Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

15.11.2016

Благовещенский собор

   У южного склона Боровицкого холма над Москвой-рекой уже много веков стоит златоглавый Благовещенский собор. Он был задуман как часть великокняжеского дворца. С парадными и жилыми покоями князей храм соединяли ступенчатые переходы через паперти. В документах XVI- XVII столетий Благовещенский собор обычно называли «на Государевом дворе», «на сенях», то есть при входе во дворец. Северо-западная  галерея с примыкающим к ней крыльцом тогда часто использовались как парадный вход во дворец и выход из него на Соборную площадь во время различных торжественных церемоний. За сверкающими на солнце девятью куполами громоздились разноцветные кровли многочисленных палат дворца.
   Строительство первого Благовещенского собора на высоком подклете, судя по археологическим свидетельствам, относится ко второй половине XIV века.
   Согласно летописи, в 1416 году собор был основательно перестроен, белокаменный подклет укреплен и расширен.
   В мае 1484 года великий князь Иван III Васильевич повелел заложить каменную церковь Благовещения на своем дворе, разобрав каменную, построенную его дедом, до цоколя. На нем и начали возводить новую кирпичную трехглавую церковь, со всех сторон окруженную крытыми галереями – папертями. В августе 1489 года заново отстроенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена.
   В 1560-е годы на сводах папертей возвели четыре одноглавых бесстолпных придела. Интерьеры приделов украшали иконостасы, там хранилась церковная утварь, ткани, книги. Полы были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX веке их заменили на белокаменные резные с черным орнаментом. Однако служба в приделах проводилась очень редко. Вероятно, тогда же, в XVI веке, над западной частью собора поставили две глухие главы. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами.
   На протяжении полутора столетий Благовещенский собор служил домовой церковью московских князей и царей. Протопоп великокняжеской церкви был, как правило, духовником государя и хранителем государевой печати. Есть сведения о том, что иногда он венчал царей брачным венчанием в Успенском соборе, крестил царских детей в Чудовом монастыре. В подклете домового храма традиционно находилась великокняжеская, а позже и царская казна, для которой после страшного пожара 1547 года  построили Казенную палату, примыкавшую к восточной и южной папертям собора. Здание палаты и восточная паперть были разобраны в XVIII веке.
   Собор предназначался для церемоний семейного характера. Сюда совершали торжественный выход из дворцовых покоев московские князья и цари в дни своих именин, священник собора нарекал имя новорожденному в царской семье.
   На южной паперти царь переодевал платье во время каких-либо празднеств на Соборной площади. Северо-западной папертью во дворец проходили послы иноземных государей.
   В Вербное Воскресение из придела Входа в Иерусалим совершалось торжественное шествие в собор Покрова на Рву у Спасских ворот с участием митрополита, а также патриарха и царя.
   Столь же торжественно в Великую Пятницу накануне Пасхи царь со свитой и патриарх с многочисленным духовенством переносили мощи святых из Благовещенского собора в Успенский для совершения чина омовения мощей.
   Среди многочисленных святынь домовой великокняжеской Благовещенской церкви сохранились связанные с этим важным литургическим действием серебряные позолоченные миниатюрные раки с мощами вселенских святых конца XVI – первой трети  XVII века.. В 1894 году была сооружена общая рака для их хранения. Все мощевики представляют собой продолговатые ящички, крышки которых первоначально были съемными. На крышках вычеканены образы тех святых, чьи мощи находились внутри.
   Внутреннее пространство Благовещенского собора невелико. Он значительно уступает по своим размерам кафедральному Успенскому и великокняжескому Архангельскому соборам, что объясняется его назначением как домовой церкви.
   Особую выразительность придает ему контраст низких сводов под хорами с высоким подкупольным пространством. Четыре квадратных в плане столпа поддерживают двухступенчатые арки сводов, на которых покоится барабан. В северо-западном углу собора полукруглый выступ стены скрывает винтовую белокаменную лестницу, ведущую на хоры. Наличие алтарной преграды, хоров, когда-то отделявшихся от центральной части собора стеной, минимальное количество окон (окна барабана и северной, и южной стен растесаны в XIX веке) – дань старым архитектурным традициям.
