Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

09.02.2017

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА обзорной экскурсии «Усадьба Кусково - архитектурно-парковый ансамбль XVIII в.»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КЕРАМИКИ И «УСАДЬБА КУСКОВО XVIII в.»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по научной работе

_________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

обзорной экскурсии

«Усадьба Кусково - архитектурно-парковый ансамбль XVIII в.»

(с показом интерьеров Дворца, парка и интерьеров Грота)

Москва. 2006 г

Редакция 2014 г.

1. Цель

- :познакомить с архитектурно -парковым ансамблем усадьбы Кусково XVIII в.

- дать характеристику малых ансамблей усадьбы - Голландского и Итальянского домиков, подчеркнув, что малые ансамбли

являлись принадлежностью регулярных парков.

2. При характеристике малых ансамблей представить следующее:

2.1. Историю памятника, годы его создания, назвать архитекторов (если известно).

2.2. Указать место и роль малых ансамблей, в общем, архитектурно-планировочном комплексе регулярного парка.

2.3. Показать особенности архитектурно-планировочного решения и декоративной отделки Голландского и Итальянского домиков.

2.4. Функциональное назначение зданий.

2.5. Проблемы реставрации.

3. При показе интерьеров Дворца должны найти отражение следующие положения:

3.1. Назначение Дворца в XVIII в.

3.2. Анфиладное решение интерьеров, как основа архитектурной планировки Дворца.

3.3. Своеобразие каждого отдельного интерьера, введение новых элементов (интерьер в развитии), смена зрительных впечатлений, «театральность».

3.4. Синтез искусств в архитектурно-декоративном решении интерьеров – характерная черта русской художественной культуры ХVIII в.

3.5. Связь с окружающей внешней средой, с природой.

3.6. Уникальность дворцовых интерьеров: подлинность планировки и архитектурно-декоративного оформления.

4. Для характеристики интерьеров предлагается следующая схема:

4.1. Название и назначение зала - гостиной, ее место в ряду интерьеров.

4.2. Архитектурное решение и декоративное оформление интерьера (пространственный объем, плоскость стен, потолка, характеристика вещевого комплекса)

4.3. Сведения о реставрации даются по ходу рассказа в связи с характеристикой конкретного материала.

4.4. В тексте методической разработки по каждому интерьеру даются только основные рекомендации, определяющие характеристику интерьера в целом.

5. Методические указания

5.1. На основании общих методических требований, рассказ следует вести от общего к частному, от показа к рассказу.

5.2. В центре внимания экскурсовода должны быть главные объекты показа - опорные экспонаты. При этом следует обращать

внимание на экспонаты, сохранившиеся от первоначального убранства-предметы обстановочного комплекса, живопись,

скульптура, декоративно-прикладное искусство.

5.3. Рассказ экскурсовода должен быть четким, последовательным и эмоциональным.

5.4. При употреблении специальных терминов необходимо разъяснять их значение.

5.5. Экскурсовод вправе самостоятельно строить свой рассказ, при условии соблюдения маршрута экскурсии и основных

требований методической разработки.

5.6. Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

6.. Маршрут экскурсии .

Вступление. 10-15 мин.

- Парадный двор, Дворец, церковь, колокольня, Кухонный флигель.

- Интерьеры Дворца 30 мин.

Регулярный парк. 30 мин.

-. 1-ая остановка перед северным фасадом Дворца.

-. 2-ая - на партере, на 1-ой поперечной аллее (в восточной части, с видом на Вольер).

-. 3-я - около Голландского домика, на берегу пруда.

- 4-я – на диагональной аллее, ведущей от Голландского домика к Эрмитажу (в начале аллеи или на площадке – месте пересечении диагональных аллей)

- 5-я – на партере, в центре 2-ой поперченной аллеи, напротив колонны..

- 6-я – на Воздушном театре (возможно, в центре)

- 7-я – на широкой поперечной аллее, перед скульптурой, напротив Итальянского домика (чтобы был виден весь ансамбль Итальянского домика, включая Менажереи, пруд и Грот). Итальянский домик, Менажереи

Павильон Грот

Интерьеры Грота 10-15 мин.

Заключение. 5 мин.

Тема

Объекты

показа

Основное содержание

Методические

указания

1.

Два музея на территории усадьбы, история создания.

Усадьба Кусково-архитектурно-паркорый ансамбль

XVIII в.

Парадный двор - 10-15 мин.

Беседа – вступление должна быть краткой, но емкой и четкой.

В рассказе на Парадном дворе должны найти отражение следующие основные положения:

1. Краткий рассказ о создании и объедини двух музеев: Музея-усадьбы и Музей керамики.

2. Краткая история усадьбы XVII-XVIII вв., сведения о ее владельцах.

3. Загородная летняя «увеселительная» резиденция - характерное явление дворянского быта XVIII в.

4. Предпосылки возникновения подобных усадеб (краткая

характеристика эпохи).

5..Назначение усадьбы Кусково в XVIII в: летний загородный "увеселительный дом". Усадьба, предназначенная для устройства приемов, праздников, гуляний, театрализованных представлений.

6. Кусково в XVIII в. - один из культурных центров Подмосковья.

7. Создатели кусковского ансамбля русские и иностранные, крепостные и вольнонаемные архитекторы, скульпторы, декораторы и другие мастера.

