Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

15.11.2016

Патриаршие палаты

                                  ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

- один из интереснейших музеев Московского Кремля. Он знакомит с неповторимым по своей яркости и своеобразию искусством XVII в., с различными сторонами быта верхушки общества – царя, бояр, духовенства.
   Централизация государства и объединение почти всех русских земель открыли дорогу для развития и расцвета экономики, торговли, ремесел. Появление новых городов –посадов, населенных торговым людом, ремесленниками, формирует третье сословие. Экономический расцвет России способствовал расширению ее торговых и культурных связей с другими странами.
   Развитие экономики и торговли сопровождалось активным обменом знаниями, опытом, мастерством. В сознании русского народа начинает разрушаться средневековое мировоззрение, формируется новая картина мира, в результате русская культура приобретает все более светский характер.
   Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов построен в 1635-1656 гг. под руководством талантливого русского зодчего Антипа Константинова. Этот архитектурный комплекс включает разнообразные типы жилых светских построек от крупных парадных зал до небольших помещений личного назначения.
   Комплекс гармонично вписан в ансамбль Соборной площади, Фасад, обращенный к площади, обработан аркатурными поясами, напоминающими аналогичные элементы Успенского собора. Декор барабанов глав патриаршей церкви перекликается с убранством куполов Архангельского собора. Северный фасад, не парадный, оформлен иначе. Окна имеют наличники с кокошниками, парапет крыльца украшен цветными изразцами. Первый этаж использовался для хозяйственных нужд, второй этаж занимали палаты для приема царя, иностранных послов и заседаний Священного Синода. Дворец менее обширен, чем царские покои, однако занимаемое им место в центральной части Кремля указывает на высокое положение главы русской церкви.
   В 1652 г. патриархом становится Новгородский митрополит Никон. По значению и богатству он был вторым лицом в государстве.
   В 1700 г. умирает патриарх Адриан. Петр I учреждает вместо патриаршества духовное ведомство Синод, который полностью контролируется царем. Как и столица, Синод переносится в Петербург, а в этом здании размещаются различные конторы Святейшего Синода.
   Музей открыт в 1987 г.
                                             ПАРАДНЫЕ СЕНИ
   САККОС патриарха Никона изготовлен из итальянского аксамита, расшит золотом и жемчугом. ПАЛИЦА олицетворяла власть и оружие патриарха. Два ПОСОХА из серебра с чернью, сканью и эмалью. Головной убор КЛОБУК расшит жемчугом и драгоценными камнями – часть повседневной одежды патриарха, во время богослужения он заменялся митрой. Никон имел около 100 парадных одеяний.
   Синий ДОМАШНИЙ ХАЛАТ патриарха из итальянского бархата, КУБОК ИЗ КОКОСОВОГО ОРЕХА, привезенный из Западной Европы.
   В патриарших мастерских работали талантливые русские умельцы. Они чеканили, украшали золотом и гравировкой серебряную посуду. Экспонируются: БРАТИНА, КОВШ, СТАКАН с клеймом патриарха (в форме благословляющей руки), БЛЮДА, ЧАРОЧКИ.
   Дружеские отношения Никона с царем были прерваны после его попытки провозгласить приоритет духовной власти над светской. Никона судили, в качестве главного обвинителя выступал царь Алексей Михайлович. По приговору суда Никон ссылается на север в Ферапонтов монастырь.
                                           КРЕСТОВАЯ ПАЛАТА
   Это было редкостное сооружение на Руси: огромный продолговатый зал площадью 280 кв. м был перекрыт единым сомкнутым сводом без опоры в центре. Размер палаты, характер ее убранства говорили о том, что зал имел такое же репрезентативное значение, что и Грановитая палата в царском дворце.  В Крестовой палате патриарх Никон принимал царя, иностранных послов, здесь заседали церковные соборы и устраивались праздничные столы.
   Подлинные предметы быта, художественные изделия прикладного искусства дают представление об эпохе, позволяют почувствовать ее атмосферу. Большая часть этих экспонатов находилась в обиходе у царя, патриарха, бояр. Ими пользовались в повседневной жизни и во время торжественных приемов.
