина Венеры.
Беседка из белого камня была построена в 1805 г. по проекту М.Ф.Казакова в память о месте «отдохновения» Петра I.  Восемь колонн ротонды держат купол, а внутри находится гранитная стела с выбитым изречением императора: «Труды моего Миниха сделали меня здоровым. Я надеюсь некогда ехать вместе с ним водою из Петербурга в Москву и выйти на берег в Головинском саду».
Беседка-ротонда была разрушена во время урагана в 1904 г. и в том же году восстановлена по велению великого князя Константина Константиновича.
Другой интересный памятник Головинского сада – грот, запланированный Н.Бидлоо еще в начале 1720-х гг. Вместо изначально задуманной статуи Геркулеса в нем был установлен каменный Самсон с золочеными сфинксами – олицетворение побед Петра I. Позднее Ф.Б.Растрелли, обновляя малые архитектурные формы Головинского сада, переделывает в барочном духе подпорные стенки грота, добавляет новые фонтаны с каменными чашами и чугунными трубами.
В свое время параллельно с гротом Н.Бидлоо воздвиг плотину Венеры, отделявшую Головинский пруд от Восьмигранного острова. Центральная часть подпорной стенки плотины была решена в виде ризалита с полукруглой нишей, которую украшала статуя Венеры с купидонами. В 1730-х гг. плотина Венеры также была перестроена Ф.Б.Растрелли. Сейчас от грота сохранилась лишь подпорная стенка.
С 2005 г. на территории Головинского (Лефортовского) парка, вошедшего в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, организуются праздники, стендовые выставки, начали проводиться костюмированные экскурсии и т.п. В планах музея восстановление водной системы XVIII в. и дворцово-паркового ансамбля эпохи его расцвета. Этот уголок имперской Москвы в будущем должен стать привлекательной историко-культурной заповедной зоной, а также местом отдыха москвичей и гостей столицы.
                                            

                                                 Измайлово

    Современное Измайлово – местность на востоке Москвы между Щелковским шоссе (бывшей Стромынкой) и шоссе Энтузиастов (бывшей Владимиркой). Ее северная часть застроена многоэтажными  домами, а в южной находится Измайловский лес – один из крупнейших зеленых массивов столицы.
    Во второй половине XVII в. земли обширной местности  Измайлова, в том числе и долина Серебрянки, были заняты дворцовым хозяйством царя Алексея Михайловича. Поля засеивали рожью, овсом, пшеницей, ячменем, просом, гречей, льном. В огородах выращивали овощи, приправочные травы, арбузы и дыни. Сотни лекарственных трав поставлял Аптекарский огород. Сады Измайлова – Виноградный, Просянский, Островной – поражали красотой планировки, разнообразием и обилием растительного мира. В усадьбе было 37 прудов и 7 мельниц, скотные, птичьи и пасечные дворы, волчатник (зверинец), винокурни, кирпичные «сараи» (заводы), льняная мануфактура и даже собственный стекольный завод, на котором работали русские и украинские мастера, а также стеклодувы, приглашенные из Венеции. В Измайлове проводились смелые опыты по селекции редких и необычных для средней полосы растений, успешно осваивались новые для Древней Руси промышленные производства.
Время почти полностью уничтожило следы этих хозяйственных начинаний, но все же сохранился парадный центр вотчины, царская резиденция, расположенная на  Измайловском острове. Этот уникальный комплекс с памятниками архитектуры XVII–XIX вв. в 2007 г. вошел в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника.
На рубеже XV и XVI вв. на месте будущего острова возникло небольшое село Измайлово. Оно стояло на берегу Серебрянки и  принадлежало, как считают исследователи топонимики древней Москвы, дворянам Измайловым. Документально история села прослеживается со второй половины XVI в. В писцовой книге 1573–1574 гг. вотчинное село Измайлово, входившее в Васильцев стан, значится за боярином Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым, младшим братом царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного.
Воин, политик и дипломат Никита Романович был одним из самых влиятельных придворных при Иване Грозном. Справедливость боярина, его отвага и преданность родной земле снискали глубокую любовь народа. Захарьин-Юрьев – герой древнерусских песен и былин, в фольклорных произведениях он решительно противостоит царю и его опричникам, защищает родину от внешних врагов.
