Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

21.02.2014

Текст экскурсии: «Москва историческая с борта теплохода».

   Мы начинаем свой водный маршрут, вдоль современных  набережных Москвы-реки, застроенных в разное время  и жилыми домами, и промышленными предприятиями
(слева краснокирпичные корпуса фабрики «Красный Октябрь»),  храмами. Один из них возвышается над правым берегом Москвы-реки.
   Храм Христа Спасителя. Огромный белый храм, в плане имеющий  форму креста, стоит на высокой серой пристройке и завершается  пятью золочеными главами, центральная самая большая по размерам,  остальные венчают башни-звонницы. В верхней части стен находятся изображения Богородицы, святых, выполненных из гипса. Они, как и  бронзовые горельефы над каждой дверью, напоминают о важнейших победах России в 1812году.  
   Справка. Высота Храма (от поверхности стилобата до вершины креста)-    103,4м, площадь Храма – 8000кв. м, общая площадь - комплекса – 70 000кв. м. В нижней части храма находятся: -     музей, картинная галерея, личные покои Патриарха, -     зал заседаний Церковных Соборов, Спасо-Преображенский храм. Это храм Христа Спасителя. 25 декабря 1812 года император Александр I,  в честь победы в войне с Наполеоном, подписал Высочайший Манифест  о построении в Москве храма во имя Христа Спасителя. Местом строительства были избраны Воробьевы горы, где и состоялась торжественная закладка нового храма-памятника. Но через несколько лет работы были приостановлены , а в 1827г. император Николай I утвердил новый проект – К.А.Тона, выбрав  вот это место для строительства.  С 1829 по 1883 год продолжались работы  по возведению Храма Христа Спасителя. Однако в 1931году храм был взорван,  на его месте решено было построить Дворец Советов – символ новой советской власти. Работы не были проведены, помешала Великая Отечественная война. После победы, в 1950г., здесь открыли плавательный  бассейн «Москва», полюбившийся москвичами. 31 мая 1994г.
   Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. 7 января 1995г. на праздник Рождества Христова Святейший  Патриарх Алексий II совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма, а 19 августа 2000г.  Великое освящение Храма Христа Спасителя – патриаршего собора города. Поэтому мост, начинающийся от Храма, получил название Патриаршего.
   Патриарший мост. Длина 203м, ширина – 12м. отделка выполнена в стиле конца
XIX века. Мост был открыт в 2004г. Проект выполнила мастерская М.М.Посохина
(инженеры А.М.Колчин, О.И.Череминский). Оформление предложено Церетели, а выполнено Центром профессионального художественного творчества Российской академии художеств.  Ведет к патриаршему собору, отсюда название. В то же
время соединяет левый берег Москвы-реки с территорией «Золотого острова».
Это - новый туристический маршрут разработан Комитетом по туризму города.
Он включает территорию, расположенную между Москвой-рекой и Водоотводным
каналом. В планы Правительства входит создание озелененной зоны с ресторанами и кафе и вынос с этой местности промышленных предприятий, в том  числе фабрики «Красный Октябрь». Несомненно, этот маршрут позволит гостям  столицы по-новому увидеть исторический центр Москвы.
   Благоустраивать набережные начали еще в последней трети XVIII в. Поначалу
они были деревянными. Но уже в конце века деревянное крепление начинают постепенно заменять на каменное. Первыми каменную «одежку»  получили Кремлевская и Москворецкая набережные: их берега были облицованы  песчаником, который добывался из карьера у деревни Татарово. Одновременно  вдоль абережных стали устраиваться проезды, которые мостили булыжником.
   А в начале XX в. вся Москва-река в центре города «оделась» в камень! Тогда же были сооружены специальные сходы и съезды к реке для водовозов и рыболовов. Но длина таких благоустроенных набережных составляла всего 4км!  Только в 30-х гг. началось планомерное и достаточно быстрое сооружение каменных набережных. Подпорные стенки из монолитного бетона сооружались на Москве-реке, Яузе, Водоотводном канале.  Их облицовывали гранитными  плитами. Гранит серого и розового цвета везли в столицу с Урала, Украины.  Внешнее очертание профиля подпорных стенок было решено делать в виде ломаной прямой с наклоном в нижней её части в 45 градусов. Максимально использовались прежние стенки у оснований Кремлевской, Москворецкой, Софийской и Раушской набережных. Их профиль сделан более крутым, нежели у остальных набережных. Устраивали многоступенчатые лестницы-сходы,  сооружали узорные металлические ограды. Набережные постепенно превращались  в красивые улицы города. В наше время протяженность московских набережных  достигла почти 100км. Самая длинная среди них – Нагатинская (5,6км), а самая короткая – Новодевичья (65м).
   Москва-река – центр для создания функционирующей городской среды,  важнейший элемент городской композиции, хранитель живой истории города.  Не случайно на ее берегах возводили и возводят храмы-памятники, скульптурные памятники, новые культурные центры города.
   Оставляем слева один из новых московских памятников. На высоком постаменте, оформленном конструкциями, представляющими носовые части кораблей, находится копия корабля «Апостол Петр», за штурвалом изображен Петр I. В руках он держит золоченый свиток  указа об основании нового города, ставшего столицей России, Санкт-Петербурга,  макет которого у ног российского императора. Памятник был открыт в сентябре 1997года. Общая высота памятника – 91м, автор – н.х. России Зураб Церетели.
   Работы других молодых и известных скульпторов можно увидеть на территории  Парка искусств «Музеон», который примыкает к расположенному  на противоположном берегу светлому зданию ЦДХ.  
   ЦДХ. Здание представляет собой прямоугольник длиной более четверти
километра (более 250м) и шириной свыше 90м (построено в 1979г.) По площади (около 9000кв. м) оно в 5 с лишним раз превосходит ГТГ,  филиалом которой является.  Здесь представлены работы советских  мастеров. Экспонаты современных художников располагаются под открытым небом в Парке искусств «Музеон». Парк был открыт в 1992 году. Занимает площадь 19,7га. Здесь высажено более 20 пород деревьев (клены, лиственницы, каштаны, яблони, липы). Устроены цветники.
   Набережные Москвы-реки в этой местности застроены и застраиваются  современными комплексами банков, жилых домов (новый жилой комплекс «Копериник» остается справа). Новый масштаб и ритм  задало строительство красно-белой высотной гостиницы с волнообразной поверхностью фасада  в 1982г. Это - «Президент-отель» (архитекторы Д.И.Бурдин,  В.Г.Тальковский, И.А.Дьяченко).  
   Из старых зданий сохранилось расположенное слева «небольшое строение Гребного клуба», возведенное в 1900-х гг., оформившее западную «стрелку» Москвы-реки. Гранитные сходы-трибуны были сооружены в 1935г.  по проекту архитектора И.А.Француза. Здесь расходятся два русла Москвы-реки: новое (по которому уже прошли и позже продолжим маршрут) и старое. В старое русло реки входим.