                                 ВИТРИНА 1
   Население и прежде всего его зажиточные слои широко использовали в быту МЕДНУЮ И ОЛОВЯННУЮ ПОСУДУ русских и иностранных мастеров. Медь уже отчасти добывалась в стране (Соликамск), а олово было полностью привозным материалом , поэтому изделия из него ценились относительно высоко. ТАРЕЛИ из олова, украшенные резьбой. Нередко изделия украшались сюжетными сценами. БЛЮДО С ОЛЕНЯМИ, МИСКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АДАМА И ЕВЫ выполнены из чеканной меди мастерами Северной Германии. МЕДНЫЙ РУКОМОЙ И ПОДСВЕЧНИК – русская работа. Ажурные полосы и резьба украшают СУНДУЧКИ русской работы. Интерес представляют СТАЛЬНЫЕ НОЖИ И ДВУЗУБЫЕ ВИЛКИ, черенки которых сделаны из яшмы, оникса и украшены драгоценными камнями (этикет не требовал непременного их использования). КЕРАМИЧЕСКИЕ БОЧОНКИ для вина из Голландии. Изящные КОВШИЧКИ с эмалью, ЧАРОЧКИ. Особенной нарядностью отличается КОВШИК ИЗ КАПА (нарост на березе) с драгоценными камнями.
                                  ВИТРИНА 2
   В Патриарших мастерских изготовлялась золотая и серебряная посуда, ее ценили, берегли и использовали в особо торжественных случаях. СЕРЕБРЯНОЕ ВЕДРО в форме обычного деревянного ведра. ЛАДЬЕВИДНЫЙ КОВШ из серебра. Из ковшей пили меды. Царь награждал ковшами бояр и приближенных за заслуги перед государством. УКСУСНИЦА, СОЛОНКА, КУБКИ, СКОВОРОДЫ (Петра и Софьи). Этим предметам свойственны простота и мягкая округлость форм.
                                 ВИТРИНА 3
   Москва становится центром художественной жизни России. В мастерских Кремля, в патриарших мастерских работали лучшие художественные силы страны.
   В середине XVII в. используются разнообразные приемы художественной обработки золота и серебра: высокая чеканка, сложная резьба, чернение, золочение, техника эмали. Разнообразием технических приемов отличается ЕВАНГЕЛИЕ. Серебряный с золочением оклад украшен жемчугом, резьбой, чеканкой и полудрагоценными камнями. ТАРЕЛКА с растительным орнаментом и изображением тюльпанов (резьба, чернь, чеканка). Чернью и резьбой украшены два БРАЧНЫХ ВЕНЦА. КОРЧИК с птичкой на дне, КОРЧИК с лебедем. Сохранились имена мастеров, прославивших русское искусство: два поколения сканщиков братья Василий, Федор и их сыновья, среди резчиков по металлу – Петр Иванов, В Серебряной палате начинал свою деятельность знаменитый иконописец Симон Ушаков.
                               ВИТРИНА 4
   Наиболее сложными видами работ, требующими высокой квалификации и мастерства, были чеканное дело и техника эмали. УБОР НА ИКОНУ БОГОМАТЕРИ МОСКОВСКОЙ РАБОТЫ выложен жемчугом и сапфирами. ИКОНА в чеканном окладе «СВЯТОЙ МИНА». БРАТИНА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА – серебро, чеканка, резьба.
   Своеобразным центром художественных ремесел был Сольвычегодск. Здесь создавались оригинальные изделия с расписной эмалью (усольской). ЧАШКИ, ЧАРОЧКИ, СТАКАН, НОЖ, ВИЛКА расписаны сочными ярко-желтыми, синими, розовато-лиловыми тонами.  Мастера изображали на своих изделиях зверей, птиц, сюжетные мотивы, почерптутые из фольклора, из книг. Для закрепления эмали на плоскости применялась скань, служившая одновременно своеобразным обрамлением узора.
                                 ВИТРИНА 5
   Появляется традиция клеймения и подписи изделий мастеров.
   СТАКАН, КРУЖКУ, КУБОК изготовил кремлевский мастер Андрей Постников Кашпаров, Герасим Копылов украсил серебряными позолоченными дробницами ОКЛАД НА ЕВАНГЕЛИЕ, КОВШ, ЧАРОЧКИ. ПОТИР – работы ПЕТРА ИВАНОВА.
    На серебряных сосудах встречаются многофигурные аллегорические сцены, например, КРУЖКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ. Дарственные КОВШИ с изображением ДВУГЛАВОГО ОРЛА. ЛОЖКИ новгородских мастеров, ВИЛКИ из Сольвычегодска, СЕРЕБРЯНАЯ ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА в форме домика западнорусской работы.