8.. Уникальность ансамбля - один из немногих памятников нашей страны, дошедших до нас в относительной сохранности.

9. Кратко представить 3 части кусковского ансамбля в XVIII в.

- рассказать об английском парке (назначение, время создания, основные конструктивные особенности парка, присутствие лабиринта, основные здания и малые павильоны).

- назвать французский парк (без подробного рассказа)

- кратко рассказать о запрудной части усадьбы в XVIIIв. (назначение, планировка, постройки)

Группу поставить в центре Парадного двора, перед Дворцом

Группу развернуть к большому пруду



Большой пруд

1. Большой пруд – самый древний свидетель истории усадьбы

2. Большой пруд в XVIII в., его форма, канал, каскад (не сохранился), колонны с чашами, остров.

3.Пруд – композиционный центр и главная сценическая площадка ансамбля, где проходили лодочные прогулки, катание на шлюпках, гребных судах, «потешные морские баталии», пышные фейерверки которыми завершались праздники и т д.

4. Пруд – центр водной системы усадьбы: от него отходил канал, который соответствовал центральной планировочной оси всего усадебного ансамбля, сказать о роли «обводного» канала, который проходил вокруг регулярной части усадьбы.

Большой пруд – соединение утилитарного (разводили рыбу) и декоративного начал, назвать главное.

Группа располагается на Парадном дворе, обращена к пруду, напротив канала



Парадный двор

1.Парадный или почетный двор - неотъемлемая часть русской усадьбы XVIII-XIX в.

2. Своеобразие Парадного двора усадьбы Кусково: асимметричность композиции.

3. Уточнить, как начинались торжества и праздники в Кусково в XVIII в.

4. Дать характеристику основных построек Парадного двора. Рассказ вести по следующей схеме:

4.1. Назначение памятника в XVIII в.,

4.2. Дата создания и архитекторы (если известно).

4.3. Художественный анализ, стиль, материал, из которого

построено здание, декоративные элементы и т. д.

4.4. При характеристике памятника выявить его своеобразие и показать место в общем ансамбле.

4.5. Современное состояние памятника, сведения о реставрации.

Группа разворачивается к фасаду Дворца.



Церковь

1737-1739г. Неизвестный архитектор.

- Сказать, что с церковной службы начинались все праздники в усадьбе (в 11 час. проходила обедня, пушечная пальба при погружении креста в воду и т.п.).

- При характеристике церкви по указанной схеме, обратить внимание на ее конструкцию, размеры и необычную для русских церквей декорировку фасада (наличие рельефов и скульптуры), что придавало ей сходство с парковым павильоном.

Примечание:

о церкви есть научная справка



Колокольня

1792г.г. Архитект. Дикушин Г.Е. и Миронов А.Ф.

- Напомнить, о каком времени напоминает архитектурная конструкция колокольни.

- Утонить материал, из которого построена колокольня.

- Сказать о реконструкции колоколов, выполненных по заказу музея.




Кухонный флигель1755-1757г.

Архитектор

Ф.С. Аргунов.

- Кухонный флигель - хозяйственная постройка, органично включенная в общий ансамбль, решенная в стиле парковых павильонов.

- Кратко рассказать о назначении здания, назвать помещения Кухонного флигеля.




Дворец

1769-1775г.,

построен под "смотрением" Бланка К.И.

План фасада – французский архитектор

Де Вальи

1. Рассказать о назначении Дворца в XVIII в. (для торжественных приемов и отдыха)

2. Подчеркнуть главенствующее положение Дворца в ансамбле Почетного двора, как основного здания усадьбы.

3. Затем рассказ строить по указанной схеме.

4. Дать краткую характеристику интерьеров Дворца, как

уникальных, сохранивших свою первоначальную планировку и основную часть архитектурно-декоративного убранства.

Сведения о проведенных реставрационных работах дать в заключении, как каждого отдельного памятника, так и Парадного двора в целом.





Интерьеры Дворца



Интерьеры

Дворца

Парадные сени

1.Вступление

1.2. Об оформлении интерьеров Дворца в соответствии с его назначением.

1.3. Дать общие сведения об интерьерах: комплекс больших и малых залов, общее их количество – 26, открыты для показа в настоящее время – 16

1.4. Виды интерьеров: парадные, камерные, жилые.

1.5. Уникальность интерьеров: сохранность подлинной планировки и архитектурно-декоративного убранства ХVШ в.

1.6. Объяснить термин «анфилада», отметить типичность подобной планировки для дворцов середины ХVШ в. Роль анфилады в создании атмосферы праздничности и торжественности.

2. Анализ интерьера Парадных сеней.

2.1. Парадные сени, как постепенный переход от экстерьера

к интерьеру, продолжение архитектурной темы фасада: трехчастное деление стены, пилястры, воинские атрибуты.

2.2. Декоративное, «театрализованное» оформление интерьера (роспись стен, живописные панно, алебастровые вазы, скульптурные канделябры), имитация различных материалов.

Группу развернуть полукругом, спиной к входной двери.

При рассматривании герба Шереметевых, группу развернуть лицом к двери.


Карточная

Столики ломберные,

Россия, Франция,

2-я пол, XVIII в.

- Дать характеристику интерьера по указанной схеме, обратить внимание на экспонаты, определяющие её назначение: ломберные столики

Группу поставить полукругом, лицом к окну.