   Из мемуаров путешественника XVII столетия секретаря Антиохийского патриарха Павла Алеппского достоверно известно, что «пол из кусков мрамора прекраснейших цветов» уже был настелен в соборе в середине XVII века. Исследования последних десятилетий позволили предположить местное, то есть московское, происхождение разноцветных и разновеликих плиток кремня в Благовещенском соборе, возможно, связанное с ледниковыми отложениями в московской или подмосковной земле.
   Переделки Большого Кремлевского дворца в XVIII – XIX коснулись и примыкавшей к нему церкви: был уничтожен низкий арочный свод центрального нефа под хорами, ажурной металлической решеткой заменили невысокую стену, отделявшую хоры, узкие окна северной и южной стен растесали, сделав их тройными. В результате не только изменился характер интерьера, но и пострадали фрески, украшавшие его.
   Первое летописное известие о росписи собора относится к 1508 году, когда Василий Иванович, сын Ивана III, стал украшать стенописью и иконами новые храмы, построенные его отцом.
   Сохранившийся ансамбль настенных росписей был исполнен вскоре после июньского пожара 1547 года.
   Главная тема росписи – «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Иллюстрации к этой древнейшей из евангельских книг занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция «Страшный суд» на западной стене входит в этот ряд иллюстраций, завершая его. Особо выделены сюжеты, связанные с грозными предзнаменованиями: землетрясением, горем и смертями, войнами. Они занимают верхние части арок и стены под хорами. Мир представленных здесь образов сложен для восприятия сегодня. Однако современники хорошо понимали их скрытый смысл, продиктованный в основном обстановкой того времени, когда обострилась борьба официальной церкви, поддерживаемой царем, с еретическим движением, подвергшим критике писания святых отцов.
   Композиции, иллюстрирующие «Апокалипсис», обращают на себя внимание сложными пространственными разворотами фигур, незаметным переходом одной сцены в другую, зачастую отсутствием традиционной разгранки между ними, благодаря чему сюжет динамично развивается.
   Другая не менее важная тема росписи – наследственность власти московских правителей от византийских императоров. Их фигуры: Михаила III, восстановившего иконопочитание в Византии, и его жены Феодоры; Константина, узаконившего христианство в Византии, и матери его Елены, по инициативе которой был найден крест Распятия, а также изображения русских князей: Ивана Даниловича и Александра Невского, Владимира и Ольги – расположена на западных стенах. Строго фронтальные позы, величавые жесты подчеркивают важность темы, которую эти образы вносят в смысл росписи, а положенные крупными плоскостями холодные ярко-красные, изумрудно-зеленые, голубые, белые цвета выделяют их из общей картины.
   На протяжении веков фрески несколько раз поновляли. Впервые они были раскрыты из-под записей во 2-й половине ХХ века и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников.
   Средоточием русского храма с конца XIV – начала XV века становится высокий многоярусный иконостас. Благовещенский собор украшает древнейший среди сохранившихся высоких иконостасов на Руси. Это одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве древних икон которого до сих пор идут споры.
   Старейшая часть иконостаса – деисусный и праздничный ряды. На основании летописного текста о росписи первого Благовещенского собора в 1405 году ученые считали, что над ними работала одна артель, которую возглавлял греческий мастер Феофан, а под его началом трудились русские монахи Андрей Рублев и Прохор из Городца. Полагали, что те же мастера написали иконы для соборного иконостаса. Исследования последних лет показали, что иконы двух рядов написаны различными красками и живописными приемами, что свидетельствует не только о работе двух независимых друг от друга художественных артелей, но и разных церквах, для которых они были созданы.