                                   ВИТРИНА 6
   В царской Грановитой палате, в Крестовой палате патриарха, в богатых боярских хоромах имелись шкафчики_поставцы, на полках которых стояла посуда из золота и серебра, хрусталя и других дорогих материалов. Поставцы свидетельствовали о достатке, положении их владельцев; они бережно хранились, передавались по наследству. Одна из витрин условно воспроизводит древнерусский ПОСТАВЕЦ ПИРАМИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ, на котором представлена ПОСУДА русской и иностранной работы. В Витрине – изделия из дорогих материалов: СЕРДОЛИКОВАЯ ЧАШЕЧКА, ЧАРКА ДЛЯ КРЕПКИХ НАПИТКОВ в золотой сетке, скрепленной рубинами, ЧАША И КУВШИНЧИК из хрусталя, КУБКИ И ЧАШИ из кокосового ореха, ЧАША их алебастра. В поставце любили выставлять диковинные предметы, такие как серебряная СОВА, ШУТЕЙНЫЙ БОКАЛ из серебра с человеческой головой. Почетное место занимали высокие, богато орнаментированные НЮРНБЕРГСКИЕ КУБКИ.
   Царские пиры и приемы обычно длились около 5 часов. В большие праздники на стол подавалось до 40 блюд.
                                     ВИТРИНА 7
   Встречи и приемы иностранных послов сопровождались пышным, торжественным церемониалом. Каждое посольство привозило дорогие подарки; от их ценности нередко зависел успех переговоров. Серебряные предметы, выполненные немецкими мастерами трех главных центров серебряного дела Германии: Нюрнберга, Гамбурга, Аугсбурга. ДВЕ СЕРЕБРЯНЫЕ БРАТИНЫ, повторяющие форму русской посуды, сделаны серебряником из Гамбурга Генрихом фон Дорт, КУБОК Нюрнбергского мастера Георга Банга с изображением двуглавого орла, КРУЖКИ.
   Во время трапезы ели руками. Для мытья рук использовались РУКОМОИ И ЛОХАНИ. Рядом – СЕРЕБРЯНЫЕ РАССОЛЬНИКИ в форме вазы со скульптурой Амура, в виде чаши, раковины. Они предназначались для сервировки различных сладостей и солений.
ДЕТСКАЯ ПОГРЕМУШКА с шариком внутри.
                                      ВИТРИНА 8
   В XVII в. Москву посещали послы, купцы стран Востока. Устанавливаются дипломатические и торговые отношения с Турцией, в Москву поступают изделия из Ирана. Восточные государства присылали в качестве даров шелковые ткани, драгоценные камни, оружие, ювелирные изделия; иностранные купцы привозили изделия ремесленников Востока и продавали их на русском рынке. Представленные в витрине предметы знакомят с изысканной и виртуозной техникой скан, золочения, резьбы. ЧАША ИЗ ОНИКСА – подарок грузинского князя царю Алексею Михайловичу. ЧАША ИЗ ЯШМЫ с золотой насечкой турецкой работы. РУКОМОЙ И ЛОХАНЬ покрыты тончайшей сканью и эмалью. БЛЮДО ИЗ НЕФРИТА покрыто резьбой, инкрустацией и драгоценными камнями.
   Ароматические вещества и пряности посылали в специальных сосудах. Узкогорлая СУЛЕЯ сделана из серебра, украшена золочением, чеканкой и резьбой. Для ароматических жидкостей предназначались сосуды из хрусталя. ХРУСТАЛЬНЫЙ АРОМАТНИК с драгоценными камнями принадлежал царю Алексею Михайловичу. БУЙВОЛИНЫЙ РОГ из Ирана отделан золотом, бирюзой и альмандинами.
                                      ВИТРИНА 9
   Ювелирные изделия – женские украшения, бытовые мелочи – выполнены русскими и зарубежными мастерами. Они дополняют яркую картину развития русского прикладного искусства и одновременно дают представление о русском быте, одежде богатых и знатных слоев общества того времени.