Портрет

Б.П.Шереметева

В. Аравицкий, 1772 Копия с оригинала.

н.х. кон. ХVII - нач. ХVШ в.

- Портрет Екатерины I, н.х. XVIIIв.

- Портреты

Иосифа II и

Ст. Понятовского, н.х., 2 пол. XVIII в.

- Представить портрет Б.П.Шереметева, как редкое изображение персоны в русском платье. Дать художественный анализ портрета, отметить элементы парсунного письма.

- Портретная галерея Усадьбы Кусково – типичное явление русской культуры ХVIII в., краткая характеристика.

- Назвать имена персон, изображенных на портретах, остановиться на двух царственных особах, побывавших в Кусково в XVIII в.

Группу развернуть к портретам на восточной стене


Бильярдная

Бильярд

Англия, 70-е гг.

ХVIIIв

1. Новые типы дворцовых интерьеров ХVШ в. (бильярдная, столовая, картинная и т.д.).

2. Характеристика интерьера по схеме: название, назначение и т.д.

3. Анализ основных конструктивных элементов, образующих отделку и убранство интерьера: трехчастное членение стен, их декорировка (шелковые ткани, зеркала, их роль в зрительном увеличении объема зала), камины, печи.

4. Далее более детально на примере одной из гостиных раскрыть каждый из этих элементов.

Группу поставить вдоль бильярда.



Панно

«Руины у воды»,

сер. ХVШ в.

А. Перезинотти

(1708 -1778 гг).

5. Показать роль декоративной живописи в оформлении парадного интерьера (десюдепорты, плафоны, медальоны), копии с картин западноевропейских художников.




Плафон «Аллегорическая сцена»

Живопись на библейские и мифологические сюжеты

н.р. художники ХVШ в.

6. Коллекционирование и собирательство как отражение художественных вкусов и культуры дворянства того времени, коллекции во Дворце - портретная галерея, западноевропейская живопись, фарфор.

7. Сказать об утрате в 1812 г. шелковых обитий Дворца и воссоздании их в 80-е гг. ХХ в. на ручных станках Х1Х в. в Государственных научно-реставрационных проектных мастерских «Старинные ткани». Подчеркнуть, что это единственная в стране организация, где проводятся работы по воссозданию старинных тканей.

8. Дать название живописным полотнам (без рассказа о сюжетах).



Столовая

Русский и европейский

фарфор и стекло ХVШв.

Плафон «Юнона» Шарль Легрен,

2 пол. XVIII в.

Бюст

Ал. Македонский

Неизвестный скульптор ХVIIIв.

1.Столовая – новый тип интерьера в XVIII в.

2. Парадный стол, декорировка выполнена в соответствии с литературными и изобразительными материалами ХVШв.

- Современные «кулинарные декорации» (торт, фруктовая горка, деревья с вишенками и т.п.), характерные для столов того времени.

- театральные, игровые приемы в оформлении столов (присутствие фарфоровых «обманок»).

3.На примере столовой раскрыть принцип, характерный для интерьеров ХVШ в. – связь с окружающей природой, обилие окон, плафон на потолке (иллюзорное расширение прстранства), ниша, расписанная под садовую беседку.

4.При характеристике архитектурно-декоративного решения интерьера обратить внимание на отделку стен и использование в их украшении золоченой резьбы по дереву и папье-маше.

5. Дать сведения о реставрации архитектурного декора и

позолоты: методика, основанная на консервации старой, сохранившейся позолоты.

6.Показать бюст Александра Македонского и сделать логический переход к портрету фельдмаршала Б.П.Шереметева

Группу расположить

сначала лицом к столу, а затем развернуть к парадным портретам.



Портреты

Б.П. и А.П. Шереметевых,1768г.

Портреты

А.М. и М.Ю. Черкасских

1760-е гг.

7. Исторические парадные портреты работы крепостного художника И.П. Аргунова, появление подобных портретов, метод их создания. Объяснить назначение парадных портретов, уточнить, что они парные, дать характеристику цветовой гаммы.

8. Показать из столовой южную анфиладу и осветительные приборы Дворца.



Прихожая

гостиная


1. Характеристика интерьера с акцентом на раскрытие двух тем: шпалеры и печи Дворца.

1.1. Шпалеры в убранстве интерьера Кратко рассказать об истории возникновения шпалер и назвать ведущие шпалерные мануфактуры Западной Европы.

Группу поставить посредине зала, развернуть лицом к северной стене.



Портрет

Екатерины II

В. Фирсов, 1766г. Петербургская шпалерная мануфактура

1.2. Возникновение шпалерного производства в России, Указ Петра I 1716 г. o создании Петербургской шпалерной мануфактуры.




Печь и камин

Россия, сер ХVIIIв.

1.3 Печи и камины Дворца (камин в русском интерьере – дань моде ХVШ в.), их функциональное и декоративное назначение.




Вазы на комоде

Китай ХVШ в.

2.Фарфор в интерьере, его традиционное размещение, особая ценность фарфора в ХVIII в.




Cкульптура. Цесарки

Германия, н. ХIХ в.

по модели ХVIII в.

Вазы напольные

Китай ХVIII в.

- Краткая характеристика состава коллекции фарфора.



Вторая гостиная

Шпалерная

Шпалеры.

