Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

15.11.2016

Архангельский собор

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
   Строительством Архангельского собора в 1505-1508 годах была завершена перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная великим князем Иваном III Васильевичем (1462-1505). В период его правления закончился процесс объединения русских земель, освободившихся от монголо-татарского ига, вырос международный престиж набирающего силу московского государства. Отражением этого процесса стало грандиозное строительство в Кремле. В идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома. Храм, по традиции, посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы, отправляясь на войну, дабы вымолить духовную силу для подвига. Здесь им приносили клятву верности младшие братья. В храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.
   Архангельский собор, построенный итальянским архитектором Алевизом Новым, стоит открыто, на виду – на бровке Боровицкого холма – и является самым своеобразным среди памятников, образующих целостный и завершенный ансамбль Соборной площади Кремля. Возведенный на месте белокаменного собора времени княжения Ивана Калиты (1325-1340), новый храм был не просто выше и больше старого: он поражал современников необычностью вида, в котором угадывался образ итальянского палаццо.
   Фасады Архангельского собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация: над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными композитными капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний – широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары выполнены в виде больших рельефных раковин. Непривычны для русского храма и круглые окна-медальоны в центральной закомаре западного фасада. Первоначальная двухцветность фасадов – краснокирпичные стены и белые декоративные детали – также акцентировала ордерную схему их построения.
   Типичная для итальянской архитектуры ордерная декорация как бы «наложена» Алевизом Новым на традиционную для домонгольской Руси конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием. В решении внутреннего пространства отчетливо видна связь с древнерусской архитектурой. Дробность и затесненность пространства собора массивными, почти квадратными в плане столпами, делящими здание на три нефа, является характерной особенностью его интерьера. К основному объему здания было пристроено узкое четырехэтажное помещение, на третьем и четвертом этажах которого устроили приделы и библиотеку.
   Новым для Древней Руси стало архитектурное решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Все порталы собора, выполненные из белого камня, увенчаны резными акротериями (акротерий - скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения классического ордера) и украшены тонко проработанным стилизованным растительным орнаментом, типичным для итальянского Возрождения.
   Собор с течением времени претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма устроили два придела – Покровский, переименованный в  XIX столетии в придел Святого Уара, и придел Иоанна Предтечи. Тогда же к собору с трех сторон – северной, западной и южной – примкнула открытая галерея, где во время пышных торжеств находились почетные гости. В XVIII веке галерея была разобрана, центральная глава, прежде шлемовидная, получила луковичную форму, часть южного фасада закрыли белокаменные контрфорсы, закомары (закомара – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; повторяет очертания расположенного за ней цилиндрического свода) приобрели стрельчатые очертания, с них убрали декоративные украшения. Очевидно, в это же время своды и главы утратили первоначальное покрытие лощеной черепицей двух цветов – красного и черного. В XIX столетии к южной стороне собора пристроили двухэтажную палатку для священнослужителей, которую в XX веке переделали в одноэтажную.
   Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652-1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича, так как стенопись времени Ивана Грозного к этому времени сильно обветшала. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и композиционную схему старой росписи. 92 художника, отобранные Симоном Ушаковым, знаменитым изографом, участвовали в создании стенописи собора. Среди них – Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов, Федор Козлов – живописцы Оружейной палаты Московского Кремля, Иосиф Владимиров из Ярославля, Гурий Никитин и Сила Савин из Костромы, искусные мастера из других городов Руси.
   Система расположения, а также сюжетный состав росписи необычны. В центральном куполе, на месте традиционного изображения Христа Вседержителя, находится композиция «Отечество», иллюстрирующая догмат о триедином Боге. Бог Отец в белых одеждах держит на коленях Бога Сына. Между ними витает белый голубь, олицетворяющий Святой Дух.
   Вера в Троицу занимает центральное место в Символе веры – кратком изложении основных догматов христианского вероучения.