   Большинство экспонатов уникальны. УКРАШЕНИЯ сделаны из драгоценных метало и камней, жемчуга. ПРЯЖКИ, ЗАПОНЫ (нашивались на одежду, с изношенных вещей их переносили на новые), ЗАСТЕЖКИ, ПУГОВИЦЫ, в т.ч. ПУГОВИЦЫ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ в золотой оправе – ин набора, принадлежавшего царю Петру, КОРАЛЛОВЫЕ ПУГОВИЦЫ голландской работы. МНОГОЯРУСНЫЕ СЕРЬГИ с эмалью ажурной вязью тончайшей работы. Длинные ЖЕМЧУЖНЫЕ РЯСНЫ состоят из плотно нанизанных жемчужин, подвешенных в три полосы к серповидной серебряной пластине. Иностранцев очень удивляло, что украшения из мелкого речного жемчуга носят даже простолюдины, в то время как в Западной Европе жемчуг только начинал входить в моду.
   Для хранения ювелирных изделий пользовались ЛАРЦАМИ, ЛАРЧИКАМИ самых разнообразных форм. В маленьких коробочках в форме ларчиков хранили косметические снадобья, притирания, румяна, пудру. ГРЕБНИ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ И ЗЕРКАЛО НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ, матери Петра. В декоре рамы – серебро, золото, дерево, чеканка, резьба и эмаль. Для отпугивания злых духов носили АМУЛЕТЫ-ОБЕРЕГИ. Для подвешивания таких амулетов служили декоративные ДЕРЕВЦА ИЗ МЕТАЛЛА (здесь деревце из покоев царевен).
                               ВИТРИНА 10
   В коллекции музея интересные образцы настольных и карманных ЧАСОВ XVI-XVII вв. Многие из них – великолепные образцы технического совершенства и ювелирного искусства.
   Часы свидетельствовали о богатстве их владельцев, стоили очень дорого. НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ «БАХУС» (Аугсбург XVI в.) – бронзовые позолоченные, украшенные множеством литых декоративных фигурок. Были подарены Ивану Грозному. Бог вина и веселья Бахус возлежит на колеснице, запряженной слоном. Во время боя часов фигурки оживают. Бахус подносит бокал ко рту, поводит глазами. Птица, свившая гнездо на голове бога, клюет виноград. Стража ходит по кругу. Погонщики погоняют хлыстами слона, который движет колесницу вперед. Человек за спиной Бахуса отбивает в колокол время. НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ «ВСАДНИК» выполнены из бронзы западными мастерами. Голова и руки всадника, глаза и хвост лошади, а также задние ноги бегущей справа от лощади собаки подвижны. НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ «ХРАМ» снабжены музыкальным механизмом; изображены античные боги: Юнона, Марс, Венера. На куполе храма – изображения библейских сюжетов. МЕДНЫЕ ЗОЛОЧЕНЫЕ ЧАСЫ XVI в. западноевропейской работы сделаны в форме миниатюрной книжечки и украшены резными изображениями античных богов. ЧАСЫ С БЛАГОСЛОВЛЯЮЩЕЙ РУКОЙ на крышке принадлежали патриарху Филарету, изготовлены русским мастером. КАРМАННЫЕ ЧАСЫ-КРЕСТ западной работы конца XVII в. Часовой механизм помещен в черепаховый футляр, оправленный в серебро. КАРМАННЫЕ ЧАСЫ-ЛИЛИЯ в хрустальном футляре (Нюрнберг). СЕРЕБРЯНЫЕ ЧАСЫ В ФОРМЕ ЧЕРЕПА (Страсбург, 1630 г.): механизм и циферблат расположены в верхней части челюсти. ЧАСЫ В ВИДЕ ПОРОХОВНИЦЫ принадлежали царю Алексею Михайловичу, изготовлены в мастерских Московского Кремля.