Фландрия,

кон. ХVII - нач. ХVШ вв.

1. Продолжить рассказ о шпалерах: техника изготовления, сюжеты, связь пейзажных мотивов шпалер с окружающей природой, иллюзорное увеличение пространство гостиной.

Группу развернуть к северной стене, лицом к камину



Бюсты П.Б и В.А. Шереметевых, 1784г., 1780 г.

Шубин Ф.И.

2. Владельцы усадьбы Кусково в ХVШ в: П.Б. и В.А. Шереметевы.

Бюсты четы Шереметевых работы Ф.И.Шубина, основоположника русского реалистического скульптурного портрета.




Зеркала

Россия, ХVШ в.

3. Роль зеркал в декоративном убранстве интерьеров, соединение функционального и декоративного начал: заполнение простенков, усиление яркости свечных осветительных приборов, зрительное увеличение пространства гостиной.



Малиновая гостиная


1.Отметить подчеркнуто парадный характер интерьера;

нарастание пышности декора: ярко-малиновые с рисунком обития, искусная золоченая резьба по дереву (консольные столики, гирлянды и розетки на панелях, футляр органчика), наборный трехцветный паркет, осветительные приборы.




Портрет П.Б.Шереметева

Н. Делапьер 1770г.

(в России 1767-98гг.)

Портрет имп. Елизаветы Петровны.

Портрет имп. Екатерины II. Копия с Ф.И. Рокотова

(1735/36- 1808 гг.)

- Особенности стиля барокко в художественных осветительных приборах, русские и французские образцы.

2. Малиновая гостиная завершает южную и открывает западную анфиладу комнат.

3. Парадные и полупарадные портреты, их основные черты:

Группу поставить в центре зала, лицом к восточной стене¸к портрету П.Б.Шереметева



Портреты вел. князя Павла Петровича и его супруги

Марии Федоровны

Д. Левицкий

(1735-1832 гг.)

80-е гг. ХVШ в.


Группу развернуть к юго-восточной стороне, около окна, к портрету имп. Екатерины II



Бюсты Б.П. и А.П. Шереметевых Ф.И.Шубин,

60-е гг. XVIII в.

Органчик.

Россия, ХVШв.,

мастерская Павла

Споля.

- Часы в виде музыкального заводного инструмента – органчика, исполняли музыкальные произведения: увертюры, танцы из популярных опер XVIII в.

Утраты в 1812 г. и современное состояние музыкального механизма

Группу развернуть к западной стене, к большому зеркалу.


Парадная опочивальня

Плафон «Невинность на распутье

между мудростью и

любовью», н. р. х.

ХVШ в.

Портрет П.Б.

Шереметева, 1747г.,

Г.Х. Гроот

(1716-1749гг.)

Портрет В.А.

Шереметевой, 1746г.,

н. р. х. ХVШ в.

1. Назначение комнаты, происхождение подобного рода интерьеров в русских дворцах ХVШ в.

2. Подчеркнуть нарядность декоративного убранства и разнообразие изобразительных приемов, использованных в оформлении: красочные шелковые обития (воссозданы в 1950е гг.), золоченая резьба, полихромная роспись, декоративная живопись.

3. Связь интерьера с окружающей средой, обилие в декорировке цветочных и растительных мотивов.

4. Парадные портреты П.Б. и В.А Шереметевых. Иностранные мастера в России в XVIII в. (пояснить понятие «росика»)

Группу поставить полукругом лицом к окнам.



Мебель, Россия,

2-я пол. ХVШв.

Столики - бобики,

2-я пол.- кон. ХVШ в.

5. Типы мебели, её назначение и расстановка в дворцовых интерьерах в 70- 80-х гг. ХVШ в




Часы настенные

(золоченая бронза, черепаховый панцирь)

Шарль Буль,

Франция, 2-я пол ХVШ в.

6. Виды часов: настольные, настенные, напольные. Отделка часов в соответствии с художественным стилем парадных гостиных, соединение функционального и декоративного начал.

7.Завершение парадных интерьеров, далее (для широкого круга гостей в XVIIIв.) – осмотр коллекций на антресолях: собрания оружия, минералов, раритетов.

8.Истоки возникновения интерьеров с «раритетами» во дворцах ХVШ в. (кунсткамера Петра I).

Группу развернуть на север, к настенным часам.


Кабинет-

конторочка


Камерные интерьеры

1. Личные апартаменты в дворце, их назначение и отличие от парадных интерьеров.

2. Два варианта отделки кабинета:

- 1-й (до 1786 г.) – дубовые панели стен, украшены живописными картинками, «писаными сухими красками» (104 картинки )

- 2-й (до 1812 г.) – картинки вынуты, стены затянуты шелковыми тканями.

Группу поставить полукругом, лицом к окнам.



Кресла угловые

Россия, сер. ХVШв.

Кабинет настольный, Италия ХVII в

Натюрморты –обманки, XVIII в., художники: Теплов, Богомолов, Ульянов

«Горный пейзаж»

Дюжарден (1622-1678гг.),

Голландия ХVII в.

«Пейзаж» Арт ван дер Нир (1603/4-1667гг.), Фландрия, ХVII в.

Столик для нот

Россия, ХVШ в.

Никифор Васильев

Печь архитектурная, Россия, 80-е гг.

XVIII в.

3. Уникальный комплект мебели, соответствие общей отделке кабинета.