   Венчанный на царство Иван IV с первых месяцев правления вместе с высшими церковными иерархами активно занялся выработкой идеологической программы самодержавия. Все подчинялось безусловной формуле: власть самодержавна, прочна, если христианская вера в государстве непоколебима. Правительство и церковь принимали самые крутые меры, чтобы в корне пресечь вольнодумство и утвердить «истинный закон христианский». Как отражение этой непримиримой позиции на стенах некрополя появились развернутые изображения – «Символ веры».
   На северном склоне главного свода изображен Первый Вселенский собор, созванный в 325 году в Нике по инициативе императора Константина. На этом соборе был утвержден Символ веры и заключен союз императорской власти с государством. Отныне забота об укреплении церкви, защита благочестия стали важнейшей миссией государства. На западной стене собора предстает перед глазами грандиозная картина мироздания: от сотворения мира Богом до Страшного Суда, на котором будут решаться конечные судьбы живых и мертвых.
   На южной и северной стенах собора расположены композиции, повествующие о деяниях архангела Михаила, первым поднявшегося на борьбу с падшим ангелом Сатанаилом. В цикле деяний значительная часть отведена сюжетам воинской тематики. Это не случайно: замысел росписи сложился в период победоносных войн Ивана Грозного, которого современники сравнивали с ветхозаветным военачальником Гедеоном, победившим неверных, и императором Константином, много сделавшим для признания христианства. На южной стене в третьем ярусе изображена победа израильтян во главе с Гедеоном над войском мадианским. Эта библейская сцена ассоциировалась с победами царя над Казанским и Астраханским царствами, поскольку на Руси татар считали потомками библейских мадианитян.
   На северной стене представлено «Видение звездного креста императору Константину», предвещающее победу над Максенцием, последним императором, стремившимся возродить былое величие языческого Рима. Именно эта победа Константина определила начало становления христианства как государственной религии. Божественная помощь в борьбе с неверными – основная идея композиций, в которых главным действующим лицом является архангел Михаил, хранитель веры христианской. Один взмах его меча повергает в ужас врагов и вселяет уверенность и спокойствие в ряды поборников веры. Не кто иной как архангел Михаил послан отдыхающему в шатре Константину для истолкования видения звездного креста – знамения победы над язычниками.
   В стенописи собора нашла свое живописное воплощение и тема «нестяжательства». Нестяжатели выступали против накопления богатств и земель церковью, считая это препятствием на пути к духовному самосовершенствованию.
   Пять композиций во втором ярусе росписи южной стены повествуют об отроке Василии, нашедшем золото. Отрок рассказал о своей находке настоятелю монастыря и вместе с монахами был послан им за кладом. Монахи золото присвоили, а юношу утопили. Затем, возвратясь в монастырь, они сообщили настоятелю, что Василий их обманул, а сам сбежал. Однако архангел Михаил спас отрока из морской пучины и чудесным образом перенес его в монастырь. Злодеяние монахов было разоблачено, они повинились и вернули золото. Повесть об отроке Василии, созданная  монастыре на Афоне, уже в XV веке была известна на Руси, а в XVI столетии митрополит Макарий включил ее в Великие Минеи-Четьи, представляющие собой многотомный свод житий святых.
   Появление этого сюжета в Архангельском соборе связано, по-видимому, с критикой церковного землевладения, развернувшейся в 1550 году на Стоглавом соборе с целью упрочения единодержавной политики московского государя.
   Единодержавие, освященное церковью, союз государства и церкви – суть программы росписи главного великокняжеского собора.
   Концепция царского родословия окончательно сформировалась только в середине XVI века и наиболее полно отражена в «Книге степенной царского родословия», где русская история представлена единой цепью святых московских государей и их предков, «богоутвержденных скипетродержателей», ратным подвигом снискавших «венец славы» в борьбе с неверными за «чистоту веры». Идея прославления великокняжеской и царской родословной развернута в Архангельском соборе ярко и последовательно. Более 60-ти условных портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе росписи стен. Открывают эту уникальную галерею образы княгини Ольги, «предтечи русского рода в благочестии к Богу» (восточная грань северо-западного столпа, 2-й ярус) и великого князя Киевского Владимира Святославича, крестившего Русскую землю (западная грань северо-восточного столпа, 2-й ярус). На соседних гранях того же столпа изображены сыновья Владимира – Борис и Глеб, погибшие во время междоусобной борьбы за киевский престол и причисленные к лику святых за мученическую смерть. Первые русские святые Борис и Глеб почитались помощниками воинства в защите  родной земли от врагов.  