                            ВИТРИНА 11
    Представлены предметы, связанные с любимым и главным развлечением знатных людей – охотой. БАРХАТНЫЙ КРАСНЫЙ КАФТАН с вышитым двуглавым орлом. ПЕРЧАТКИ из лосиной кожи для предохранения рук от когтей птиц. ГОЛОСОВОЙ РОГ из раковины. СААДАК для стрел русской работы царя Алексея Михайловича и ЛУК восточной работы. СТРЕЛЫ как правило были камышовые, березовые, яблоневые, кедровые или кипарисовые. СААДАК делали из кожи или сафьяна, обтягивали атласом, бархатом и покрывали серебряным, золотым и жемчужным шитьем. На охоте употреблялось и огнестрельное оружие – САМОПАЛЫ, ПИСТОЛЕТЫ. Другие ОХОТНИЧЬИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ПОРОХОВНИЦЫ, НАТРУСКИ, ПАТРОНТАЖИ. Для охоты на медведя употребляли  ВИЛЫ, РОГАТИНЫ, КАПКАНЫ. ПОДВЕСКИ «МЕДВЕЖИЙ КОГОТЬ» (чеканка, резьба, золочение). ОГОЛОВЬ ДЛЯ ЛОШАДИ, БРАСЛЕТЫ на ноги лошадей, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕПИ, СЕДЛО, СТРЕМЕНА, НАКОЛЕННИКИ, РЕШМЫ из драгоценных металлов с вставками из драгоценных камней.
             ПЕЧЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО МАСЛА – МИРО
Установлена в 1763 г, деревянная резная сень сооружена над печью в XIX. Печь отапливалась березовыми дровами. Миро освящали в Успенском соборе и хранили в драгоценных сосудах.
   Мироварение совершалось один раз в 2-3 года. Миро употреблялось при крещении, освящении новых храмов, венчании на царство и коронации. В состав миро входило до 50 различных ароматических веществ, трав, кореньев, масел; с 1853 г – 30 составных частей.
   Крестовую палату освещают 2 паникадила, в XVII в. палата имела 6.
                                    ТРАПЕЗНАЯ
   Здесь государь принимал высшее духовенство, по случаю церковных праздников накрывались столы для больших и малых трапез.  
   Выставлено ЛИЦЕВОЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ШИТЬЕ – искусство, свидетельствующее об одаренности русских вышивальщиц.
   Орнаметальное шитье было доступно широким кругам населения (украшались одежда, полотенца, предметы быта).  «Лицевое» (изобразительное) шитье было привилегией богатых. Шитые иконы, хоругви, пелены использовались в церковном интерьере, в военных походах, в общественно-политических и религиозных церемониях и одновременно формировали вкус.
                                     ВИТРИНА 1
   В конце XVI в. высокого художественного уровня достигли мастерские бояр Бориса Федоровича и Дмитрия Ивановича Годуновых.
   В этот период в русском художественном шитье увеличивается количество драгоценных материалов, цветовая гамма становится ярче, разнообразнее. ПОКРОВЕЦ «ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ» повторяет известную икону А. Рублева. Шитая золотом и жемчугом центральная часть воспринимается как ювелирное произведение. «АГНЕЦ НА ДИСКОСЕ»: изображение бога Саваофа с жертвенным агнцем вышито шелком и серебряными нитями. Для надписи (слова молитвы) использован мелкий жемчуг. ПОКРОВЕЦ «БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ» из мастерской Дмитрия Годунова – дяди Бориса.
                                    ВИТРИНА 2
   Самой известной и самой многочисленной (от 60 до 100 мастериц) была ЦАРИЦЫНА МАСТЕРСКАЯ В КРЕМЛЕ. Лицевое шитье – искусство коллективное, наряду с вышивальщицами работали художники. В работе принимала участие группа мастериц, каждая из которых выполняла ту часть, в которой была искуснее других. ПОКРОВ «МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ»: митрополит представлен в торжественной благословляющей позе, имеется некое портретное сходство; золотное шитье – богатое, «под аксамит». ПЕЛЕНА ПОДВЕСНАЯ «МИТРОПОЛИТ ИОНА» - из мастерской именитого промышленника Строганова.
   ХОРУГВЬ «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ». Церковное знамя – хоругвь – находилось ранее в Андрониковом монастыре.
                               ВИТРИНА 3
   В традициях московского шитья исполнена ПЕЛЕНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ». Стремление оживить образ приводит к использованию темных шелковых нитей, которыми обводятся контуры глаз, черты лица.
   ПЕЛЕНА «БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ» из патриаршей ризницы является повторением иконы Владимирской Богоматери, находившейся в Успенском соборе, а теперь в ГТГ. Пелена шита золотом, контуры м складки одежды обрамляет жемчуг, нимб светится драгоценными камнями.
                             ВИТРИНА 4
   ПЛАЩАНИЦА «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ» 1627 г. – вклад царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета в Вознесенский монастырь Московского Кремля. Экспонируются 2 опахала – РИПИДЫ.