   Высокие стройные фигуры Деисуса предстоят с молитвой за человеческий род Спасителю, восседающему на престоле среди сил небесных. Икона Спасителя в иконографии «Спаса в силах» является основным образом многоярусного иконостаса, а в данном случае и самым первым примером подобной иконографии в центре деисусного ряда. В его состав входят Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. Торжественности явления Бога, величию этого события сопутствует обособленность и замкнутость фигур, драгоценность цветовых сочетаний, неповторимая физиономическая индивидуальность каждого участника молитвенного предстояния. Центральные девять икон написаны в конце XIV века. Исследователи связывают их с выдающимся греческим иконописцем. Им мог быть Феофан Грек, работавший в эти годы в Москве.
   Выше Деисуса помещены иконы праздников – событий евангельской жизни Иисуса Христа, написанные русскими мастерами в начале XV века. Вид многофигурных композиций за несколько веков их существования очень изменился: первоначальный рисунок искажен, золото фона утрачено, лаковые тонировки потемнели, скрыв первоначальный цвет. О датировке икон и их авторстве много лет спорят исследователи. Однако они единодушны в том, что иконы написаны выдающимися мастерами и являются лучшими образцами русской иконописи начала XV века. Одна из версий связывает половину ряда с иконописцем Андреем Рублевым, представителем московской школы живописи, оказавшим громадное влияние на развитие русского искусства в целом («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»). Рублев работал в Благовещенском соборе Кремля, Успенском соборе Владимира, Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве, где и закончил свой земной путь. Самой известной его иконой стала «Троица», которая находится сейчас в Третьяковской галерее.
   Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды.
   Образы, написанные в середине XVI века, представляют меньший интерес по иконографии и составу, чем Деисус и праздники. Возможно, в иконостасе Благовещенского собора сохранился самый древний пророческий чин с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем Христом в центре и стоящими перед нею пророками, изображенными с развернутыми свитками в руках то в сильном движении, то в состоянии созерцательного покоя. Авторами икон, скорее всего, были московские иконописцы, вместе с новгородцами и псковичами принимавшие участие в восстановлении росписи галерей собора после пожара в 1547 году. Об этом свидетельствуют колорит, позы, одежды, характер построения фигур.
   Праотеческий ряд представляет собой иконы с живописью середины XVI столетия – изображениями полуфигур праотцев в архитектурном обрамлении. К 1771 году они были врезаны в доски в форме кокошников.
   Существование минейного, или пядничного, ряда в иконостасе – явление редкое, специфически московское, присущее иконостасам домовых храмов. Почти весь сохранившийся ряд икон на загрунтованном холсте с изображением месячных миней, праздников м святых написан художником Д.Г. Шумиловым в 1818 году вместо пропавших во время оккупации Кремля войсками Наполеона.
   В начале XVIII столетия окончательно сформировался состав местного ряда. В него вошли наиболее почитаемые и, вероятно, самые древние иконы Благовещенского собора: «Богоматерь Донская» конца XIV века (сейчас в Третьяковской галерее), «Богоматерь Тихвинская с чудесами» и «Спас с припадающими Сергием и Варлаамом, с притчами» середины XVI века, «Четырехчастная» икона, написанная между 1547 и 1551 годами псковичами по заказу священника Благовещенского собора Сильвестра, руководившего восстановлением царского домового храма после летних пожаров 1547 года. Ее появление в соборе вызвало яростные споры: непривычны были сложная композиция, изображение Спасителя в виде воина с мечом и многое другое. Дьяк Иван Висковатый считал, что икона была непонятна многим современникам из-за новизны символики, отвлеченности понятий, перенасыщенности сюжетами и нарушения древних канонов православного иконописания. Эти обвинения  специально разбирали на церковном соборе 1553-1554 годов. Митрополит Макарий, а за ним весь собор утвердили и догматически обосновали законность новых художественных приемов и образов. Сохранившиеся документы дают уникальную возможность почувствовать время и среду существования иконы вскоре после ее создания. Форма, объединяющая на одной доске 4 сюжета, не была новой для Руси. Особенность этой иконы заключается в том, что все ее части связаны единой догматической основой и представляют собой сложный религиозный трактат, где история земного мира излагается в его связи с историей космической: заранее предначертанное спасение человечества через Крестную смерть Сына Божия, утверждение троичности и единства Бога. Сюжет последовательно переходит из одной части в другую, от одного события к другому. Чтение идет по кругу с верхней левой части (начальный акт Божественного домостроительства), затем переходит в нижнюю левую часть (события ветхозаветной истории до прихода Христа на землю), затем – в нижнюю правую часть (победа над смертью и Адом через крестную смерть Христа) и наконец завершается в верхней правой части (Единородный Сын возвращается в лоно Отца). Над каждой частью иконы на верхнем поле помещена надпись, раскрывающая ее основное содержание.