   Владимирское великое княжение представлено, прежде всего, образом Андрея Боголюбского (северная грань юго-восточного столпа, первый ярус), влиятельного и грозного воеводы, князя, отказавшегося от киевского престола. При нем впервые на главенствующую роль среди русских княжеств стала претендовать Владимирско-Суздальская земля.
   На северной грани юго-западного столпа в первом ярусе изображен великий князь Владимирский Александр Ярославич, доблестный полководец и мудрый политик, одержавший знаменательную победу над шведами в битве на Неве в 1240 году и нареченный народом Невским. Его сын, Даниил Александрович, стал родоначальником династии московских князей. Сын Даниила – Иван, прозванный Калитою за умелую политику собирания русских земель, был уже великим князем на Москве.
   Архангельский собор – древняя усыпальница московских князей, поэтому их родословная представлена в росписи наиболее полно. На стенах собора над гробницами написаны «воображаемые портреты» погребенных здесь великих и удельных князей. Среди изображенных в первом ярусе южной стены – великие князья Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской, Иван III, много сделавшие для возвышения Москвы и создания единого Русского государства.
   Напротив западного входа, на северо-западном столпе запечатлен образ донатора храма, великого князя Василия III, продолжившего объединительную политику своего отца Ивана III. Присоединив к Москве Рязанское княжество, Псков, Смоленск, Василий III с полным правом мог считать себя «великим князем всея Руси». При нем 8 ноября 1508 года был освящен в честь архангела Михаила собор, построенный Алевизом Новым.
   Роспись Архангельского собора монументальна и величественна. Очевидно тяготение мастеров к масштабности и, вместе с тем, к простоте и ясности композиций, не отягченных подробностями сюжета. События развиваются неторопливо, движения персонажей сдержанны и внутренне обоснованы. Удлиненность пропорций придает фигурам своеобразное изящество. Лики выполнены уверенным пластическим рисунком, в мягкой живописной манере, характерной для иконописи XVII века. Богатые княжеские одежды украшены орнаментом, который напоминает узоры дорогих заморских тканей, бытовавших на Руси в то время. В цветовом решении стенописи преобладают сдержанные, спокойные чистые цвета: золотисто-желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, красный. Особая «тихость», цветовая гармония, образная целостность в сочетании со свежестью мировосприятия отличают роспись великокняжеской усыпальницы.
   Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести достаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для князей одной династии. Родовые усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который в христианской мифологии был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Начиная с  XIV века, здесь хоронили представителей московских правящих династий: Рюриковичей и Романовых. Захоронения князей рода Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены собора погребены в основном великие московские князья; вдоль западной – удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Таковы захоронения князей Старицких, Владимира Андреевича и его сына Василия, жертв опричной политики Ивана IV.
   Исключительное значение Иван IV придавал созданию своей усыпальницы в дьяконнике – южной части алтарного помещения собора. Устройство особой усыпальницы было связано с принятием Иваном Грозным царского титула. Этим актом окончательно утверждалось единодержавие на Руси, которая к XVI веку стала одним из сильнейших государств Европы. Здесь же находятся захоронения сыновей Ивана Грозного – Ивана, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора, правившего после смерти отца. В усыпальнице Ивана Грозного частично сохранилась стенопись XVI века, обнаруженная во время научно-реставрационных работ 1953-1956 годов. Интересна композиция «Прощание умирающего с семьей». У изголовья ложа умирающего князя стоит его старший сын, которого отец обнимает правой рукой за плечи. В ногах сидит княгиня с младшим сыном на коленях. На втором плане изображены ангел и бес, ведущие борьбу за душу умирающего. Эта сцена напоминает описание описание предсмертного часа Василия III, отца Ивана Грозного, приведенное в «Книге степенной царского родословия».
В 1963 году гробницы, находящиеся в дьяконнике, были вскрыты для археологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагам останкам восстановил внешний облик царей Ивана Грозного и Федора Ивановича.