                            ВИТРИНА 5
   Для орнаметального, или декоративного шитья характерно обилие золотых нитей и жемчуга. Обилие жемчуга придает особую прелесть, своим мягким мерцанием он смягчает блеск золотых и серебряных нитей.
   ОПЛЕЧЬЕ – часть туалета, одевалось наподобие воротника на одежду. Образец выставленного оплечья вышит жемчугом, драгоценными камнями и украшен вставками из художественного стекла. ПОЛОТЕНЦЕ из миткаля вышито шелком и золотом. ПЛАТОК из тафты с шелковым и золотным шитьем. БАШМАЧКИ на высоком (8 см) каблуке. СТАВ с золотным шитьем для ножей и вилок.
   Пышность, богатство, пестрота, многокрасочность проникает во второй половине XVII в. во все сферы жизни и быта. В этот период господствует мысль о том, что все должно приносить радость, быть удивительным. На смену возвышенной тишине, душевному трепету перед божественной иконой, церковной архитектурой, шитьем со строгими скорбными ликами пришла легкость и просветленность. Радость, красота и богатство подразумеваются в единстве. В искусстве складывается в связи с этим единый стиль блеска и технического совершенства, с ориентацией на подражание дорогим тканям и ювелирным изделиям.
                      ИНТЕРЬЕР ЖИЛЫХ ПОКОЕВ
   В двух небольших палатах представлено внутреннее убранство богатого московского дома XVII в. Комнаты, как правило, были небольших размеров с низкими сводами от 2 до 2,65 м. Потолки, стены, двери тщательно отделывались. Их обивали цветными дорогими тканями, тисненными дорогими кожами. Двери и оконные проемы обивались цветным сукном, на фоне которого ажурные металлические детали дверей и окон выглядели живописно. Стекло было известно, но оно стоило в несколько раз дороже, чем слюда. Для сохранения тепла окна закрывали ставнями, завешивали шторами из плотных дорогих тканей. Нарядный вид комнатам придавала и ПЕЧЬ, выложенная изразцами (здесь изразцы русские, под голландские). В первой палате вместо традиционных лавок вдоль стены стоит стоит КИПАРИСОВЫЙ СУНДУК итальянской работы – это свадебный сундук, его стенки и крышка покрыты сложной резьбой на мифологические темы. Сундук принадлежал патриарху Никону и обычно покрывался тканью.
   В середине века в покоях московской знати появляются западные образцы мебели, которые соседствуют с традиционной русской мебелью. Примером могут служить ДВА ШКАФА. ШКАФ из орехового дерева – немецкой работы, ШКАФ из черного палисандрового дерева с колонками-тайниками – работа голландских мебельщиков. СТОЛ сделан в Кремлевских мастерских, на столешнице пышный травный орнамент. Особо ценные предметы хранили в сундуках СУНДУК ИЗ МЕХА НЕРПЫ с обручами из железа (русская работа) и МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СУНДУК-СЕЙФ, сделанный голландскими мастерами в Кремлевских мастерских.
   В «КРАСНОМ УГЛУ» были размещены ИКОНЫ. Выставлен ПОРТРЕТ вельможи ПОТЕМКИНА – русского посла в Англии и Голландии, одетого в шубу и шапку столбцом.
   Высокие резные мягкие КРЕСЛА считались почетной мебелью, их подавали гостям.
   Вторая комната воспроизводит ИНТЕРЬЕР КАБИНЕТА БОЯРСКОГО ДОМА. БОЛЬШОЙ СТОЛ хозяина дома с чернильницей, светильником, книгой Симеона Полоцкого. На вторм столе ГЛОБУС НЕМЕЦКОЙ РАБОТЫ (Аугсбург), НЕМЕЦКИЕ ШАХМАТЫ из 32 фигур: одна партия белая – серебряная, вторая – позолочена. Предполагается, что шахматы были подарены царю Алексею Михайловичу бранденбургским послом Иоахимом Скультетом. Шахматы имели широкое распространениемна Руси. Игре в шахматы обучали царевен и царевичей. ЧАСЫ НЕМЕЦКОЙ РАБОТЫ. КОНТОРКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ русской работы. ЛАРЦЫ для хранения документов, за их форму названные «теремками». «Теремки» расцвечивали, окрашивали в яркие цвета, а под ажурные полосы подкладывали зеленое сукно или оранжевую слюду.
