20.02.2019
«МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ»
«МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ»
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения, начались первоочередные работы по мобилизационным планам. Командный состав и некоторые работники были переведены на казарменное положение. На специально оборудованном командном пункте круглосуточно дежурили руководящие работники.
Более 30 процентов работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами. (Фото № 1)
С первых же дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. В вагоноремонтных мастерских на территории электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки. (Фото № 2)
В ночь с 30 июня на 1 июля в Москве была объявлена первая учебная воздушная тревога. А спустя ровно месяц после начала войны, 22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала первая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу. Началось укрытие населения на станциях и в тоннелях метрополитена.
Моссовет установил распорядок жизни «подземного этажа» столицы, где во время бомбежек находили приют до полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землей. В ночное время вне зависимости от налетов люди могли проходить в метро на ночевку до пяти часов утра. В октябре и ноябре, когда Москву бомбили особенно часто, движение поездов прекращалось сначала в 19, а затем в 17 часов. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннелях. Разрешалось брать с собой постельные принадлежности. (Фото № 3)
Новая функция метрополитена в качестве бомбоубежища потребовала колоссальной организационной работы от его сотрудников. На путях в тоннелях были настланы дощатые полы, общая длина которых достигала 36,5 км. Для облегчения спуска с платформ в тоннели на всех станциях установили 80 откидных металлических мостика. На 20 станций завезли 3,8 тысяч детских кроваток и 4,6 тысяч топчанов. Провели дополнительное освещение, позаботились о питьевой воде - на платформах устроили питьевые фонтанчики, а в тоннелях - обычные водопроводные краны. Оборудовали туалеты - 25 постоянных и 15 переносных. Для укрытия населения помимо действующих линий использовались тоннели третьей, незаконченной очереди «Площадь Свердлова» - «ЗИС». Под убежища приспособили перегоны и недостроенные платформы. Неподалеку от станции «Новокузнецкая» некоторые участки тоннелей оборудовали деревянными нарами. (Фото № 4)
На станциях сумели организовать продажу вечером молока в бутылочках и белого хлеба для детей. Здесь можно было получить врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинокартины. За время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более двухсот новых жителей столицы. (Фото № 5)
В условиях военного времени первостепенное значение имела вентиляция в тоннелях и на станциях. От нее зависело физическое состояние десятков тысяч людей. При воздушных налетах на поверхности у вентиляционных киосков выставлялись посты. Они имели телефонную связь с командным пунктом сантехники. По сообщению дежурных принимались меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных киосков из-за сброшенных «зажигалок».
На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. Уже на второй день войны станция «Кировская» (сейчас - «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Дело в том, что в Кремле еще только строилось убежище, достаточно надежное для обеспечения бесперебойной работы Ставки во время бомбежек. И мало кто знал, что в неприметном особнячке с мезонином на улице Кирова, 37 работает Сталин. В расположенном рядом большом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, которое лифтом соединялось с подземным комплексом командного пункта. Со станцией метро он был связан пешеходным переходом, выход из которого располагался под наклонным ходом эскалаторов на уровне платформы. Сама станция, не имевшая в то время среднего зала, также была переоборудована под рабочие помещения. Платформа была отделена от проходящих поездов фанерной перегородкой, а в предзскалаторном аванзале была воздвигнута железобетонная стена для гашения взрывной волны в случае прямого попадания авиабомбы. (Фото № 6)
Первоначально, в течение первых двух месяцев, пока не были завершены все строительные работы, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и сама платформа второго пути также использовались для работы и как узел связи.
Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подходил состав, вагоны которого служили для работы (в них имелись столы) и для отдыха. Кроме того, этот состав как бы закупоривал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.
На станции «Красные ворота» был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. На станциях «Белорусская», «Площадь Свердлова» и некоторых других разместились различные военные организации.
В связи с тем, что Москва становилась прифронтовым городом, осенью 1941 года началась эвакуация оборудования метрополитена. 179 вагонов метро были отправлены в Андижан (Узбекистан), и с октября 1941 года по май 1942 года парк подвижного состава составлял всего 105 вагонов. Размеры движения колебались от 8 до 12 пар поездов в час. В октябре по сравнению с июлем пассажироперевозки сократились с 27 млн до 8 млн человек в месяц.
15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрический кабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в электродепо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто.