Сыновья Никиты Романовича как ближайшие родственники царской семьи по женской линии внушали опасения Борису Годунову: Романовы (так в XVII в. их стали называть по имени деда) были серьезной преградой на его пути к престолу. Став царем, Годунов подверг опале все семейства Романовых. Среди отправленных в ссылку был и пятилетний Михаил Федорович – будущий первый царь династии Романовых.
С воцарением Михаила Федоровича их родовая вотчина – Измайлово –возродилась. Вначале она принадлежала дяде царя – боярину Ивану Никитичу, а затем  его сыну Никите Ивановичу. Измайлово стало одним из любимых мест охоты первых Романовых. В 1646 г. здесь уже был большой штат «зверовщиков», псарей, сокольников и конюхов. Хозяин усадьбы Никита Иванович с ранних лет увлекал охотой царевича Алексея Михайловича.
Боярина Н.И.Романова современники считали первым богачом после царя. В его московских хоромах и загородных владениях было много заморских диковин. Среди них – невиданный на Руси легкий английский бот, на котором Романов плавал по Серебрянке, Яузе и Хапиловке. Через несколько десятилетий, в мае 1688 г., юный Петр I нашел этот бот в Измайлове, на старом Льняном дворе, заново оснастил его и спустил на воду. Небольшому судну  суждено было стать знаменитым «дедушкой русского флота». В память о пребывании Петра в Измайлове в 1998 г на острове установлен памятник императору.
В 1654 г. бездетный Н.И.Романов умер, и Алексей Михайлович, как ближайший родственник, унаследовал Измайлово. Вначале оно привлекало царя великолепными охотничьими угодьями, но с 1663 г. здесь развернулись огромные работы по созданию хозяйственной усадьбы нового типа. Территорию старого села, где стояли деревянные боярские хоромы и шатровая Покровская церковь 1620-х гг., превратили в остров. Для этого русло Серебрянки разделили на два рукава, расширили и углубили, укрепили берега и дно «досками байдашными» и с помощью плотин создали Виноградный и Серебряный (Измайловский) пруды. В результате воды двух прудов кольцом охватили участок суши.
Главным въездом на остров со стороны Владимирской дороги служил каменный мост через Серебряный (Измайловский) пруд, возведенный  в начале 1670-х гг. Его основу составляли две параллельные кирпичные стены, прорезанные арочными проемами для прохода воды. Проезжая часть была сделана из бревенчатого настила, закрытого плахами «байдашного теса». На  внутреннем берегу мост заканчивался трехъярусной Мостовой башней, на каждом ярусе которой постоянно дежурили стрельцы. Кольцо прудов, Мостовая башня и деревянная сторожевая башня у Вислой плотины, по которой на остров въезжали со Стромынской дороги, надежно защищали царскую резиденцию.
Сохранившася до наших дней Мостовая башня напоминает некоторые башни Московского Кремля. Два квадратных в плане убывающих четверика венчает широкий восьмерик. Нижний ярус имеет широкие арочные проезды. Несмотря на суровое крепостное назначение, башня богато украшена: окна второго яруса обрамлены нарядными наличниками, гульбище и малый четверик декорированы ширинками из цветных изразцов с изображением райских птиц.
Завершающий башню шатровый восьмерик одновременно служил колокольней соседнего каменного Покровского собора. Внушительных размеров пятиглавый четырехстолпный храм построен в 1671–1679 гг. на месте деревянной Покровской церкви. Собор (как и Мостовую башню) возвела артель каменщиков из костромских и ярославских сел, возглавляемая Григорием и Федором Медведевыми. Поволжские строители работали под руководством московского подмастерья каменных дел, стрельца Ивана Кузнечика. Выходцы из Белоруссии, известные керамисты Игнат Максимов и Степан Иванов (Полубес) украсили верхнюю часть собора цветными поливными изразцами. Карниз, центральные закомары  и шеи глав заполнены богатым фризом под названием «павлиний хвост», «павлинье  око» или «репьи». Его орнамент действительно напоминает «глаз» на конце павлиньего хвоста или бутон распускающегося репейника.