КНИГИ XVII в. Заметно возрастает число грамотных людей: по результатм переписи 1678 г., 24% посадского населения Москвы были грамотными. В 1634 г. была издана «АЗБУКА» Василия Бурцева, а в 80-х годах Московский печатный двор издает стихотворный «БУКВАРЬ» Кариона Истомина. В 1647 гю выпущена в свет «ГРАММАТИКА» Смотрицкого (по ней учился Ломоносов). КНИГА «ЛЕКАРСТВО ДУШЕВНОЕ» - сборник религиозных притч, житий святых, в основном назидательного характера. В книге 335 красочных миниатюр. Перелистывая книгу, можно увидеть картины уборки урожая, любовные сцены, изображение русской бани, русского костюма.
   Большое распространение приобретает КНИГОСОБИРАТЕЛЬСТВО. Царь Алексей Михайлович имел БИБЛИОТЕКУ, насчитывающую 192 книги. Известна особая библиотека ГРЕЧЕСКИХ КНИГ при Патриаршем дворе. Инициатива ее создания принадлежала патриарху Никону.
                    ЦЕРКОВЬ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
Была освящена в 1681 г. В 1929 г. из Вознесенского собора Вознесенского монастыря Кремля сюда перенесен ИКОНОСТАС XVII в. – образец искусной работы русских мастеров, выполненный в традициях МОСКОВСКОГО БАРОККО. Декор поражает пышностью и богатством, в него включены виноградные гроздья, листья, цветочные розетки.
   Верхний ряд икон – иллюстрация к библейским сказаниям. В верхней части – «страстной ряд», т.е в живописи основная тема – страдания Христа. В праздничном ряде – сюжеты благовещения, сретения, крещения. 2 иконы слева от Царских врат: София премудрость божия и Богоматерь Федоровская; справа – Спас на престоле.
   Внутреннее убранство храма с обилием позолоты, блеском серебряных и золотых окладов, украшенных драгоценными камнями, сиянием свечей внушали восторг и благоговение перед таинством богослужения.
   ЖИВОПИСЬ первой половины XVII в. развивалась в религиозных формах. Однако иконопись начинает постепенно освобождаться от религиозных канонов и традиций, появляется интерес к человеку, его чувствам, к бытовым подробностям и окружающей действительности. Усиливается декоративность иконы, она часто превращается в самоценный предмет любования. Узорочье «живоподобие», изысканный колорит приходят на смену монументальному величию одухотворенности в изображении ликов. Появляется склонность к мелким подробностям, приверженность к изысканности, тонкой «ювелирной» технике живописи.
   С 1620 г. в царских палатах, дворцовых храмах Москвы активно работают мастера иконного цеха Оружейной палаты. «ПРАОТЕЦ ИСААК» из Чудова монастыря: изящество рисунка, удлиненность пропорций. Святой предстает в сложном развороте, он едва касается носками земли, как бы приподнят над нею. Цветовая гамма отличается сдержанностью, ее оживляют вспышки белого и красного цвета.
   СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА: создание произведений небольшого размера, предназначенных для домашних молелен. Они ориентировались на представления и вкусы среднего сословия, были свободны от строгой реглпментации придворной иконописи. Главное внимание живописцы этого направления уделяют изысканным красочным сочетаниям, миниатюрной выписанности лиц, рук, деталей.
   Интерес к архитектуре, к реальному миру проявляется в работе художников из Соловецкого монастыря: «МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ» на фоне Кремля, «АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ» на фоне деревянного северного монастыря.
   В русскую живопись входят бытовые подробности, ландшафт, архитектура, традиционные евангельские герои воспроизводятся в реальной, конкретной среде.
   Ярославские мастера, работавшие в Кремле, особенно отличались любовью к «узорочью» и нарядности. ИКОНА «ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ С АКАФИСТОМ».
   Во второй половине XVII в. происходят значительные перемены: укрепляется феодально-абсолютная монархия и одновременно ослабляется позиция церкви. В живописи появляется историческая, нравоучительная, житейская тематика, а политическая мечта «Москва – третий Рим» способствовала нарастанию интересов к светским сюжетам, портретной живописи, включению в иконопись притч, аллегорий. В Оружейной палате объединились лучшие художественные силы: Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Федор Зубов и др. Ведущие мастера стремились обосновать законность существования светской живописи, искусства портрета. С. Ушаков сравнивал живопись с зеркалом, призванным правдиво отразить реальный мир и облик человека. Нарастает интерес к искусству западноевропейских стран, к науке, природе.