   Водоотводный канал. Здесь берега Москвы-реки низменные. Поэтому во время сильных дождей и весеннего половодья она разливалась так широко, что сносила мосты и затапливала этот район. Так, согласно  сохранившимся до нашего времени письменным источникам, в течение XVIII  столетия местные жители пережили не менее шести сильных наводнений. Для предотвращения этой беды за три года, в 1783-1786гг., по старому руслу Москвы-реки был прорыт Водоотводный канал. Проектом занимался статский советник инженер И.Герард. Дальнейшая борьба с рекой завершилась уже при Николае 1. в 1835г. получился настоящий судоходный
канал с вымощенными булыжниками откосами шириной по дну – 20м,
между бровками – 40, глубиной – 2м. Длина канала – 4км, ширина – от 30
до 50м при глубине около 2м. Приняв на себя часть вод Москвы-реки, он позволил осушить болотистую прибрежную часть, ослабить катастрофические
последствия наводнений в этом старом районе города, получившем название по расположению за Москвой-рекой – Замоскворечье.
   Первое летописное упоминание о Замоскворечье датировано 1365г. Тогда случился один из самых губительных пожаров в Москве, в котором сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье». Упоминая Заречье, летописец имел в виду не небольшую малозастроенную полосу здесь, у старицы Москвы-реки. Но первые поселения на равнине Замоскворечья могли находиться раньше этого известия. Возможно, что в XII-XIII вв.  тут располагалось несколько селений, разделенных перелесками и лугами.
   Эта заречная низменная местность страдала не только от наводнений. С юга  по ней устремлялись к Кремлю орды кочевников, уничтожая все на своем пути огнем и мечом. Но Замоскворечье упорно заселялось и застраивалось, словно назло и воде и пламени. Первоначально поселения возникают, в основном, вдоль речных берегов и дорог, и только, вероятно, к XV-XVI вв. можно отнести появление слободской застройки. Появляются слободы военных, ремесленников.
Слободы делились на дворцовые, более привилегированные, и «черные», несущие все виды тягла и «государевых служб»: содержание дорог, оплата ночных сторожей-воротников, постой извозчиков, починка городских укреплений. После постройки в 1591-1592гг. оборонительных укреплений Скородома застройка  начинает плотняться, и постепенно формируется сеть улиц и переулков.  Появляются крупные государственные предприятия – такие, как Хамовный  и Винно-соляной дворы, строятся большие боярские усадьбы.
   В XVIII в. здесь живет много дворян и, как писал Ф.Ф.Вигель, «каждого [приезжавшего на зиму в Москву помещика] ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожек,  заглохшим крапивой, но где можно было, однако же, найти дюжину диких яблок и сотню кустов малины и смородины. Все Замоскворечье было застроено сими помещичьими домами».
   Однако примерно с конца XVIII район приобретает значение купеческого центра Москвы со своими обычаями, традициями. Замоскворечье стало синонимом остановившегося купеческого быта, бескультурья, застоя. Даже внешний облик этой части города был характерным – «там окна завешены занавесками, ворота на запоре; при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно; дом или домишко похож на крепостцу, приготовившуюся
выдержать долговременную осаду»,- отмечал В.Г.Белинский. Но здесь жили и представители отечественной культуры: драматург  А.Н.Островский, поэты А.Фет, А.Ахматова, писатели Л.Толстой, А.П.Чехов, П.М.Третьяков - основатель ГТГ, которая здесь находится в Замоскворечье.
   После падения крепостного права Замоскворечье стало постепенно меняться.
Если в первой половине XIX в. здесь было немного промышленных предприятий,  то после 1861г. их количество существенно увеличивается, появляются крупные  фабрики и заводы. Все больше становится людей «крестьянского  сословия» - именно они и работали на замоскворецких предприятиях. В XX в. во многих местах Замоскворечья и, особенно на главных его магистралях,  строятся высокие доходные дома, но новое строительство не успело оставить здесь  свои следы. Даже в советское время новые хозяева города не очень испортили  Замоскворечье. О прежних жителях напоминают сохранившиеся названия улиц,  переулков Замоскворечья (Монетчики, Толмачевские, Овчинниковские переулки), набережных да сохранившиеся старые здания.
   Справа встречает плотная малоэтажная застройка на Кадашевской набережной.
  Чуть ли не все дома  датируются XVII-XVIII вв., над ними возвышается здание
красно-белой церкви, построенной в XVII столетии жителями одной из самых  известных не только в Замоскворечье, но и во всей Москве, Кадашевской слободы
(поэтому Кадашевская набережная). Название произошло от села Кадашёво,  которое упоминается в завещании великого князя Ивана Васильевича в 1504г.  Распространено мнение, что название отражает главное занятие его жителей – изготовление кадей (бочек). Другая версия производит  от татарского  «кади» - судьи. Возможно, происхождение названия связано со словом «кадаш»,  что означает «товарищ», как член свободного сообщества слободы. Ведь здесь  Кадашевская слобода была наиболее обширным местом поселения царских ткачей.
Подчинялись они Приказу царицыной палаты, и в этом заключалась их привилегированность. Как дворцовые ремесленники они обладали широкими
льготами жалованных грамот. О достатке жителей слободы и напоминает застройка набережной.
   Ранние слободы возникли в непосредственной близости от Кремля, в пойменных
плодородных низменных местах (слева).  Там обосновываются несколько садовых
слобод (Верхняя, Средняя и Нижняя), обитатели которых были заняты  обслуживанием княжеского двора. Сейчас часть территории занимает сквер с памятником И.Е.Репину (открыт в 1958г., автор – скульптор М.Г.Манизер,  архитектор И.Е.Рожин). В прошлом здесь находилось болото, отсюда и название
Болотная площадь. Зимой, когда стужа схватывала землю, здесь происходили  торги. Во времена Петра I устраивались фейерверки в честь побед русского  оружия в Северной войне. Традиция совершать торжества с иллюминацией  продолжались и в следующие царствования. При Екатерине II зрелища с фейерверками были перенесены на Ходынское поле. А Болото стало местом, где совершались казни. В 1775г. в морозный январский день при огромном  стечении народа был казнен Емельян Пугачев. Впоследствии на Болоте  происходили лишь гражданские казни. Здесь провинившихся солдат «прогоняли»  сквозь строй. В конце XVIII в. появились купеческие лавки, а после Отечественной  войны 1812г. возникает продовольственный рынок. В XX столетии площадь была  реконструирована, в 1946-1948гг. к 800-летию Москвы был обустроен большой
сквер с памятником известному русскому художнику, многие картины которого
находится в ГТГ. К ней ведет небольшой пешеходный мост, прозванный в народе
«Лужковым», окруженный фонтанами, которые находятся прямо на воде. Эти фонтаны – первые в городе, уникальные «плавающие» фонтаны,  разработанные предприятием «Гормост» (были открыты в 1996г.). Такие фонтаны дешевле обыкновенных, причем удобны: легко можно трансформировать  струйные насадки, а значит, и водяные фигуры (зонтики, цветки, колпачки). Рядом с пешеходным мостом – 12-метровые струи, бьющие из воды. Ближе к Малому Москворецкому мосту распустились водяные цветки.
    Справка. Фонтаны Москвы. Фонтаны украшают многие площади и скверы  города. Вода мчится по трубам и в конце пути, разбившись на сотни тоненьких струй , взлетает над мраморными и металлическими чашами, сверкает радужными брызгами  в солнечных лучах, наполняет воздух живительной свежестью. Первые фонтаны сооружались в XIX в. как водоразборные в системе  Мытищинского водопровода. Сохранился замечательный фонтан на Театральной  площади («Изваял и в металл произвел Иван Витали. Москва. 1835 год» - гласит надпись на нем). Он не только услаждал взор, но и служил бассейном, из которого  брали воду московские водовозы, водоносы и пожарные. И, между прочим,  здесь же поили лошадей.
