Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

26.03.2018

Алмазный фонд. Современные изделия.

                                  ИЗДЕЛИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ
                                          В ЭКСПОЗИЦИИ АЛМАЗНОГО ФОНДА


   Когда в 1967 г. была открыта выставка «Алмазный фонд». Перед специалистами Гохрана встала сложная задача – рядом с великолепием коронных ценностей достойно представить современное ювелирное искусство.
   В витринах показаны работы наших современников. За редким исключением они выполнены из отечественных драгоценных камней и не являются украшениями в их повседневном понимании. Эти прекрасные произведения ювелирного искусства созданы не только для того, чтобы радовать глаз, но и для того, чтобы таким образом хранить лучшие драгоценные камни, как неприкосновенное достояние России, наряду с шедеврами Исторического зала.
   Украшения, выполненные современными ювелирами Гохрана, не уступают дореволюционным ни богатством замысла, ни красотой и сложностью исполнения. У мастеров есть изделия в традиционном русском стиле, работы в классических традициях и по мотивам ювелирных изделий прошлого, и лаконичные произведения, созвучные современной эпохе. Художники обращались и к национальным формам, и к романтическим и авангардным сюжетам. Многие работы посвящены вечной теме ювелирного искусства – природе.
   В 1965 г. при ВНИИ Гознака была создана Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства. В 1970 г. лаборатория была переведена в Государственное хранилище ценностей (Гохран).
   В течение 10 лет мастерскую возглавляла художница Н.В. Ростовцева. В 1974 г. ее сменил художник и ювелир В.Г.Ситников. Постепенно сформировался коллектив лаборатории из 5 мастеров: Владимир Георгиевич Ситников, Виктор Владимирович Николаев, Геннадий Федорович Алексахин, Борис Васильевич Иванов, Владимир Егорович Жилин.
   Мастера принимали участи в реставрации экспонатов Исторического зала.
    Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства проработала до 2000 года.