В 1839 г. Покровский собор значительно изменил свой внешний облик: на его северном и южном фасадах разобрали два высоких крыльца, вплотную к фасадам и алтарю пристроили трехэтажные корпуса Николаевской военной богадельни. В 1920-е гг. было утрачено богатое внутреннее убранство храма. Возрождение переданного православной церкви собора началось в 1990-е гг. Сейчас на основе изучения архивных документов завершается реконструкция его уникального пятиярусного тяблового иконостаса. В храм возвращена его святыня – икона XVII в. «Богоматерь Иерусалимская», прославившаяся как защитница Измайлова во время эпидемии чумы 1771 г.
Государев двор в усадьбе Измайлово начали строить в 1676 г., когда на престол вступил царь Федор Алексеевич. Прямоугольный в плане закрытый двор размером 136 × 104 сажени занял центральную часть острова. По его периметру располагались каменные одноэтажные Полковничьи и Стрелецкие палаты, навесы для лошадей, многочисленные кладовые, ледники, Хлебенные палаты, поварни. В 1676–1681 гг. в юго-западной части Государева двора был возведен деревянный дворец. Переходом он соединялся с каменной домовой церковью во имя царевича индийского Иоасафа. В 1687 г. дворец состоял из хором царей Ивана и Петра Алексеевичей, Столовой палаты, «двойни» царевны Софьи, «четверни» царицы Натальи Кирилловны и «семерни» царевен. Можно предположить, что его архитектурный образ был навеян знаменитым царским дворцом в Коломенском.
В 1690-е гг. в измайловском дворце поселилась семья старшего брата Петра I царя Ивана V. После его смерти в 1696 г. здесь оставалась вдова царица Прасковья Федоровна с дочерьми Екатериной (будущей герцогиней Мекленбургской), Анной (будущей герцогиней Курляндской, а затем – императрицей Анной Иоанновной) и Прасковьей. Постепенно Измайлово стало терять свое хозяйственное значение, а остров превратился в небогатую загородную усадьбу вдовствующей царицы.
В 1700 г. измайловский дворец пострадал от пожара, и его разобрали, а в 1702 г. построили заново. Новый дворец, завершенный башенкой с двуглавым орлом, был решен в стиле ранней петровской архитектуры. Здание существовало до 1767 г., а затем было разобрано – одновременно с каменным мостом через Серебряный пруд. (В 1936 г. была снесена церковь во имя царевича индийского Иоасафа. До наших дней от построек Государева двора XVII в. сохранились только Передние (Восточные) и Задние (Западные) ворота 1682 г.)
Местность ожила в 1728–1729 гг., когда сюда на охоту стал часто выезжать император-подросток Петр II. Одну из таких охот изобразил художник Иван Зубов на гравюре «Измайлово». С документальной точностью он передал величественную архитектурную панораму острова, запечатлев как сохранившиеся, так и исчезнувшие ныне строения.
В 1731 г. императрица Анна Иоанновна основала в измайловском лесу придворный зверинец. В Отечественную войну 1812 года он был разграблен и в 1826 г. упразднен. Строения Измайловского острова пришли в полное запустение. Судьба комплекса изменилась в ноябре 1837 г., когда император Николай I принял решение о строительстве на острове по проекту архитектора К.А.Тона военной богадельни на 20 офицеров и 400 нижних чинов. С 1850 по 1918 г. измайловская Николаевская военная богадельня служила надежным пристанищем для тысяч российских ветеранов – участников войн XIX – начала XX в. Два солдатских и один офицерский корпус размещались у Покровского собора. Служебные здания богадельни К.А.Тон выстроил в границах бывшего Государева двора, для чего разобрал по его периметру ветхие постройки XVII в. В 1855–1856 гг. на месте, где с 1702 г. стоял деревянный царский дворец, по проекту М.Д.Быковского построили корпус для семейных инвалидов. С 1926 г. до начала 1970-х гг. бывшие здания Николаевской военной богадельни занимал жилой рабочий городок им. Н.Э.Баумана.
Передача Измайловского острова Московскому государственному объединенному музею-заповеднику создает широкие перспективы для использования уникального комплекса в музейных целях. Первая экспозиция, посвященная изразцовому убранству Москвы, откроется в Мостовой башне. На Измайловском острове, как и в Коломенском, планируется проводить разнообразные экскурсионно-художественные программы и массовые тематические праздники.

Количество показов: 463935

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.