   Ныне специальное «фонтанное хозяйство» ведет капитальный ремонт старых
и строительство новых фонтанов. Полтора десятка лет любуются москвичи  ниспадающими из огромной чаши прозрачными каскадами на Пушкинской площади. Создают этот удивительный рисунок 200л воды, постоянно  находящейся в воздухе. Позаботились создатели фонтана и об экономии  воды: водоем наполняется живительной влагой один раз, а затем она циркулирует по замкнутому кругу. Насосная станция, до недавнего  времени располагавшаяся в подвале одного из домов на Страстном бульваре, при реконструкции всего фонтанного хозяйства Москвы к 850-летию города была перенесена на новое место. Вазы были капитально отремонтированы.
   В парке «Сокольники» и во многих других местах города устроены очень крупные
фонтаны с емкостью бассейна свыше 1000м. На территории ВВЦ создан  комплекс фонтанов: «Колос», «Каменный цветок», «Дружба народов»  с площадью бассейна 3700м и объемом 4000м. вода подается на 800 насадок,  высота струй достигает 24м, для подсветки используется 4525 ламп и прожекторов. Но, увы, в Москве не так уж много – едва ли больше 80 – крупных фонтанов.  Для сравнения в Берлине их 2000, в Риме – 1500. в последние годы, после принятия  специальных постановлений и создания специального «фонтанного хозяйства»,  ведется капитальный ремонт старых и строительство новых фонтанов: кроме  «получившего вторую жизнь» фонтана скульптора Витали, капитально  отремонтированы фонтаны «Розарий» и «Девушка с кувшином» в Парке  культуры имени Горького. Появился комплекс фонтанов на Манежной  площади: бурный водный поток, омывающий Александровский сад снизу,  и 12 «вулканов», извергающих влагу сверху. Новые фонтаны славятся не только  своими архитектурными особенностями, но и оригинальной геометрией самих  струй: у отреставрированного Репинского фонтана на Болотной площади вместо одного сплошного, устремленного вверх потока влаги появились упругие, изящные струи, формой напоминающие распускающийся цветок. На Арбате теперь можно полюбоваться фонтаном «Турандот», на Чистопрудном
бульваре – «Поющий журавль».
В год 200-летия со дня рождения Пушкина появился новый фонтан со скульптурными изображениями Александра Сергеевича и Натали  у Никитских ворот. В ближайшие годы начнется строительство комплекса  фонтанов в саду «аквариум»: при таком «водном» названии там нет пока  ни одного водного объекта (уже открыты), появятся не только фонтаны,  но и уютная речка, гроты. Проектируются каскад фонтанов на Украинском  бульваре (скульптурное изображение Юрия Никулина в роли из фильма  «Старики-разбойники»).
   Фонтаны – это сложные гидротехнические сооружения, в их строительстве принимают участие скульпторы и электрики, слесари и архитекторы. Действуют они весь теплый сезон (обычно с 1 мая до 1 ноября).
    В последние годы проводят большие работы по благоустройству этого района, сохраняют старые купеческие и слободские дома (справа дом № 32 – бывшая «Съезжая палата» - административный центр Кадашевской слободы),
возводят новые комплексы (слева).
    Старую и новую застройку соединяют мосты над Водоотводным каналом.
Один – однопролетный железобетонный, облицованный гранитом.
Это – Малый Москворецкий мост, построенный в 1938г. по проекту инженера Г.Б.Броверман и архитектора Л.И.Шипман. Другой сохранил перильные ограждения и быки с 1889г. (железобетонные пролеты выполнены в 1966г. по проекту инженера О.В.Сосонко), как и свое старое название «Чугунный мост».
    С одной стороны (левой) – современный офисный центр «Балчуг
Плаза». Представляет собой комплекс из четырех зданий общей площадью
31 тыс. кв. м. Фасады зданий облицованы итальянским мрамором. Во внутренней отделке для сохранения единой концепции строительства по предложению итальянских  архитекторов использовались только натуральные материалы – гранит, мрамор,  венецианская штукатурка и ценные породы дерева. Здание оснащено системой очистки  фасадов. Полная инфраструктура включает трехуровневую подземную парковку на 196 машин. Системы кондиционирования, водоснабжения, отопления, пожаротушения,  энергоснабжения компьютезированы управляются из единого диспетчерского центра. Проект создан «СТ Групп» совместно со «СМИ Девелопмент» при участии «Моспроекта-2» и специалистов из Италии и Великобритании.
    С другой (правой) трехэтажный зеленый дом с округленным под корабль углом  и веночной гирляндой над восстановленными чугунными навесами над входом
с латинскими вензелями «PS» - Петр Смирнов. Это здание всемирно известной
фирмы-производителя «смирновской» водки. Прежде здесь располагалась главная
контора фирмы, на стене между первым и вторым этажами сохранилась надпись»
«Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич
Смирнов». Дом построен в XIX в.  по проекту инженера Н.Гейнца и до наших
дней сохранил характерный лепной убор – мелкий орнамент.  
Примерно с конца XVIII в. некоторые районы за Москвой-рекой приобретают
такие черты, которые позволят позднее уроженцу этих мест А.Н.Островскому
  назвать этот район «особой страной», где обитало купечество: «Я живу в
той стране, где дни разделяются на легкие и тяжелые, где люди твердо уверены,
что земля стоит на трех рыбах и что, по последним известиям, кажется,
одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где есть свои астрономы,
которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне…».
«Страна эта … лежит по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется
Замоскворечьем. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят.
Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое
производство на известной привязанности обитателей предместий к этой птице.
Которое из этих производств справедливее, утвердительно сказать не могу.
Полагаю так, что скворечник и Москва-река равно могли служить поводом
к наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь
одно – значит впасть в односторонность».
В очерке «Замоскворечье в праздник» драматург писал о нравах обитателей
этого уголка Москвы: «У нас никогда по моде не одеваются, это  даже считается
неблагопристойным. Мода – постоянный неистощимый предмет насмешек,
а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают
головой с улыбкой сожаления; это значит: человек потерянный. Будь лучше
пьяница, да не одевайся по моде». Здесь «ложатся спать в девятом часу, и в девять  часов нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите».
Но в Замоскворечье жили не только купцы, здесь имели владения представители
дворянства, строившие усадьбы и прекрасные храмы, здесь бывали известные
деятели культуры нашей страны, работают прекрасные московские музеи.
Об этом старинном районе говорят: «Не увидев Замоскворечья – не поймешь
Москвы». Познакомиться с этим  районом столицы подробнее позволит
новая туристическая программа Правительства Москвы.
В ходе ее реализации будут отреставрированы старые здания и мосты.
Впереди один из них - Садовнический пешеходный мост. Железобетонный
свод по верхней кромке заканчивают зубчики вынесенных на фасад торцов
ступенек и легкие металлические перила. Мост  построен в 1963г. по проекту
инженера Н.Д.Брагиной и архитекторов В.А.Корчагина и К.П.Савельева.
Другой мост – Комиссариатский. Пролетное строение моста арочное,
железобетонное; перила выполнены из литого чугуна. Длина моста 46м, ширина
19,4м. Свод из монолитного железобетона перекрывает канал одним пролетом.
Мост построен в 1927г. по проекту инженера Б.П.Тяжелого на месте деревянного,
сооруженного в XIX в. и выходившего в Комиссариатский переулок (отсюда и
название), но в эксплуатацию вступил лишь в 60-х гг.