  Одной из жемчужин коллекции является великолепная брошь «Бриллиантовая роза» в натуральную величину, созданная в 1970 г. по эскизам Николаева. Тонкий стебель чуть согнулся влево под тяжестью распустившегося цветка и плотного бутона. Лепестки розы скреплены в центре потайными пружинками-трясульками, создающими эффект легкого движения, усиливая игру камней.  В платиновой броши закреплено 1466 бриллиантов, каждый из которых огранен полной классической огранкой, что редко делается для бриллиантов столь малой величины.
   Платина, золото. 1466 бриллиантов. 10х15 см. Вес 222,11 граммов.
   Цветочный мотив В.В. Николаев использует и в гарнитуре из колье, серег и кольца, выполненном в белом цвете из бриллиантов разной величины, оправленных в платину и белое золото. Пышные цветы шиповника и грациозно изогнутые листья собраны в гирлянду, образующую колье сложной формы.
   1977 г. Колье 13,5х0,2 см. Вес 106, 94 г. Серьги 7,7х2,2 см. Вес 35,78 г.
   Также близки цветочные мотивы творчеству Наталии Ростовцевой. Яркий пример ее стиля – три изящные броши в виде небольших букетов полевых цветов.
   Брошь «Ромашки».
1969 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды. 9,5х5,5 см. Вес 50,87 г.
   Брошь «Васильки во ржи».
1969 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды. 12х7 см. Вес 34,04 г.
   Брошь «Букет с ландышами».
1969 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды. 8х11 см. Вес 62,82 г.
   В рисунках этих украшений собраны колосья ржи, ромашки, клевер, незабудки, васильки и ландыши с подвижно закрепленными колокольчиками цветков. Сочетание разных по оттенку, величине и форме бриллиантов, зеленой листвы из мелких изумрудов позволяет добиться необыкновенного сходства с живыми цветами.
   Ростовцева искусно использует сочетание бриллиантов с жемчугом. Одна из самых интересных ее работ с этими материалами – небольшое изящное колье из золота и платины с ассиметрично расположенными в центре четырьмя круглыми жемчужинами. 11 заостренных на концах листьев, усыпанных мелкими алмазами, сплетены с жемчужными ягодами. Завершением композиции являются три подвижно закрепленных вытянутых вниз стилизованных цветка фуксии с подвижными длинными тычинками.
      Самой природой подсказана тема гарнитура «Весенний», состоящего из колье и кольца по эскизам В.Г. Ситникова. Колье из отполированной платины, вытянутое по форме, усыпано бриллиантами, сапфирами и крупными изумрудами и состоит из нескольких отдельных переплетенных ветвей. Нежная зелень изумрудов, сапфировая синева неба и бриллиантовое сияние тающего снега символизируют весеннее пробуждение природы.
1981 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды, сапфиры. Колье 22,6х13 см. Вес 104,63 г.  Кольцо 3,2х1,5 см. Вес 13,44 г.
   В современных работах художников-ювелиров широко используется форма одного из древнейших видов украшения – гривны. Гривна – нашейное украшение из золота, серебра или меди. Славянские племена считали гривну амулетом, или оберегом. В Древней Руси она использовалась как награда для княжеских дружинников за военные подвиги.
   Предельно лаконично выглядит колье-гривна ювелира Л.Ф. Устьянцева. Колье представляет собой тонкий гладкий золотой обруч, на котором закреплен длинный стержень с единственным бриллиантом массой 4,29 карата.
   Оригинально воспринимается форма гривны  в колье «Праздничный салют» по эскизу В.Г. Ситникова. Колье представляет собой гладко отполированный обруч, на котором закреплен длинный стержень с крупной круглой подвеской. Подвеска состоит из золотых и платиновых лучей разной длины и ширины, усыпанных бриллиантами, синими сапфирами, зелеными изумрудами и темно-красными гранатами. Серьги этого гарнитура повторяют мотив рисунка колье.
1980 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды, сапфиры, гранаты. Колье 12,5х14х8 см. Серьги 8х3,5 см. Вес 120,82 г.
   В работах Н. Ростовцевой также часы обращения к мотивам народного творчества. Ею выполнены бриллиантовые серьги в форме кокошников – русских национальных головных уборов. Яркий блеск бриллиантов смягчает и в то же время искусно подчеркивает матовое мерцание двух прекрасных жемчужин редкой овальной формы.
1971 г. Платина, золото, бриллианты, жемчуг. 8х4 см. Вес 37, 83 г.
   Гарнитур «Земляничный» художницы Н. Ростовцевой напоминает стиль и цвет русских народных вышивок.
1972 г. Платина, бриллианты, жемчуг, аметисты. Колье 13х8 см. Серьги 6,5х4 см. Вес 137, 92 г.
   Работы В.Г. Ситникова продолжают  лучшие традиции ювелирных изделий XVIII в.Брошь-бандо «Цветочная фантазия» представляет собой гирлянду бриллиантовых цветов, состоящую из трех частей, соединенных подвижным креплением. Такая форма броши позволяет крепить изделие на платье полукругом или прямой лентой. Украшение легко разбирается на отдельные части, которые можно использовать как броши или как подвески. Изюминкой изделия являются подвижно закрепленные каплевидные рубины и крупные жемчужины.
1991 г. Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг. 32х13 см. Вес 391 г.
    Колье «Юбилейное»  В.Г. Ситникова выполнено в таком же цветовом сочетании камней и посвящено 35-й годовщине Победы над Германией. Бриллианты и рубины составляют 5 5-тиугольных розеток, соединенных подвижными звеньями и заканчивающихся каплевидными бриллиантовыми подвесками. Блестки золота, добавленные к платиновой оправе, красиво подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.