Кабинет настольный с вышивкой золотой и серебряной нитью.

4. Живопись: русская, итальянская, голландская – подлинные произведения художников ХVII-XVIII вв.

- Уникальная коллекция русских натюрмортов-обманок XVIII в.

Объяснить назначение натюрмортов-обманок, их художественные особенности, образный строй, подчеркнуть ценность коллекции.

Столик для хранения нот – образец наборной работы по дереву

(техника « маркетри»), редкий образец авторства в художественной мебели. Художественное и историческое значение экспоната

Необычный внешний вид печи. Обратить внимание на вторую –

«ложную» дверь из кабинета, ее роль в художественном решении интерьера.

Группу развернуть к печи.


Личная

уборная

Ситцевые обития

Столик, Германия,

2-я пол. ХVШ в.

Зеркало в фарфоровой раме, Дания, ХVШв.

Вазы, Китай, ХVШ в.

Шкаф - кабинет

Китай, ХVШ в.

Стулья, Англия,

сер. ХVШ в.

Шкаф-секретер,

Россия, ХVШ в.

1.Назначение интерьера и его декоративное оформление в соответствии с назначением

- ситцевые обития стен, современная реконструкция (английский ситец, восстановлены по сохранившейся ткани ХVШ в.)

- предметы, предназначенные для туалета: прибор для бритья,

туалетный стол, зеркало.

2. Наличие даленевосточного фарфора (китайского и японского) и предметов мебели, как отражение увлечения искусством Востока.

3. Изготовление в России и в Европе предметов, стилизованных под Китай, стиль «шинуазри».

4. Живопись и графика в декоративном убранстве камерного интерьера Дворца.

5.Связь интерьера с парком, вид парка, открывающейся из зала.

Группу поставить, по возможности, полукругом в дверях зала.


«Библиотека» - кабинет редкостей


1 Условный характер интерьера, его архитектурное решение, соответствие отделки назначению интерьера.

2.Характер «библиотеки» в парадном Дворце, её содержание.

3. Истоки возникновения интерьеров с «раритетами» в парадных дворцах ХVIII в. (кунсткамера Петра 1).

Группа располагается в Диванной.


Диванная

Плафон «Флора»,

Медальоны «Лето», «Осень»,

женские портреты, н.р.х., ХVШ в.

Диван,

Россия, ХVШ в.

Столик для чтения, Германия, ХVШ в.

1. Назначение комнаты, миниатюрная парадность в её оформлении.

2. Живописное декоративное убранство интерьера: плафон, медальоны, пастели с изображением женских и детских головок.

3. Мебель, дополняющая убранство интерьера: диван, как вид мебели появился в России в ХVШ в., столик для чтения.

Если группа более 5 чел., то рассказ о Библиотеке и Диванной необходимо вести во Вседневной опочивальне.


Вседневная

опочивальня

Портреты

В.П., А.П. и Н.П. Шереметевых

И.П. Аргунов

(1729- 1802гг.),

Россия, 2-я пол. ХVШв.

1. Вседневная опочивальня – комната для личного пользования владельца усадьбы.

2. Роль цвета в интерьерах и в создании определенного настроения.

3. Камин во Вседневной опочивальне:

- обратить внимание на «помпеянские» росписи вокруг камина, рассказать об истоках их появления в России, роль археологических раскопок в развитии в XVIII в. стиля классицизм,

- камин в опочивальне – единственный во Дворце, сохранивший свое устройство – “шинет”- образец русского чугунного литья ХVШ в.

4.Камерный портрет, его характерные черты, отличие от парадного.

Группу расположить в центре зала, лицом к южной стене, перед альковной нишей.



Портрет калмычки Аннушки, 1767г.,

И.П. Аргунов

5. Детский портрет в живописи ХVШ в.

6. Династия Аргуновых и их роль в русской живописи ХVШ в.

7. Значение коллекции живописных произведений художников Аргуновых в музее

Группу развернуть к окну, к портрету Аннушки.


Картинная

«Самсон и Далила»

П. Веккья

(1603-1673гг.),

Италия, ХVШ в.

Архитектурные

пейзажи,

Миндерхаут

(1632-1696гг.),

Голландия, ХVII в.

«Старик»,

н.х., ХVШ в. (немецкая школа).

Автопортрет,

Зейбольдт

(1697/1703-1768гг.)

Австрия, ХVШ в.

1. Картинная – тип интерьера, характерный для парадных дворцов ХVШ в.

2. Повышение культурного уровня дворянства, интерес к искусству, стремление создавать собственные коллекции

3. Характеристика коллекции живописи кусковской Усадьбы:

- назвать школы живописи по странам и отметить наиболее значительные произведения в каждой из них.

- отметить уникальность отдельных работ.

4. Рассказать о «шпалерной» развеске живописных полотен, история развески в начале XVIII в. и «московская» развеска 2 половины XVIII в. «с воздухом», ее особенности и отличие от более ранней.

Группу разместить в центре зала, лицом к южной стене.



«Флора», Ф. Герен

(1700-1791гг.) Франция,

2-я пол ХVШ в.

Аллегории

«Лето» и «Осень»

Ш. Натуар (1700-

1777гг.), Франция,

2-я пол. ХVШ в.

«Мадонна с младенцем»

Микелли Тозини

(1503-1557гг.), Италия, сер. ХVI в.