Слева – район Нижние Садовники. Местность известна со времен Дмитрия
Донского. Здесь располагалась дворцовая Садовая слобода, одна из трех слобод,
обслуживавших в XVI-XVIII веках большой государев сад напротив Кремля.
  Отсюда и название набережной – Садовническая.
Название расположенной справа набережной (Овчинниковской) напоминает
о бывшей здесь в XVII в. государевой Овчинной слободе, где жили
скорняки, выделывавшие овчины.
   Застройка обеих набережных довольно пестрая.  Здесь и гиганты советского  периода (дом № 18/1). Состоит из нескольких частей, строившихся в период
1956-1987гг. Поскольку в этот период шла непримиримая борьба
то с излишествами за скромность и экономию, то за внедрение индустриальных
и рациональных строительных технологий, то против воцарившейся с их подачи
серости и безликости, в разных частях все это и отразилось. Ныне здание занимает  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
   Далее угловой гигант новой эпохи, облицованный, чем только возможно,
с множеством подъездов блестящий гладкими поверхностями (дом № 22/24). Это банковский деловой центр Сити Тауэр.
   Другой мост - Зверев пешеходный мост. Авторы создали интересную
конструкцию – тонкая легкая железобетонная арка с системой небольших лестниц
при сходе на набережную. Он был построен в 1932г. инженером Н.Я.Калмыковым
и архитектором И.А.Французом. Вдоль левого берега канала тянутся корпуса
бывшей текстильной фабрики Шрадера. Чтобы избежать впечатления жилого  дома, которое давал длинный фасад, автор (архитектор А.Бош) ввел вставки со стрельчатыми окнами. Корпуса выстроены в 1880-х гг. В советское время фабрика была известна под названием «Краснохолмский камвольный комбинат». Оба моста ведут на  территорию острова, образованного Москвой-рекой и Водоотводным каналом.
     Справка. Озерковская набережная. Здесь перемежаются здания всех
«архитектурных слоев», осадивших бывшие Озерки. В прибрежной низине,  за садами и огородами Садовников змеилась околоречная Москворецкая  старица – цепочка озерков, проток и болотцев. Она доставляла этой части города громадные неудобства.
   Озерковская набержная, 22/24. ребристо-желтый производственный корпус
с белыми кирпичными выступами-лопатками усилен и задними цехами, среди которых остатки старых купеческих предприятий. Государственное  предприятие Научно-Исследовательский институт автотракторных  материалов (ГП НИИ АТМ).
Дом № 26. колледж МИД РФ.
   Дом № 30. В зеркальных стенах новой архитектуры – зеркало новой структуры.
Страховая компания РОСНО, известная ныне «от Москвы до самых до окраин».
Вблизи возведены еще более зеркальный круглый аквариум типа «стеклометаллик»
и еще более мраморные стены окружающих офисов. Особенно колоритно они
смотрятся на фоне старых прямоугольных кирпичных корпусов дореволюционных
фабрик, выходящих на набережную.
   Дом № 50. Бело-розовый полуфабричный по внешности дом старого конторского
типа. Сохраненная в рыночных баталиях недвижимость профсоюзов. Есть у него
кроме горячей заботы об отдыхе трудящихся еще одна непреходящая заслуга.
Мемориальная доска коричневого мрамора, закругленная сверху, вокруг медальона
с известным старшим людям добродушно-полным лицом. Голос этого человека  был еще знаменитей, особенно когда кричал: «Го-о-о-л!» или «Такой хоккей нам не нужен!»
   «Заслуженный мастер спорта СССР, выдающийся спортивный комментатор,  народный артист СССР Николай Николаевич Озеров, президент международного  общества «Спартак» работал в этом доме с 1991 по 1997 год».  Теперь понятно
почему и сам дом «спартаковских» красно-белых цветов. и где этот совершенно
уникальный, одаренный, увлеченный и мужественный человек провел свои
последние годы. Озеров начинал свою яркую биографию как актер МХАТа и
чемпион СССР по теннису, его голос десятилетиями звучал как бренд «советского
спорта». Но в эти самые годы судьба великого комментатора была омрачена
мучительными ампутациями ноги. Тем более потрясали его мужество, не пропавшие в борьбе с тяжким недугом оптимизм и дружелюбие к людям.
   Дом № 52. Устоявший под напором гранитного неоклассицизма охрово-старинный
особняк с балюстрадным балкончиком за старой оградной решеткой – АО «Энергомонтаж».
   Территория  Золотого острова является центральным ядром архитектурного  ансамбля столицы. Идея создания вокруг Московского Кремля специальной  туристической зоны возникла в конце прошлого века. В 1998г. Правительством
Москвы было принято решение о создании в историческом центре города  туристско-рекреационной зоны (ТРЗ) «Золотое кольцо Москвы» с развитой  многофункциональной инфраструктурой туристического сервиса.  Соответствующее распоряжение по этому поводу мэр Москвы Ю.М.Лужков  подписал 3 июня 1998года. Территория «Золотого кольца Москвы» включает в себя историческое ядро города, культурный слой которого является уникальным  археологическим комплексом. В состав его входят памятники археологии  общероссийского значения, такие как Китай-город XI- XVII веков, Белый город  XVI-XVII вв., Земляной город XVI-XVII вв., Кадашевская слобода XV- XVII веков  и ряд других, находящихся под охраной государства.
   Авторами концепции программы предложено 14 пешеходных маршрутов, по одному автобусному и теплоходному (участниками этого маршрута вы являетесь). В их состав включено более 100 объектов осмотра – памятников  истории, культуры, архитектуры, знакомство с которыми предусматривает новая туристско-рекреационная программа «Золотое кольцо Москвы». Часть этой  программы – экскурсия вокруг территории Золотого острова. На остров ведет еще один мост.
   Малый Краснохолмский мост. Построен над каналом в 1938г. инженером
В.А.Пащенко и архитектором В.Д.Кокориным. Пролет моста -42м, ширина – 40м.
Рядом с мостом находится романтический спуск к воде с лестницей, опирающейся
на четверть арки. Автор схода архитектор Н.Б.Соколов. Сам мост тоже не без
художеств – чугунные завитки, вазы, замковые камни.
   Российский культурный центр. Этот ансамбль башен, кубиков. Куполов, арок
из островерхих шатерчиков с расстояния смотрится собранным из цветных блоков.
Вблизи – замок-крепость, обведенный рекой и каналом. В комплекс входят: 36-этажная пятизвездочная гостиница «Красные холмы», Международный  Дом Музыки и офисные здания. Вдоль берега Водоотводного канала протянулась  почти сплошная стена многоэтажных офисов и гостиниц. По концам и в середине  «стены» - монументальные башни с ажурными шатровыми завершениями.  «Стену» прорезает внутренняя улица и арочные проезды. Центром ансамбля  является МДМ, расположенный у круглой площади РКЦ.  МДМ имеет три зала: Большой Филармонический (1800 мест), Универсальный (650 мест)  и Камерный (600 мест). Ансамбль отмечен международной премией  «Хрустальный Дедал». Проект разработали архитекторы Гнедовский Ю., Красильников В., Солопов Д., Гаврилова М. и другие.
   Справка. Президент Дома Музыки известный скрипач и руководитель оркестра
«Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков возглавляет и Международный  благотворительный фонд, направленный на духовно-эстетическое воспитание
детей и юношества. Фонд выявляет и поддерживает юные таланты и в российских центрах, и на окраинах. Не только музыкальные, но и детей с художественным или литературным дарованием. Программы «Дети детям» и «Дети на обочине» доносят духовную и музыкальную культуру в концертах для детей, в том числе и «трудных», оказавшихся в детприемниках, колониях  для несовершеннолетних, притом в десятках регионов России.