Повышенная цветовая активность, отсутствие тональных переходов соответствуют псковской иконописной традиции, в то же время объединяют отдельные части иконы. Среди многочисленных персонажей особым изяществом поз и движений выделяются ангелы и архангелы. В фигурах святых и людей нет такой изощренности, их движения активнее и грубее. Динамичным характером отличается рисунок горок с широкими площадками, разорванными силуэтами. В некоторых случаях рисунок похож на головы чудовищ с раскрытыми пастями.
  
   Рама для особо почитавшейся в соборе иконы «Богоматерь Донская» была написана мастерами Оружейной палаты около 1700 года, вероятно, в связи с ремонтными работами, проводимыми по указанию Петра I. В восемнадцати круглых клеймах-медальонах рамы помещены оплечные изображения: Евы (вверху в центре), Сары, Сусанны (внизу в центре), Рахили, Руфи, Эсфири и других. Каждый лик сопровождает однострочный текст, исходящий из уст ветхозаветных праведниц. Они пребывают в состоянии «мысленного пения», исполняя хвалебный гимн Богородице, почитаемый образ которой был заключен внутри рамы. Сегодня в ней стоит образ Богоматери типа Смоленско-Шуйской XV века из кремлевской церкви Николы Гостунского.
   Икона «Благовещение, с Акафистом в клеймах» - храмовый образ собора, первая половина XVII века. Средник ее представляет уменьшенную копию с новгородской иконы XII века «Благовещение Устюжское», которую при Иване Грозном привезли в Москву из Новгорода. Вокруг на полях написаны 25 клейм, иллюстрирующих гимн, славящий Богородицу.
   Особенностью местного ряда Благовещенского иконостаса является постоянное место в нем для тезоименной иконы московского царя (следующая после храмовой иконы). Напротив тезоименной иконы находилось моленное царское место, под шатром которого государь стоял во время службы. Икону писали вскоре после венчания на царство, а после смерти правителя она занимала место в надгробном иконостасе царской усыпальницы – Архангельского собора.
   Икона «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» со святыми, тезоименными Петру и Ивану, была написана в 1683 году, когда они одновременно венчались на царство (образ Алексея Человека Божия, патрона их отца, дописали в XVIII веке). Переживший своего брата и принявший титул императора Петр I был похоронен в соборе Петропавловской крепости. Икона оказалась невостребованной.
    Икона «Николай Чудотворец» относится к редко встречаемому на Руси типу подписных обетных икон. Была написана в 1699 году по обещанию протопопа Благовещенского собора Феофана, духовника государя, его сыном Федотом Ухтомским.
   Серебряные позолоченные Царские врата иконостаса изготовлены в 1818 году взамен древних, пропавших при отступлении из Москвы войск Наполеона. На них в технике чеканки искусно представлены фигуры четырех евангелистов и «Благовещение». К этому же времени относятся медные посебренные кандила (светильники) перед иконостасом.
   Конструкция иконостаса за несколько столетий менялась не один раз. Раму из золоченой чеканной бронзы с цветными эмалевыми вставками и слюдой, объединившую разновременные иконы, исполнили по императорскому заказу в 1896 году мастера московской фабрики фирмы И.П. Хлебникова по рисунку архитектора Н.В. Султанова. (Султанов – инженер, архитектор, историк искусств, академик. Один из теоретиков эклектики в архитектуре. Являлся членом строительной комиссии Исторического музея, строил памятник Александру III в Московском Кремле, проектировал около сорока церквей, разрабатывал для них иконостасы, реставрировал храмы XVII века).