- Обратить внимание на принцип симметрии в развеске полотен, а также подбор живописи по размеру, по единому сюжету и цветовой гамме.

- Уточнить, что это произведение самое раннее в коллекции музея, художественные достоинства и технологические особенности произведения (живопись выполнена на дереве).

Группу развернуть к восточной стене, к полотну «Флора» и др..

Группу развернуть к окну, к произведению «Мадонна с младенцем»


Танцевальный зал

Люстры, бра,

жирандоли, канделябры. Россия, середина- 2-я пол. ХVШ в

Плафон

«Слава роду Шереметевых»

Луи Лагрене Старший (1725-1805гг.), Франция,

60-е гг.. ХVШ в.

1.Танцевальный зал – завершение осмотра интерьеров Дворца, кульминация парадности, торжественности, контраст небольших помещений с огромной площадью зала (217,8 кв.м.)

2. Декоративно-художественное оформление интерьера, отвечающее его назначению:

- Цветовое решение: белое с золотом. – разные названия зала : «Белый» зал, зеркала – «Зеркальная» галерея

- Разнообразие осветительных приборов: люстры, бра, жирандоли, канделябры, фонари, геридоны.

- Художественные особенности паркета, его рисунок.

3. Плафон «Слава роду Шереметевых\» - один из самых больших в подмосковных усадьбах (142 кв.м), сюжет плафона.

4.Связь интерьера с окружающей средой, с партером парка.

5.Интерьеры Дворца – яркий пример синтеза искусств, что характерно для русской художественной культуры ХVШ в.

Группу поставить в центре зала.



«Покои Николая Петровича»,

Гостиная

«Хозяйка на кухне»,

Корнелис Якобс Делфф

(1570/71-1643гг.), Голландия,

кон. XVII - нач. XVII в.

Кратко рассказать о северо-восточных залах Дворца –

«Покоях Николая Петровича» Шереметева.

- Представить картину «Хозяйка на кухне», редкое произведение в собраниях России, созданное признанным голландским мастером XVIIв., история реставрации, которая была осуществлена благодаря народным средствам.

Группу поставить

в центре зала, перед произведением, «Хозяйка на кухне».




Заключение по интерьерам Дворца



1-ая остановка

на партере.

Северный фасад Дворца

Швейцарский домик 1870 г. Архитектор Бенуа Н.А.

1. Показ северного фасада Дворца, сравнить его с парадным южным фасадом, отметить органичную связь архитектуры и парка, сказать о реставрационных работах (воссоздание крыльца)

2. Показать Швейцарский домик и рассказать о его назначении.

Группу поставить в начале партера, около восточного ризалита северного фасада Дворца.


Регулярный парк усадьбы Кусково

40-70 гг.

XVIII в.

.

Французский регулярный парк усадьбы Кусково, партер.

1. Кратко рассказать о регулярных парках XVIII в., сказать о первых регулярных парках Франции (парк Версаля), поэтому кусковский парк имеет второе название – «французский».

2. Перечислить характерные особенности регулярных парков:

2.1. Геометрическая планировки.

2.2. Симметрия в расположении основных частей, как основа в пространственно-планировочном решении парка.

2.3.Фигурная стрижка зеленых насаждений, придающая регулярным паркам ярко выраженную «архитектурность» (популярность искусства орнаментального садоводства).

2.4. Наличие партера и мраморной декоративной скульптуры

2.5. Парковые павильоны. – «малые ансамбли», как обязательный элемент регулярных парков.

3. Первые регулярные парки России: Летний сад, Петергоф и Царское село.

4. Регулярный парк Кусково:

4.1. Время создания (40-60-е гг. XVIII в.)

4.2. Создатели парка: архитекторы, садовники.

5. Регулярный парк Кусково – единственный в Подмосковье, сохранивший до наших дней планировку XVIIIв. и основные парковые сооружения: здания и павильоны. Сказать о воссоздании шпалерника в 70-е гг. XX в.

6. Парк Кусково – по своим размерам планировке один из самых значительных и интересных парков среди русских регулярных парков XVIII в.(площадью превосходит Летний сад).

7. Дать характеристику парка Кусково, подчеркнуть (по ходу экскурсии) его своеобразие:

- отсутствие строгой симметрии, наличие в восточной части Воздушного театра,

- наличие боскетов (основная форма в виде треугольника), нескольких водоемов, как соединение функциональных и декоративных начал:

- уточнить, что в боскетах росли фруктовые деревья, ягодники, «душистые» травы, в прудах разводили рыбу.

- подчеркнуть особенность регулярного парка: завершенность видовых перспектив зданиями, скульптурой; а при отсутствии, использование декоративных щитов – «обманок», зеркал.

- растительность парка: местные породы, главной из которых была липа, а также береза, ель, акация, вяз, ветлы, ивы у водоемов.

8. Регулярный парк Кусково - парк для публичных гуляний, театрализованных представлений, праздников, носивших зачастую политический характер (праздник в Кусково в 1775 г. по поводу заключения мира с Турцией).

9 Рассказ о гуляниях, праздниках и приемах дается по ходу экскурсии:



2-ая остановка

на партере

Партер

Обелиск 1787г. Колонна 1775г. Скульптура аллегория реки «Скамандр».