   Ежегодный международный фестиваль «Москва встречает друзей»,
проводимый с 2004г., стал ярким событием культурной жизни столицы. Основанный в 1994г. Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова получил высокую оценку президента России В.В.Путина, Патриарха  всея Руси Алексия II, мэра Москвы Ю.М.Лужкова, генерального директора  ЮНЕСКО Коитиро Мацууры и многих других выдающихся современников,  деятелей образования, культуры, науки, политики. В целом, благодаря Дому Музыки Остров можно назвать Музыкальным. РКЦ занимает последний отрезок острова, омываемого Водоотводным каналом с южной стороны, а с северной – Москвой-рекой. Кончается остров стрелкой. Она состоит из полукруглой площадки, ее полукольцом охватывает лестница.  Подпорная стенка завершает трапециевидный клин суши. Через устье
Водоотводного канала перекинут висячий Шлюзовой мост, смонтированный из
железобетонных конструкций за 8 месяцев 1965года. Тем самым была открыта для
сквозного скоростного движения 8-км магистраль вдоль правого берега Москвы-реки. Отсюда открывается прекрасный вид на её берега. Москва-река. Много есть рек на нашей земле больше Москвы-реки – по стоку за год она уступает Амударье в 12 раз, Днепру – в 15, а Енисею – в 1616 раз.
Не величиной славна она. Она дала начало Москве: «… повеле на месте том вскоре
соделати мал древян град»,- говорит о Юрии Долгоруком древняя повесть
о зарождении нашего города. Она дала ему и свое имя: «… прозва его званием
реки тоя Москва град»,- продолжает та же повесть.
«А Москва-река вытекла из болота, по Вяземской дороге, за Можайском,
верст 30 и больши»,- говорится об истоке реки в «Книге Большому Чертежу»
(1627). Около деревни Старьково, в березово-сосновом лесу, есть небольшое
болото, которое тут называют Московской лужей. Из него вытекает речушка
Коноплянка. После болота речушка расширяется и на 12-м км впадает в озеро
Михалевское, имеющее около 200м в ширину и 500м в длину. По выходе из озера
водный поток, который нетрудно перепрыгнуть, получает название Москвы-реки.
Длина реки 502км. В Московской области насчитывают около 2000 рек и речек,
воды более 900 из них принимает Москва-река. В границе города впадает более
40 притоков. Общее протяжение их открытых русел составляет 220км, а коллекторов – свыше 90км.
   Река вступает в пределы Москвы в северо-западной части, в районе села Спас,
и покидает ее на юго-востоке, вскоре за Капотней. Следуя характеру рельефа,
синяя водная лента вьется по территории столицы, вычерчивая несколько крупных
излучин, на протяжении свыше 70км. Судоходный путь по городу на 10км короче
благодаря спрямлению русла в районах Серебряного бора, Карамышева  Нагатина.
На берегах Москвы-реки и раскинулся наш город. Некогда небольшое пограничное
поселение, впоследствии столица маленького, но самостоятельного Московского
княжества, и, наконец, главный город Московского, а затем Русского осударства.
Это способствовало развитию города, превращению его в крупный населенный пункт нашей страны. На ее берегах возводили ансамбли монастырей.
   Новоспасский монастырь. Справа остаются мощные стены с башнями одного
из них. Над низкими постройками монастыря возвышается высокая желтого цвета
с белыми колоннами колокольня, виднеются главки соборов. Большой светлый
с пятью мощными куполами, одна из которых позолочена, а остальные покрыты
голубой краской – главный Спасо-Преображенский собор, построенный в XVII столетии.  Монастырь изначально был основан в Кремле князем Иваном  Калитой. Здесь он находится с XV века, когда обитель сюда была переведена  великим московским князем Иваном III. Главный собор посвящен Спасителю. По своему положению и главному храму монастырь стал называться  Новоспасским, или монастырем Спаса на Новом месте. Первоначально постройки  его были деревянные. Монастырь становится местом погребения Романовых и представителей других боярских родов. Со времени вступления на престол царя Михаила Федоровича начинается новая эпоха в истории обители. Она был обнесена каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней  деревянной. На средства царской семьи был построен новый Спасо-Преображенский собор, ставший усыпальницей бояр Романовых. На средства князей Черкасских и графов Шереметевых были выстроены
больничная Никольская церковь и Знаменский храм. Монастырь пострадал в период Отечественной войны 1812 года. Французы в поисках драгоценностей разорили
и сожгли обитель. Впоследствии монастырь был восстановлен. В советские
годы был закрыт. В 1991году он возрожден как мужской. В XVI в. монастырь не единожды спасал Москву от набегов врагов. Так, в 1521г. крепостные стены стали свидетелями набега хана Махмет-Гирея, в 1571г. – нападения орд крымского хана Девлет-Гирея. Новоспасский монастырь  сыграл значительную роль в отражении в 1591г. набега хана Казы-Гирея, которому он не дал переправиться через реку. А в начале XVII столетия у его стен готовилось русское ополчение к окончательному освобождению столицы от польско-литовских интервентов. Новоспасский монастырь входил в юго-восточное кольцо монастырей-сторожей, защитников Москвы. Поэтому был основан на берегу Москвы-реки. Облик монастыря
московские архитекторы взяли за основу при проектировании нового
культурного центра, который также расположен на берегу реки (слева) – это РКЦ.
    Прообразом гостиницы послужила монастырская колокольня, офисной
стены – крепостные стены обители. На территории культурного центра – храм, башнеобразный цилиндр со сплошным остеклением и плоским куполом, над которым возвышается скрипичный ключ. Это – МДМ.  Сплошное остекление позволяет осветить естественным светом вестибюли, буфеты, лестницы, переходы, открывает вид на Москву-реку и город, изменившийся за свою многовековую историю, увеличивший свою площадь и перешагнувший свои старые границы.  
Новоспасский мост. Это трехпролетный мост через Москву-реку.
Он один из старейших. Построен в 1911 году и через 26 лет реконструирован
по проекту инженера Г.Ф.Вагнера и архитекторов Н.Б.Соколова, К.Н. и Ю.Н.Яковлевых. его подняли почти на 3м, значительно увеличили длину, устроили береговые пролеты и лестничные сходы к набережным, поставили фонари-мачты, заменили перильную решетку, заново архитектурно оформили. Появился, собственно, современный мост, отвечающий требованиям новой жизни Москвы-реки и города.
   Садовое кольцо.  Проходит Садовое кольцо вокруг старых районов города.
Оно было обустроено через несколько лет после оставления Москвы французской
армией. Разобрали стоявшие вокруг города с XVI столетия земляные валы с деревянными укреплениями. Домовладельцев, фасады домов которых выходили на новую улицу, обязали высадить перед домами палисадники. Об этом и напоминает название кольцевой внутригородской магистрали. Она состоит из улиц, образованных на месте снесенной стены, площадей, обустроенных на месте разобранных проездных ворот и мостов над Москвой-рекой.
   Большой Краснохолмский мост. Водную поверхность на протяжении 160м перекрывают семь серповидных металлических арок сплошного сечения.