   Симон УШАКОВ: «ЦАРСКИЕ ВРАТА» из Чудова монастыря, тема росписи – Благовещение с четырьмя евангелистами, персонажи и композиция полны динамизма и живости. Для каждого образа С. Ушаков находит естественный жест. Сохраняя элементы иконописи, символику, мастер изображает реальное строение глаз, мягкость щек, правильность черт лица. С. УШАКОВ, ИКОНА «ФЕДОР СТРАТИЛАТ» написана для царя Федора Алексеевича (находилась в Архангельском соборе).  Федор Стратилат представлен в молитвенной позе, в правой руке держит золотой крест. Серьезное внимание уделено экипировке образа: латы, туника, золотые поручи и кайма одежды расписаны под жемчуг и драгоценные камни. Точно воспроизведен естественный цвет лица, ощущается объемность.
   Симон Ушаков – зачинатель СВЕТСКОГО ИСКУССТВА. В его творчестве наряду со светотеневой моделировкой лиц (для «живоподобия») НАМЕЧАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЗМА ПЕРСОНАЖЕЙ, в которых зритель чувствует оттенки благожелательности или грусти, сочувственного внимания или доброты.
   Известный иконописец ФЕДОР ЗУБОВ создавал и традиционные иконы, и иконы в более свободном декоративном стиле с многофигурными, очень динамичными сценами на фоне пейзажей. ИКОНА «АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ»: апостол представлен в рост, широкоплечая фигура написана уверенно и свободно, цветовым контрастом темно-зеленого фона и красной рубахи живописец приковывает внимание зрителя к центральному образу. Лицо экспрессивно. Мясистый нос, крепко сжатые губы написаны пластично, лицо обрамляют мягкие пряди волос.
   Икона неизвестного мастера «ИОАНН ПРЕДТЕЧА». Мастер, придерживаясь правил, пишет Иоанна в полный рост с жертвенной чашей на фоне пустыни и в то же время населяет пустыню и лес оленями, львами, прихотливо текущей рекой.
   Школа царских изографов Московского Кремля отличалась определенными новаторскими чертами. В этой школе ВПЕРВЫЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗЛИЧИИ ЗАДАЧ СВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ИКОНОПИСИ, ЗАРОЖДАЮТСЯ ЧЕРТЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ, ФОРМИРУЕТСЯ ЖАНР ПОРТРЕТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОИСК НОВОЙ ТЕХНИКИ (МАСЛО, ТЕМПЕРА),
   В 70-80-е годы в моду входит ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ. ИВАН САЛТАНОВ, «ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ». Икона написана на холсте темперой и маслом. Живописец изображает реальных людей. В верхней части – император Константин и мать его Елена, в нижней поклоняются кресту царь Алексей Михайлович с супругой и патриарх Никон. Мастер стремится возвеличить реальных людей и дать полное портретное сходство.
   Искусство царских изографов конца века характеризуется увлечением техникой живописи, которая становится в определенной степени самоцелью творчества. Яркий представитель этого направления – КИРИЛЛ УЛАНОВ. Две праздничные иконы из Успенского собора: «РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ» И «ПРАОТЕЦ ИОВ»: с блеском воспроизведена драгоценная парча, богатые одежды; лики святых трепетны, полны жизни. Уланов был прекрасным рисовальщиком, много работал над введением в живопись пространства, перспективы, объема для преодоления плоскостного изображения и оживления образов.
   На рубеже XVII-XVIII вв. создавал свои произведения один из учеников Симона Ушакова, ФЕДОР РОЖНОВ. Большая по формату ИКОНА «РАСПЯТИЕ С АПОСТОЛЬСКИМИ СТРАСТЯМИ» декоративна и повествовательна. В центре композиции – распятие, окруженное небольшими медальонами с изображением мучений, принятых Христом. Автор разворачивает перед зрителем широкую панораму, повествующую о страданиях апостолов: избиение камнями, распятие на кресте и т.д.  Психологизм и живость образов, жанровые сцены – все это знаменовало начало перехода к светской живописи XVIII в.
   Экспозиция музея знакомит с высоким художественным уровнем древнерусского прикладного искусства.    

Количество показов: 188
Рейтинг:  3.02

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.