Неизвестный скульптор

Италия, XVIII в.

1. Партер – центральная, самая парадная часть регулярного парка, «зал» под открытым небом.

2. Ковры-газоны – главное украшение партера.

3. «Булингрин», его конструктивные особенности и назначение.

4. Показать и назвать главные памятники партера: обелиск, колонна, скульптура «Скамандр» (одна из самых больших скульптур парка), подчеркнуть их роль, как вертикалей парка и отмечающих его главную планировочную ось.

Группу расположить на первой широкой поперечной аллее партера, с видом на Вольер.


Декоративная парковая скульптура


1. Декоративная мраморная скульптура - обязательный компонент регулярного парка.

2. Принцип расстановки скульптуры на партере, создающий эффект его протяженности.

3. Образный строй скульптуры: портреты известных исторических деятелей, статуи богов, богинь и героев античной мифологии, аллегории стран и частей света.

4. Подчеркнуть уникальность коллекции скульптуры Кусково, как одного из ранних собраний того времени.

5. Первые статуи в парке появились в середине XVIII в. Часть статуй приобретена в Италии, часть выполнена в России, привезена в Кусково в 70-е гг. XVIIIв. из сада Фонтанного дома С-Петербурга. На двух самых больших статуях: «Скамандр» и «Наяда» - монограмма «ВS"».

6. Отметить, что среди скульптуры регулярного парка нет копий с античных образцов. Парковая скульптура оригинальное создание своего времени, что, несомненно, является одним из ее достоинств.

Число парковой скульптуры: 54, из них 28 статуй и

26 бюстов.


Праздники в Кусково в

XVIII в.


- Продолжить рассказ о праздниках в Кусково:

о плясках, о рожечниках, о хорах в рощах, прогулках гостей вдоль аллей партера (можно привести цитаты из описаний кусковский празднеств).

- Отметить и подчеркнуть, что главная особенность кусковский гуляний – это продуманная смена «мизансцен»: сменялись не декорации, а места действия: гости переходили от декорации к декорации, а места их сменяли другие.

- Познавательный момент кусковских праздников: «Развлекая – поучай», соединение отдыха с получением новых знаний



О роли парковых павильонов в усадьбе.


- Назвать парковые павильоны, уточнить их назначение, соотношение и место пространственной композиции парка.

- Показать особенность регулярного парка: замкнутость планировочных перспектив.



3-я остановка, ансамбль

Голландского домика

Голландский

домик 1749 г.

Пруд.

1. Ансамбль Голландского домика – первый по времени создания – «малый ансамбль» регулярного парка.

2. Рассказать о назначении Голландского домика и об относительно мемориальном (памятном) характере постройки в усадьбе Кусково.

3. Ансамбль Голландского домика в XVIII в.: главный композиционный центр и две (не сохранились) деревянные постройки: Китайская беседка (Пагоденбург) и Столбовая (Дорическая) беседка. Закономерность появления беседки в китайском стиле в голландском ансамбле, кратко рассказать об Ост-Индской компании.

4. «Образ Голландии» в архитектуре, в интерьерах, окружающем ландшафте домика (пруд, его использование, рассказать о голландском садике и огороде в XVIII в.).

5. Кратко рассказать о своеобразных «иллюзиях» сельской жизни Голландии в усадьбе Кусково (устройство молочни).

6. Сказать, о том, что располагалось за домиком в XVIII в.

(аллея игр, где были устроены качели, карусели и где гости участвовали в шумных играх).

Группу поставить около восточного садика Голландского домика, на берегу пруда.


4-я остановка в парке

Павильон

Эрмитаж, 1767 г

1. Рассказать о назначении павильона, о механическом подъемном устройстве в павильоне в XVIII в.

2. Подчеркнуть конструктивные, архитектурные и декоративные особенности памятника, плана здания: четыре кабинета - фонарика, значимость второго этажа.

3.Вспомнить особенность планировки регулярного парка Кусково: его асимметричность, а именно: присутствие в западной части парка (в отличии, от восточной) малых прямых и диагональных аллей.

Группу поставить на пересечении малых диагональных аллей.


5-я остановка

в парке

Павильон Эрмитаж,

Колонна, скульптура «Минервы»,

И.Архипов, 1775 г.

Большая каменная оранжерея, 60-е гг. XVIIIв., К.Бланк, Американская оранжерея,

Вольер

1. Обратить внимание на конструктивную особенность павильона Эрмитаж («вытянутость» здания с севера на юг).

2. Кратко рассказать о реконструкции скульптуры «Флоры» на куполе Эрмитажа.

3. Обратить внимание конструктивно-планировочную особенность булингрина и на узор его «ковра».

4. Показать колонну и скульптуру «Минервы», рассказать историю колонны, назвать автора скульптуры, ее образный строй.

5. Представить Большую каменную оранжерею: ее назначение в XVIII в. и использование памятника сегодня. Кратко рассказать историю Музея керамики и его коллекций, представить выставку в Большой каменной оранжерее.

6. Представить Американскую оранжерею: ее назначение в XVIII в. и использование памятники сегодня, представить выставку в Американской оранжерее..

7. Показать Вольер, рассказать о его использовании в XVIII в. и сегодня, уточнить, что это здание – современная реконструкция.

Группу поставить в центре второй широкой поперечной аллеи партера, напротив колонны.