Общая длина моста с подходами – 725метров. Он самый протяженный среди арочных сооружений города, так как пересекает реку под углом 55 градусов.  Мост построен в 1938 году по проекту инженера В.М.Вахуркина и архитектора
В.Д.Кокорина. Мост соединяет низкий левый берег реки с возвышенным правым – с Красным холмом, отсюда и название моста и является важнейшей  транспортной магистралью города, частью Садового кольца, которое до середины  XIX в. являлось границей Москвы.
   В пределах Садового кольца находились и старые ремесленные поселения, которые  обустраивались на обоих берегах реки. Ныне вдоль берегов проходят
благоустроенные набережные.
   Космодамианская набережная. Она проходит слева, оделась в гранит в
1933-1935гг., была расширена до 50м. Застроена многоэтажными домами  предвоенного и послевоенного времени. Выделяется невысокая постройка с круглыми, завершенными куполами башнями, которые стоят по углам. Это здание Кригскомиссариата, построенное в последней четверти  XVIII века архитектором Н.Н.Леграном. Кригскомиссариат – департамент военного  министерства, ведавший денежным и вещевым довольствием войск. В двухэтажных строениях, примыкавших к главному (трехэтажному) корпусу,  были склады военной амуниции. В прошлом работали в этом здании многие московские купцы, некоторые из них жили по-соседству, за Москвой-рекой, т.е. в Замоскворечье. Вкладывали свои средства в коллекции, в строительство богаделен, приютов, церквей. Одна из них была посвящена святым Косьме и Дамиану (была снесена в советское время), и дала название набережной.
   Названия набережных справа (Гончарная, Котельническая) напоминают о бывших
обитателях этого района. В прошлом здесь располагались ремесленные слободы – Котельническая, Гончарная, Таганская и Кузнецкая, жители которых обрабатывали металл, изготовляли гончарные изделия и строительные материалы для сооружения городских зданий, котлы для варки пищи.
   Из старых построек сохранилась церковь. Церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Она достаточно традиционна – над четвериком основного объема поставлена ротонда с полуциркульными окнами, разделенными пилястрами. Церковь построена на месте деревянной церкви Троицы, называвшейся «что в Старых кузнецах», в 1822-1824гг. на средства князя С.М.Голицына в память его предков Строгановых,  живших в приходе этой церкви. Здание её – одно из немногих культовых построек,  спроектированных московским архитектором О.И.Бове.
В послевоенное время на месте старых поселений началось строительство новых
жилых домов, в том числе и одного из семи московских зданий. В центре сооружения – 33-этажный высотный корпус, который завершается семиэтажной
башней, имеющей форму шестигранника. Выше – девятигранная башня, а на ней
установлен 40-метровый шпиль, увенчанный пятиконечной звездой и обрамленный
венком из лавровых листьев. Общая высота – 176м. От центральной части отходят,
словно лучи, три 22-этажных корпуса, а на флангах расположены 11-этажные корпуса.
Высотный дом был закончен в 1952г. Авторы проекта: Д.Чечулин, А.Ростковский
и Л.М.Гохман. Общая высота – 176м. Он стал первенцем высотного домостроения.
В доме около 800 квартир. Здесь жили композиторы Б.А.Мокроусов
и В.И.Мурадели, народный художник СССР А.А.Пластов, академик М.Н.Тихомиров, писатель К.Г.Паустовский.
Находится на стрелке, образуемой Москвой-рекой и Яузой. Здесь Яуза впадает
в Москву-реку, т.е. устье Яузы. Вот почему два моста получили название Малого
и Большого Устьинских и составляют своеобразный мостовой ансамбль. Малый однопролетный построен над устьем Яузы по проекту архитектора И.В.Ткаченко инженера М.Д.Гайворонского одновременно с Большим.Большой Устьинский мост. Арки моста вырастают прямо из набережных.
По своему рисунку он наиболее легкий из арочных мостов столицы. Построен
в 1938г. по проекту инженера В.М.Вахуркина и архитектора Г.П.Гольца.
Он начинает еще одну кольцевую улицу города – Бульварное кольцо.
Как и Садовое, оно начало обустраиваться в 20-е гг. XIX в. после разборки
крепостных сооружений XVI столетия – стен Белого города. Соединяет московские
бульвары с Замоскворечьем, старым купеческим районом города.
На фоне светлых корпусов 1-ой Московской государственной электрической
станции № 1 выделяется красивая и нарядная церковь.
   Справка. МОГЭС №1. В серых корпусах, над которыми поднимается несколько
труб, расположена 1-я Московская государственная электрическая станция
имени П.Г.Смидовича. Состоит из нескольких разновременных корпусов. Основу
составила электростанция, построенная в конце XIX века (1897г.).  Первоначальный проект здания выполнен под руководством академика  архитектуры Басина, строительством руководил инженер Смирнов. Электротехническую часть проектировал инженер Р.Э.Классон. а в 1926г. прибавился корпус архитектора В.Дубровского. Котельную с четырьмя  коническими трубами «вырастил» архитектор И.Жолтовский, автор  многих московских зданий.
   Храм святителя Николая в Заяицком (Спаса Преображения). Зеленый,
черно-купольный храм с «арочно-барочными» окнами, настенными парными
колоннами.  Такого цвета и с такой же отделкой высокая колокольня. Строителем храма называют известного архитектора И.Ф.Мичурина. Возводили в период 1741-1759гг. Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века.
  Храм был закрыт в 30-е гг. XX в. внутри размещался трансформаторно-механический цех, служба ремонта силового оборудования Московской кабельной сети. Ныне храм возвращен верующим и в нем возобновились богослужения.
Существует несколько объяснений названия. Согласно одному из предположений,
строили храм заяицкие казаки. Другие исследователи связывают название
с другими строителями: с Заяцкого острова Соловецкого архипелага. Третьи утверждают, что название связано с расположением за рекой Яузой. Примерно к этому же периоду относится здание, расположенное на противоположной стороне. Огромное сооружение протяженностью по фасаду около 380метров. Выделяется центральный корпус, состоящий из трех частей, выдвинутый к набережной и завершенный вогнутым шатром.
   Это бывший Воспитательный дом, построенный в 60-х гг. XVIII века по проекту
архитектора К.И.Бланка. Дом был рассчитан на 8000 «в бедности рожденных
детей». После революции был открыт Дворец труда. В наши дни размещается
Военная академия имени Петра Великого. Главный фасад обращен к Москве-реке.
Москва-река способствовала в значительной мере развитию города: удобное
географическое положение, близость к великим водным путям Восточно-европейской равнины, а через них – ко всем внешним морским  бассейнам – Белому, балтийскому, Каспийскому и Черному. Тогда река была  основной транспортной магистралью. Город рос. Вид на Москву обогатился  силуэтами многочисленных колоколен, церквей и монастырей, которые строили на берегах реки.  В XIX в. Москва становится промышленным центром.  Предприятия постепенно начинают вытеснять зеленые территории с набережных,  вода становится средством передвижения для грузовых барж. Вода была  необходима для получения энергии. В 1950-е гг. возросло значение самих  набережных Москвы-реки, благодаря строительству высотных зданий.
Современная Москва – гигантский индустриальный город. Набережные – городские дороги. Застройка их представляет достаточно пеструю картину, образованную зданиями различных  временных периодов. Она неоднородна и несет на себе следы разных стилей, эпох, масштабов.
   Но набережные, как и Москва-река, являются хранителями живой истории города, первые поселения которого возникли именно на ее берегах, в том числе Московский Великий посад. Это – территория, где жили первые московские торговцы и ремесленники. Она была окружена крепостной Китайгородской стеной.