39х16 см. Вес 155,1 г.
   Обращением к русским национальным традициям является интересный и самобытный гарнитур «Весна» (В.В. Николаев).Праздничное настроение этой работе придают великолепные уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центре колье. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает цвет и колорит весенней зелени изумрудов. Форма оплечья заимствована из древнерусского платья и широко используется современными ювелирами и художниками-модельерами.
Колье: верхний диаметр 10,5 см, нижний 12,5. Колье украшают 209 изумрудов. 483 бриллианта подчеркивают насыщенный колорит изумрудов. Высота центральной части с подвеской 8 см. Вес 143,8 г.
Браслет: платина, золото, бриллианты, изумруды. 8,2х6,8 см. Вес 128,24 г.
   В XVIII  в. Были популярны серьги-жирандоли – крупные серьги из трех соединенных каплевидных подвесок, напоминающих по форме канделябр-жирандоль. Они вдохновили на создание серег-подвесок из бриллиантов и рубинов. Крепятся за ухо. Серьги состоят из пяти разъемных частей, розетки можно поменять местами, совсем снять или оставить только одну из них.
1988 г. Платина, золото, бриллианты, рубины. 14,5х8 см. Вес 95,71 г.
   В классическом стиле создан гарнитур из ожерелья и серег. Миндалевидные бусины из золота и платины, украшенные продольными полосками мелких бриллиантов, образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.
1993 г. Платина, золото, бриллианты. Длина 52,5 см. Вес 137,17 г.
Ожерелье дополняют парадные серьги из платины.
Платина, золото, бриллианты. 5,9х2 см. Вес 47,76 г.
   Современная тема нашла свое выражение в оригинальной форме кольца «Космос». От крупного бриллианта вытянутой овальной формы расходятся расширяющиеся к концам золотые лучи, усыпанные мелкими бриллиантами. Геометрическая форма и лаконичный силуэт изделия напоминают космический корабль.
1967 г. Золото, бриллианты. Длина 3,5 см, диаметр 2 см. Вес 7,25 г.
   Гарнитур «Летний». Браслет и кольцо. Мастер В. Ситников.
1982 г. Платина, золото, бриллианты, сапфиры.
Браслет: диаметр 5,5 см. Кольцо : диаметр 1,9 см.
Вес 65,27 г.
   Гарнитур. Колье и серьги. Мастер В. Ситников.
1978 г. Платина, золото, бриллианты, аметисты.
Колье 40х14х9,5 см. Вес 110,56 г.
Серьги 5,5х1,7 см. Вес 20,43 г.
   Особое место в коллекции Алмазного фонда занимают РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ современных художников-ювелиров и РАБОТЫ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ УТРАЧЕННЫХ ШЕДЕВРОВ. Многие произведения ювелирного искусства XIX в. дошли до нас только в виде фотографий или рисунков. Ювелиры Гохрана постарались восстановить некоторые из интереснейших изделий прошлой эпохи.
   Одним из восстановленных произведений стала диадема «Русская красавица», с 25 каплевидными жемчужинами (оригинал был выполнен фирмой К. Болина в 1841 г.). Ювелир В.В. Николаев выполнил эскиз диадемы в натуральную величину. Диадема является почти точной копией оригинала, основным отличием является то, что ее каркас был выполнен не из мягкого серебра, а из отполированной до блеска платины, а вместо натурального жемчуга использовался искусственно выращенный. Рисунок диадемы точно повторяет изящные готические арки и фестончатый край украшения, а ярко сверкающие бриллианты и жемчуг прекрасно гармонируют с блеском платины.
1987 г. Платина, золото, бриллианты, культивированный жемчуг – 25 штук.
Высота центральной части 6,3 см. Длина по нижней линии 44 см. Вес 387,4 г.
   Другая диадема, «Русское поле», выполнена по мотивам тиары из шести колосков с крупным белым сапфиром в центре. В новой диадеме ассиметричный растительный орнамент состоит из платиновых стилизованных коробочек льна, закрепленных подвижно на золотых пружинках, узких длинных листочков и объемных колосков спелой ржи. Золотая оправа подчеркивает красоту крупного центрального бриллианта слегка золотистого цвета массой 35,52 карата, символизирующего солнце.
1980 г. Мастер В. Николаев. Платина, золото, серебро, бриллианты. 34х11 см. Вес 588,65 г.
   Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – работы ювелиров знаменитой фирмы К. Фаберже безукоризненно точно повторили современные ювелиры. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных изящных бантов, центром каждого из которых является великолепный кабошон уральского изумруда глубокого сочного оттенка. Исполнение мягко завязанного естественного по форме банта всегда считалось вершиной ювелирного мастерства.
Мастер В. Николаев. 1985 г. Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Высота 19 см. Длина 17 см. Вес 156,74 г.
   По мотивам не дошедшего до наших дней эгрета с жемчужными подвесками выполнена платиновая брошь. Изящная и грациозная брошь отличается сложным рисунком изогнутых линий из бриллиантов и трех крупных каплевидных розоватых жемчужин, который напоминает причудливый фонтан.
1985 г. Мастер В. Ситников. Платина, золото, бриллианты, жемчуг.
8х6 см. Вес 63,58 г.
   Ювелирные изделия современных мастеров достойно продолжают былую славу лучших мастеров России.


                   Пособие подготовлено Л. Глобачевой
Использованная литература:
Полынина И.Ф., Сокровища Алмазного фонда. Москва, СЛОВО, 2012
Полынина И.Ф., Изделия современных ювелиров России. Москва, 2014
Шнайдген И., Глобачева Л., Москва – летопись времен. Москва, 2002


Количество показов: 189

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.