   В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана Грозного – царевич Димитрий, который погиб в Угличе в 1591 году в возрасте неполных восьми лет. При царе Василии Шуйском он был канонизирован.
   По одной из версий, царевича убили люди, подосланные Борисом Годуновым. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора. В 30-е годы  XVII века над ней была сооружена белокаменная резная сень; по низу установлена бронзовая литая ажурная решетка; в стилизованные виноградные лозы вплетены фигурки единорогов, которые в христианской мифологии символизируют чистоту и невинность.
   Святой царевич Димитрий Угличский – икона XVII века.
   Слева от раки – подсвечник, пожертвованный в Архангельский собор жителями Углича после эпидемии холеры, которая обошла город стороной благодаря заступничеству их покровителя – святого царевича Димитрия.
   Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иван Алексеевич – отец и единокровные братья Петра I.
   После основания новой столицы – Санкт-Петербурга _ московский Архангельский собор теряет значение усыпальницы. Российских императоров, начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Петербурга. В Архангельском соборе  погребен только император Петр II, внук Петра I, умерший в 1730 году в Москве от черной оспы.
   Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.
   Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол, в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью.
   В начале  XX века надгробия были заключены в латунные застекленные футляры.
  
   Сохранившийся до наших дней иконостас Архангельского собора состоит из четырех ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Над пророческим рядом помещено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, вырезанное из дерева и расписанное художниками Федором Зубовым и Михаилом Милютиным. В пророческом ряду изображены ветхозаветные пророки с развернутыми свитками, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении – появлении Иисуса Спасителя на земле. В центре этого ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях – образный пересказ пророчества Исаии: «Се дева во чреве примет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил». Еммануил – еврейское имя Иисуса Христа, означающее «С нами Бог». Суть деисусного ряда – моление, ходатайство перед Богом за человечество, в первую очередь Богоматери, давшей миру Спасителя, и Иоанна Предтечи, последнего в ряду христианских пророков, непосредственного предшественника Иисуса Христа, крестившего его в реке Иордан. В центре ряда – образ Христа Судии, восседающего во Славе на престоле, - главный, объединяющий все образы иконостаса.
   В праздничном ряду изображены те события Нового Завета, которые особенно торжественно празднуются церковью. Обычно праздничные иконы располагаются по течению церковного года, все дни которого посвящены христианским праздникам и святым, но иногда и в хронологическом порядке евангельских событий. Последовательность евангельских событий соблюдена в левой части праздничного ряда иконостаса Архангельского собора, где представлены Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие.
   Нижний ярус иконостаса называется местным. В центре его – Царские, или Райские врата, символически представляющие вход в Царствие Божие, небесный Рай. На северных и южных дверях, также ведущих в алтарь, изображаются ангелы и святые диаконы как сослужители при совершении Таинств.
   Вторая икона направо от Царских врат – храмовый образ «Архангел Михаил, с деяниями» - древнейшая икона в иконостасе Архангельского собора. Стилистические особенности образа позволяют отнести его исполнение к 1399 году, когда в соборе работал со своими учениками знаменитый художник Феофан Грек, прибывший на Русь из Византии. Создание этого монументального образа было овеяно высокими гражданскими идеями: единением против врагов, верой в конечную победу, воодушевлявшей русских людей. Средневековая Русь верила в помощь божественного заступника – архангела Михаила. Величественная фигура ангела-воителя в алом плаще и блестящих доспехах, с мечом в руке (изображение меча во многом утрачено) выступает из мерцающего золотого фона иконы. «И вид твой огнен и доброта чудна», «божественного сияния чистейшее зеркало» - такими словами восхваляет архангела Михаила автор гимна, сложенного в его честь.
   В восемнадцати клеймах, обрамляющих средник, центральную часть иконы, представлены деяния архангела Михаила, прославляющие его как идеального воина, во всякое время готового к бою со злом за победу добра. Древнерусский мастер создал эпический образ «совершенного полководца совершенного полка небесных сил», исполненного благородства и несокрушимой силы.