Справа – часть невысокой краснокирпичной стены, сохранившейся с XVI столетия.
Высота не превышает 9м, а толщина – 6м. они были приспособлены для всех
видов артиллерии того времени – от пищалей до пушек. Крепость имела
протяженность 2,5км, 15 башен и 7 ворот. Она была построена в 1535-1538гг. под
руководством итальянского зодчего Петрока Малого. Называется стена Китайгородской.  
   Происхождение названия ученые объясняют по-разному. Одни переводят как средняя крепость (между стеной Белого города и Кремлем). Другие производят
от слова «кита», обозначающего решетку из прутьев. Её использовали при
сооружении стен для того, чтобы придать им особую прочность. В 30-е гг. XX в.
стена была разрушена, сохранился лишь этот небольшой фрагмент. Стена ранее
поворачивала к Москве-реке, проходила вдоль нее. Об этом напоминает название
миниатюрной светлой церкви Зачатия Анны «что в углу».  Необычно трехлепестковое завершение фасадов храма. Церковь возведена безвестными
зодчими на рубеже XV-XVI столетий.
   Планировка Великого посада (Китай-города) сложилась в конце XV  столетия,  когда великий московский князь Иван III вывел торговлю из Кремля на перекрестки здешних улиц, предопределив границы московского Торга. Со временем торговля сосредоточилась у Кремлевской стены, на центральной городской площади.
Красная площадь. Южную сторону площади занимает яркий, многоцветный
и многоглавый Покровский собор. Восемь по-разному решенных церквей  сгруппированы вокруг девятой, центральной, возвышающейся над остальными
маленькой золоченой главкой. Все церкви соединены общей крытой галереей
и переходами. Построили собор в 1555-1561гг. русские зодчие Барма и Постник
Яковлев в память о присоединении к Руси Казанского ханства. В 1670-е гг. пристроили шатровую колокольню, хорошо вписавшуюся в ансамбль.
   Собор вновь действующий, но службы проходят лишь в большие праздники.
В остальное время – филиал ГИМ, напоминает о военных событиях XVI века.  Несомненно, является украшением Красной площади.  Её история неотделима от  истории не только Москвы, но и всей России. Едва ли  не все главные события  находили здесь свое отражение. Сюда приходили москвичи не только для того,  чтобы узнать последние новости. Она была не только торговой. Площадь была
свидетелем народных волнений: Соляного и Медного бунта. Здесь происходили  официальные акты, парадные церемонии, торжественные шествия с участием царя
и патриарха. Здесь собирались защитники города, здесь торжественно встречали
победителей. Поэтому Красную площадь и называют главной. На ней в память о победах строили памятники.
   На площадь выходит самая красивая башня Московского Кремля – Спасская.  Башня многоярусная, с белокаменным кружевным узором, украшенная  башенками, пирамидками, фигурками зверей, увенчанная высоким каменным  шатром и пятиконечной звездой. Она была построена итальянским зодчим Пьетро  Антонио Солари в 1491г. Правда, по высоте была примерно в два раза ниже. Многоярусный верх был возведен в 1624-1625гг. Тогда установили часовой  колокол, наконец, первые часы еще в конце XV-начале XVI в. Ныне существующие изготовлены в 1851-1852гг. братьями Бутеноп.
   Диаметр циферблата 6,12м, высота цифр 72см, длина часовой стрелки 2,97м,  минутной – 3,28м. Общий вес часов – 25тонн. В трех ярусах башни находятся  механизмы хода, боя четвертей, часового боя. В открытых арочных звонах  размещены 11 колоколов. Высота башни 71м вместе с рубинной звездой. Весит  звезда 1 тонну.  Внутри установлена лампочка мощностью 5000вт, которая
горит круглосуточно. Спасская башня – главная башня Московского Кремля.  
Московский Кремль.
Справа остаются высокие и мощные краснокирпичные кремлевские стены и башни.
Угловые башни круглые, более прочные, давали возможность вести обстрел
вкруговую. Раньше завершались зубцами, как и стены. Высота зубцов от 2 до 2,5м.
В них устроены узкие щелевидные бойницы. Построены стены в 1485-1495гг.  Строительные работы продолжились в XVII столетии, когда все башни были  увенчаны шатрами. Общая протяженность стен 2235м, толщина – 3,5-6,5м,
высота – 5-19м. в плане стены образуют неправильный треугольник. Со всех сторон Кремль окружала водная преграда: Москва-река, река Неглинная,  ныне протекающая по коллектору, и искусственный ров со стороны Красной  площади. Московский Кремль представлял собой мощную неприступную  крепость. Существующие ныне кремлевские стены являются образцом  средневекового зодчества. Их строительство было связано с ростом города.
    Первоначально крепость располагалась на вершине Боровицкого холма
(ныне находится здание БКД). Об этом поселении впервые упоминает летописец
в 1147году. Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил сюда на пир своего
родственника и союзника новгород-северского князя Святослава
Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». 1147 год – год первого
летописного упоминания Москвы – официальная дата основания города.
Крепость занимала удобное в географическом, военном и торговом отношениях  расположение, на перекрестке важнейших дорог. Это и определило историческое  значение Москвы в жизни русского народа. Город начал быстро расти и развиваться. И уже в середине XII в. были построены новые деревянные стены.
В XIII в. Москва стала центром небольшого удельного княжества, по мере  усиления политического значения которого обстраивалась и его столица.
При московском князе Иване Калите московская крепость впервые названа
кремлем. В XIV в. Кремль стал резиденцией великих князе и был обнесен сначала
мощными дубовыми стенами. Дмитрий Донской построил первые каменные
укрепления – белокаменные стены и башни. Их фрагменты сохранились
в основании существующих ныне башен.
В XV столетии великий московский князь Иван III не только строит
сохранившиеся до наших дней стены Кремля, но и главные соборы, золоченые
главы которых возвышаются над кремлевскими стенами. За крепостной башней  расположен светлый пятиглавый (с центральной позолоченной главой, остальные
покрыты серой краской) Архангельский собор. Он был построен в 1505-1508гг.  итальянским зодчим Алевизом Новым. Это – храм-усыпальница. Внутри  сохранились захоронения великих московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и заканчивая Алексеем Михайловичем. Поэтому Архангельский собор  особо почитался русскими государями. Они приходили в него на поклонение своим предкам, отправляясь в поход и возвращаясь из него, после венчания на царство.
Этот важнейший обряд совершался в величественном, белокаменном Успенском  соборе. Его венчают пять массивных золоченых глав шлемовидной формы на больших барабанах. Он находится в глубине Кремля. Собор построен в 1475-1479гг. итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. В нем совершались торжественные церемонии, оглашались государственные акты.  Происходило поставление на великое княжение, венчание на царство, коронации
императоров.