6-я остановка

в парке

Воздушный театр

1. Рассказать, о театральных представлениях в усадьбе, как важной части торжественных празднеств, проходивших в Кусково

в XVIII в.

2. Рассказать о планировке Воздушного театра в XVIII в. (зрительный зал, сцена, места для оркестра, уборные для актеров) и о специальных театральных зданиях в парке усадьбы в XVIII в..

3. Кратко рассказать о крепостном театре Шереметевых (лучшая частная театральная труппа, профессиональная подготовка актеров, репертуар, костюмерная театра и т.д.)

4. Назвать лучших актрис-«звезд» крепостного театра: П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова.

5. Подчеркнуть особенность усадебного репертуара: на ряду с популярными европейскими операми и балетами того времени, в театре бы постановки на «кусковские» темы: «Нимфа Кусковская», «Перевозчик Кусковский».

Группу поставить в центре Воздушного театра, между сценой и партером.


«Малый ансамбль» Итальянского домика.

«Малый ансамбль» Итальянского домика. Архитекторы

Итальянский домик

Итальянский садик, воссоздание,

2011-2012 гг.

Менажереи.

Воссоздание в

80-х г. XX в.

«Малый» архитектурный ансамбль.

1. Дать общую характеристику «малого ансамбля» Итальянского домика, построить рассказ по аналогии и на контрасте с ансамблем Голландского домика.

2. Грот и Менажереи – составная часть ансамбля.

3. Роль ансамбля в общей системе регулярного парка, как композиционного центра восточной части.

Итальянский домик.

1.Назначение Итальянского домика: павильона для «малых приемов» и «домашний» музей, где хранились произведения итальянского искусства и разные раритеты.

2. Конструктивно-архитектурные и декоративные особенности павильона, связь с окружающей средой: «раскрытость» парадного фасада Итальянского домика в сторону парка.

Далее характеристику павильона давать по указанной схеме.

3. Представить террасный садик в итальянском вкусе, уточнить вопрос о реконструкции садика.

Менажереи.

1. Показать роль Менажерей, как части «малого» ансамбля, отметить их подчиненность главным постройкам ансамбля.

2. Подчеркнуть, что здания воссоздали по старинным чертежам.

Группу поставить на широкой поперечной аллее, перед Итальянским домиком, с видом на домик, Менажереи, пруд и павильон Грот.


Грот

1755-1775г. Архитектор

Ф.С. Аргунов

Павильон Грот

1. Подчеркнуть место здания в общей планировке регулярного парка усадьбы, показать перспективу аллеи скульптуры

2. Рассказать о назначении подобных павильонов в Италии и усадьбе.

3. Далее представить здание по указанной схеме, подчеркнув органичность архитектурного декоративного решения Грота с природным окружением и его функциональным назначением.

4. Художественный анализ интерьеров Грота строить исходя из их уникальности и своеобразия, назвать художника-декоратора.

5. При наличии в интерьерах Грота «гротической» скульптуры и панно, представить и рассказать об истории их приобретения, художественных, технологических особенностях создания и бытовании в XVIII в.

6. Подчеркнуть связь декоративного убранства интерьеров Грота с его внешним оформлением павильона и окружающей средой.

7. Рассказать о сложности реставрации Грота как памятника уникального, сохранившего свое первоначальное убранство.

Группу поставить на площадку перед павильоном Грот, напротив входа.

Группу поставить в центральный зал Грота,

затем переместить в южный кабинет, затем – в северный.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отражаются следующие основные вопросы:

1. Усадьба Кусково – типичный архитектурно-парковый ансамбль XVIII в., ярко воплощающий лучшие черты художественной культуры своего времени, гармоничное соединение в единое целое, в ансамбль, различных видов изобразительных и пластических искусств и природы.

2. Усадьба Кусково – единственный в России архитектурно-парковый ансамбль с большой полнотой (несмотря на отдельные утраты) сохранивший свою подлинность.

3. Реставрационно-восстановительные работы в Кускове, как фактор, способствующий его сохранности и функционированию.

4. Возрождение традиций «увеселительной усадьбы» XVIII в.: организация и проведение концертов старинной музыки, оперных спектаклей, театрализованных представлений, приемов, праздников и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.

Глозман И.М., Тыдман Л.В. Кусково. М. 1966

Дергач Н.И. Тематическая экскурсия по парку «Усадьба Кусково – памятник садово-паркового искусства.

Згура В. Кусковский регулярный сад. Журнал «Серии коллекционеров», 1924, № 7-8

Ростовцева Г.А. Кусково. Регулярный парк. Музей-усадьба XVIII в. М., 1955

Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991

Сягаева Л.В. Кусково. М., 2010

Турчин В.С. В окрестностях Москвы - М., 1983.

Барокко в России (сборник статей) М., 1976

Культура эпохи просвещения. М., 1993 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ О ПАРКОВОЙ СКУЛЬПТУРЕ.

1. Рязанцев И.В. Скульптура в садах. Сборник статей «Художественная культура русской усадьбы». М., 1995

2. Курбатов В.Я. Садовая скульптура.//История садов и парков. СПб, 1911

3. Мацуревич Ж.А. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.

4. Суханова И. М. Садово-парковая скульптура и фонтаны.//Русское декоративное искусство. XVIII в.


Количество показов: 499
Рейтинг:  3.3

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.