   От окружавших собор со все сторон галерей сохранились лишь два когда-то независимых друг от друга крыла. Проем, соединяющий парадную северо-западную галерею с деловой южной, прорублен, вероятно, не ранее XIX века.
   В XVI столетии северо-западная галерея и крыльцо были украшены фресками. Первые сведения о них появились в 1520 году. Сохранившаяся же роспись выполнена после пожара 1547 года. Весь свод галереи занимает «Древо Иессеево» - родословие Иисуса Христа на основе Евангелий от Матфея и Луки, дополненное образами пророков, праматерей, библейскими сценами. Мотив вьющейся виноградной лозы объединяет отдельные фигуры и целые группы. Уникальная особенность композиции – обилие фигур, ее иллюстрирующих, и иконография античных философов, включенных в родословие Иисуса Христа как провозвестников учения о богочеловеке, что подтверждают развернутые свитки с надписями в их руках. Вергилий, Плутарх, Гомер, Аристотель, Анаксагор, Фукидид, Зенон облачены в причудливые одеяния, иногда напоминающие традиционную русскую одежду. Образы античных философов – новая тема в русской живописи середины XVI века.
   На пилястрах наружных стен собора изображены московские князья: Даниил Александрович и Дмитрий Донской – на северной стене, Василий Дмитриевич, Иван III и Василий III – на западной. Между фигурами князей на наружных стенах собора написаны три большие композиции: «Чудо с пророком Ионой» - на северной стене, «О тебе радуется» и «Ветхозаветная Троица» - на западной. Менее всех подвергалась поновлениям «Ветхозаветная Троица», так как ее закрывал драгоценный оклад. Две другие композиции иллюстрируют Книгу пророка Ионы и гимн в честь Богородицы. В конце XIX века их реставрировали, но неудачно: в поисках более древней живописи красочный слой был почти полностью снят. В торце западной галереи помещается многофигурная композиция, иллюстрирующая одну из ступеней «Лествицы» Иоанна Лествичника, - «Подвиги монастырских затворников». Стену над входом со стороны северного крыльца занимает монументальный образ Спаса Нерукотворного середины XVII века.
   Первая научная реставрация живописи галерей прошла в начале 1980-х годов. Авторский слой живописи середины XVII столетия был освобожден из-под поздних записей. Там, где первоначальная живопись не сохранилась, реставраторы, очистив поверхность от загрязнений, оставили участки живописи XVIII-XIX веков. После завершения работ открылась красота светлой и просторной галереи с высокими сводами и широкими арочными проемами.
   Северный и западный входы из галереи в собор обрамлены резными порталами, созданными в самом начале XVI столетия итальянскими резчиками. Поверхность белого камня плотно заполнена тонкой по исполнению и сложной по рисунку рельефной резьбой. Изображение ваз, светильников, дельфинов, сфинксов было очень популярно в эпоху Возрождения. Раскраска золотой и голубой красками сохранилась с XVIII века.
   Высокие двустворчатые двери, ведущие в собор, выполнены в пришедшей на Русь из Византии редкой и эффектной технике золотой наводки по медному листу. Датировка их колеблется в пределах конца XV- начала XVII века. Христианский праздник Благовещения и ветхозаветные пророки соседствуют на створках с языческими античными философами.
   Южная галерея занимала в соборе особое положение. Она соединяла домовую церковь с Казенной палатой, с покоями великого князя, служила переходом в Архангельский собор.
   К 500-му юбилею собора в 1989 году в южной галерее была открыта экспозиция, призванная показать собрание икон, которым обладал в древности домовый царский храм. Среди экспонатов – редкостный по красоте запрестольный крест 60-70-х годов XVI столетия из алтаря Благовещенского собора, иконы XIV-XVI веков из главного иконостаса собора и его приделов. В одной из витрин восстановлен иконостас из придела Собора архангела Гавриила, находящегося над северным крыльцом. Иконы написаны в 1560-е годы большой группой царских мастеров, среди которых значительную часть составляли новгородцы.
   С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля в соборе совершается патриаршее богослужение.


Количество показов: 166
Рейтинг:  3.2

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.