   Успенский собор – главный храм Руси. В обычные дни службы проходили в многоглавом, небольшом Благовещенском  соборе. Главы установлены на высоких барабанах. В отличие от других соборов  Кремля и кровля покрыта медными золочеными листами, поэтому собор получил  название Златоверхого.  Строили собор в 1484-1489гг. псковские мастера. В нем крестили членов царской семьи, проходили таинства браковенчания. Все церемонии сопровождались колокольным звоном.  «Гудели» колокола на колокольне Ивана Великого. Она представляет собой трехъярусное сооружение, состоящее из удлиненных, уменьшающихся кверху  восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из них имеет открытую  террасу и галерею с колоколами. Верхний восьмигранник завершается рядом  кокошников, в которых вырисовываются позолоченные звезды. Венчает столп  луковичной формы глава, покрытая медными золочеными листами. Надпись у основания главы гласит, что колокольня была надстроена и позолочена  по велению царя Бориса Годунова в 1600 году. Колокольня олицетворяла мощь  Русского государства высота её 81метр. В то время она была дозорной башней,
с высоты которой хорошо обозревалась не только Москва, но и её окрестности
в радиусе до 30км.  Ведь Московский Кремль – крепость, надежное место укрытия. И, конечно, административно-хозяйственный, государственный центр страны.
Об этом напоминает оформление  расположенного на бровке Боровицкого холма  желтого двухэтажного здания, украшенного изысканной белокаменной резьбой.
В центре – возвышение с пятью килевидными кокошниками и зеленым куполом  с флагштоком. В кокошниках изображены двуглавые орлы – герб России. Это здание БКД. Оно было построено по проекту К.А.Тона в 183801849гг. как временная резиденция императорской семьи во время её пребывания в Москве.
    На первом этаже находятся жилые комнаты, а второй занимают парадные залы,
которые носят названия русских орденов. В здании БКД проходят дипломатические и правительственные приемы, вручаются  ордена. По-прежнему Московский Кремль – государственный центр нашей  страны. И место первого поселения на берегу Москвы-реки, которое возникло у слияния с Москвой-рекой реки Неглинной. В граните набережной справа остается  отверстие, забранное решеткой. Это современное устье притока Москвы-реки. В 20-е гг. XIX в. проложили под землей трубу, по которой и протекает Неглинная.  Над ней строили первые в столице небольшие каменные мосты, в отличие от которых первый каменный мост на Москве-реке стали называть Большим.
   Большой Каменный мост. Его главный 105-метровый пролет перекрыт
двухшарнирными серповидными стальными арками сплошного сечения. За береговыми пролетами, каждый длиной более 40метров, располагаются подходы, устроенные по железобетонным эстакадам. Проезжая и береговые пролеты перекрыты железобетонными плитами. Общая длина сооружения – около 500м, ширина – 40м.
Промежуточные опоры, фасадные поверхности эстакад и другие части моста
облицованы серым гранитом с грубоколотой поверхностью, что сделано с целью
передать в образе нового сооружения характер каменного моста. Современный
мост сооружен в 1937 году по проекту инженера Н.Я.Калмыкова и архитекторов
В.Я.Щуко, В.Г.Гельфрейха и М.А.Минкуса. Но сохранил название старого,
действительно каменного моста, который был построен здесь еще в XVII веке.
Строительство началось в 40-х гг. XVII века под руководством палатного мастера из Страсбурга Кристлера, продолжалось в 80-х гг. русским монахом, имя которого осталось неизвестным, и закончилось в 1692году при Петре I.
Восьмипролетный мост имел длину 170 и ширину 22м. Основанием его были
дубовые сваи, на которых по брусчатому настилу выложили каменные опоры.
Своды были сложены из белого камня с применением железных связей. В короткое
время мост оброс разнообразными пристройками. Он считался восьмым чудом
света. В середине  XIX века из-за ветхости его заменили трехпролетным
металлическим арочным мостом, унаследовавшим название Большого Каменного.
Располагался он выше по течению реки. Одной стороной выходил в маленькую
и узкую улицу Ленивку. На другом берегу подходил к современному жилому
комплексу Дома правительства.
   Дом правительства или Дом на набережной. Темно-серый многоэтажный дом
называют Домом правительства. Собственно, это не дом, а целый комплекс соединенных между собой 10-11-этажных зданий. В этот комплекс помимо 500 квартир входят: кинотеатр «Ударник», магазины, Театр эстрады. Дом выстроен
в 1928-1931гг. по проекту Б.М.Иофана. Здесь жили Постышев П.П., Подвойский
Н.И., Тухачевский М.Н., Микоян А.И. и другие.
   В густой зелени тополей укрылся старый жилой комплекс – редкий архитектурный памятник – боярская городская усадьба XVII века, так называемые палаты  думного дьяка Аверкия Кириллова. Сохранились церковь и жилой дом
из красного кирпича, красиво обработанный белым камнем. Дьяк заведовал царскими садами и был убит во время стрелецкого бунта  в 1682 году.
Расположены эти здания на территории острова. Это название сегодня
характеризует весь остров между основным руслом Москвы-реки и Водоотводным
каналом. Часть острова от Большого Москворецкого моста, расположенного рядом
с Кремлем, и стрелкой с памятником 300-летию Российского флота получила
название «Золотого острова» или «Золотой мили». На развитие именно этой
территории возлагаются большие надежды. Здесь планируется разместить:
- отели, кафе, рестораны;
- торгово-офисный, выставочный комплекс;
- энергетический центр;
- подземные и подводные автостоянки;
- выход с проектируемой станции метро;
- точечную застройку высококлассного жилья.
Территория острова станет новой     пешеходной зоной Москвы. Она соединена с
историческим центром пешеходными мостами. Один из них – Патриарший мост,
который ведет к Пречистенской набережной Москвы-реки.
   На углу набережной обращает на себя внимание четырехэтажный дом
с островерхой крышей. Дом очень живописен, он оправдывает свое название
«дом-сказка». Высокие остроконечные щипцовые кровли, сочетание темно-красного кирпича со вставками из многоцветных изразцов на мифологические сюжеты – это мотивы древнерусской архитектуры,  переложенные на зык модерна. На фасадах контрастно выступают теремки-балконы. Дом построен в 1910г. Н.К.Жуковым по рисунку  художника С.В.Малютина.
   Действительно, Москва-река – главная магистраль города, на берегах которой
возвели первую московскую крепость, строили жилые дома, общественные здания,
храмы-памятники. К одному из них возвращаемся – Храм Христа Спасителя
(начальная точка нашего маршрута).
Список  использованной  литературы:
1. Александров Ю. Москва заповедная. – М.: Московская правда, 1991.
2. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный
историко-культурный путеводитель.- М.: МАИК «Наука», 1997.
3. Демин А.Г. Золотое кольцо Москвы.- М.: Вече, 2006.
4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе,
испр. и доп. (Серия «Туризм и сервис»)- М.:ИКЦ «МарТ»,
Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.
5. Замоскворечье.- М.: «Новая Элита», 2007.
6. История московских районов: энциклопедия /под ред. Аверьянова К.А.- М.: Астрель,
АСТ, 2005.
7. Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях: Книга для учителей, учащихся,
родителей.- М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2003.
8. Москва: энциклопедия /Гл. ред С.О.Шмидт. – М.: Большая Российская энциклопедия,
1997.
9. Московский Кремль: Путеводитель.- М.: Московский рабочий, 1990.
10. Надежин Б.М. Мосты Москвы. – М.: московский рабочий, 1979.
11. Романюк С.К. Из истории московских переулков.- М. Сварог и К, 2000.
12. Сорок сороков: Кремль и монастыри. Тома 1,2 /сост. П.Паламарчук.- М.: АО
«Книга и бизнес», 1992, 2003.
13. Храм Христа Спасителя: путеводитель.- М., 2001.
14. Якиманка.- М.: «Новая Элита», 2006.

Количество показов: 287297
Автор:  Авторы-составители: экскурсовод Смирнова З.М., Храброва О.В
Рейтинг:  2.8

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.