   Клеймо «Изведение Петра из темницы». Рассказ о чудесном спасении от казни апостола Петра, брошенного в темницу по приказу языческого царя Ирода Агриппы I. Ночью накануне казни апостолу явился ангел и тайно вывел его из темницы.
   Клеймо «Борьба Иакова с ангелом». Возвращаясь в землю Ханаанскую, Иаков очень боялся встречи с братом своим Исавом, у которого он хитростью выманил первородство. Ночью во время молитвы явился таимнственный незнакомец и боролся с Иаковом до зари, и повредил ему бедро, и сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль (Богоборец), ибо ты боролся с Богом». Встреча с братом Исавом прошла мирно и любовно.
    Клеймо «Посечение ассирийского войска» повествует о том, как многочисленное войско ассирийского царя Сеннахирима, осадившее Иерусалим, было разбито небесным войском во главе с архангелом Михаилом. Эта помощь была ниспослана иудейскому царю Езекии за его «высокое благочестие и любовь к отечеству».
   Клеймо «Чудо в Хонех» рассказывает о спасении архангелом Михаилом посвященного ему храма, который хотели затопить язычники. Архангел Михаил ударил жезлом в камень, находящийся возле храма, и образовалось «ущелье», в которое и погрузились воды, не причинив вреда святой обители. Это место было названо «Хони», то есть «погружение».
   Необычна по композиции вторая икона налево от Царских врат – так называемое «Устюжское Благовещение». Особенность образа – в наглядном изображении воплощения благой вести, принесенной архангелом Гавриилом: на груди Девы Марии «аки сквозь дым» просматривается фигурка еще не рожденного младенца Христа. Эта икона была выполнена во 2-й половине XVI века, в царствование Ивана Грозного, и представляет собой список с новгородской иконы XII века того же названия, привезенной в Москву после пожара 1547 года и находившейся в иконостасе Успенского собора (ныне – в Третьяковской галерее).
   Иконы всех рядов иконостаса, кроме храмового образа и «Устюжского Благовещения», созданы в 1679-1682 годах царскими изографами, которыми, возможно, руководил Федор Зубов, один из лучших мастеров Оружейной палаты, ближайший помощник знаменитого художника Симона Ушакова.
   Икона «Распятие» из праздничного ряда – единственное произведение в иконостасе, подписанное художником. Этот образ написал в 1684 году Михаил Милютин. Иконы XVII века выполнены в новой живописной манере, с использованием правил линейной перспективы и активной светотеневой моделировки объемов.
   Долгое время считалось, что деревянная конструкция иконостаса конца XVII столетия была гладкой, а пышный декор центральной части и местного ряда появился при восстановлении интерьера после разорения, причиненного нашествием французов в 1812 году. Однако последние исследования убедительно доказали, что в иконостасе изначально, то есть с конца XVII века, сочетались гладкие и резные формы. Спокойный ритм гладких колонок трех верхних ярусов сменяется в центральной части иконостаса причудливой игрой света и тени. Центральные колонки верхних рядов и колонки местного ряда украшены сочной ажурной резьбой из вьющихся виноградных лоз. Венчают колонки великолепные коринфские капители. Горельефная резьба выполнена искуснейшими мастерами в лучших традициях стиля «московское барокко», для которого характерны грандиозность, пышность, патетическая приподнятость.
   Первоначально резной декор иконостаса был не только позолочен, но и посеребрен и расцвечен красной и голубой красками. Полихромную окраску иконостас утратил, вероятно, в 1853 году, когда произвели основательный ремонт его конструкции, после чего все детали резьбы заново позолотили, а голубой фон сменили на малиново-красный. В 1770-х годах обветшавшие Царские врата заменили новыми – резными с позолотой, украшенными шестью овальными иконами, написанными на металле, с традиционными изображениями Благовещения в центре и четырех евангелистов.
   Архангельский собор – уникальный памятник культуры, вобравший в себя творческие искания итальянского зодчего и царских изографов. В росписи ясно изложены главные политические идеи времени правления первого русского царя Ивана Грозного. Этот храм-усыпальница – неотъемлемая часть живой истории Кремля, Москвы, Русского государства.    
                


Количество показов: 195

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.