Однако Государственный Комитет Обороны признал ошибочным решение демонтировать оборудование метрополитена и отправить в тыл подвижной состав, и эти работы были прекращены. В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение на Кировско -Фрунзенской линии. В 18:05 пришел приказ возобновить движение, и в 18:45 пошёл первый поезд. Для восстановления движения на Горьковском радиусе потребовалось чуть больше времени — было необходимо расконсервировать, разгрузить и подготовить вагоны к эксплуатации, восстановить эскалаторы и кабельное хозяйство. После завершения всех работ движение на этой линии было возобновлено только с 17 октября. (Фото № 7 и № 8)
Осенью 1941 года многим метрополитеновцам пришлось изрядно потрудиться и на строительстве оборонительных рубежей столицы. Более 1 млн рублей внес коллектив метрополитена в фонд обороны страны. Кроме этого, на деньги, собранные работниками метро, были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принимавший участие в боях на Курской дуге. 21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда в действующую Красную Армию. На митинге была зачитана приветственная телеграмма Сталина: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии». (Фото № 9)
Сразу же, как только началось наступление наших войск под Москвой, стало необходимо восстановить разрушенные железнодорожные линии. 236 метрополитеновцев, в основном путейцев, в сорокаградусный мороз выполнили боевое задание – восстановили под Волоколамском разрушенный фашистами 26-километровый участок пути. (Фото № 10)
6 ноября 1941 года, накануне годовщины Октябрьской революции станция метро «Маяковская» стала центром столицы - её, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания Московского Совета, посвящённого 24-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, на котором на котором выступил товарищ Сталин.
Движение поездов по Горьковскому радиусу в тот день было приостановлено. Из Большого театра на платформу привезли кресла для 2 тысяч человек, перед эскалаторами установили трибуну. В находившихся на станции составах разместился радиоузел Всесоюзного радио, буфет, раздевалка для артистов, которые после заседания дали концерт. (Фото № 11)
Доклад Сталина о XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и его обращение к советскому народу 6 ноября 1941 года, накануне парада на Красной площади в годы Великой Отечественной войны, вызвали огромный патриотический подъём в стране. Сталин вдохновил, дал заряд для того, чтобы удесятерить усилия в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. По стране прошли многочисленные митинги, которые завершались заявлением: «Наш народ даст всё для фронта, всё для победы над врагом».
Слушатели командного факультета Военно-командной штурманской академии Военно-Воздушных Сил Красной Армии, прослушав по радио доклад вождя, отреагировали так: «Не запугать нас фашистским собакам! Нас не согнуть и не поставить на колени! Не впервые советскому народу приходится переживать тяжёлые дни и не впервые выходить победителем из тяжёлой борьбы. Не топтать фашистскому сапогу нашей священной земли! Победа будет за нами!».
В 1941 году в результате бомбардировок были повреждены Смоленский метромост, вестибюль станции «Белорусская», перегонный тоннель на участке «Смоленская» - «Арбатская» под театром им. Вахтангова. Все повреждения оперативно ликвидировались работниками метрополитена и Метростроя, и перерывы в движении поездов не превышали одних суток.
В начале 1942 года началось возвращение из эвакуации оборудования и вагонов, некоторые из которых разворачивались и направлялись обратно в Москву, так и не успев добраться до места назначения. К середине года все оборудование было вновь выведено на проектную мощность.
Коллектив метрополитена в исключительно трудных условиях военного времени продолжал высоко держать свою марку и отлично обслуживать пассажиров. За годы войны метрополитеном было перевезено около полутора миллиардов пассажиров. При этом основная тяжесть работы легла на плечи женщин. В электродепо «Северное» был создан первый «женский поезд», который отправился в путь 8 марта 1942 года.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз строительство метрополитена в Москве было временно приостановлено, а действующие линии к осени 1941 года были переведены на особый режим.
Строительство метрополитена в Москве возобновилось в декабре 1941 года. В январе 1943 года был введен в эксплуатацию участок длиной в 6,5 км от «Площади Свердлова» (сейчас - «Театральная») до «Завода имени Сталина» (сейчас - «Автозаводская»), а через год, с 18 января 1944 года, открылось движение на семикилометровом отрезке от Курского вокзала до Измайловского парка. Несколько позже были открыты промежуточные станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Электрозаводская». (Фото № 12)
Строительство третьей очереди велось в трудных условиях. В те годы штат Метростроя более чем на 70% состоял из женщин. Основной поставщик тюбингов для метрополитена — Днепропетровский завод металлического оборудования (ДЗМО) — оказался на оккупированной территории. Несколько тысяч тонн тюбингов для метро изготовили московские заводы «Станколит», «Серп и молот», «Компрессор» и «ЗИС». Уже на третий день после освобождения Днепропетровска были приняты меры для организации там выпуска тюбингов, а уже через месяц завод вновь стал выпускать обделку для перегонных тоннелей. На ряде московских заводов было организовано производство деталей и узлов для эскалаторов.
Несмотря на военное положение, строители по-прежнему уделяли большое внимание архитектурно-художественному оформлению станций. Однако при строительстве станции «Новокузнецкая» был сначала применен упрощенный подход: поверхность тюбингов обработали пескоструйными аппаратами, а затем на нее нанесли краску. К счастью, такое «оформление» было сразу отвергнуто. Для этой станции ленинградским живописцем Владимиром Фроловым, погибшим во время блокады, были изготовлены мозаичные панно из смальты по эскизам художника Александра Дейнеки. Панно были доставлены из осажденного города по Ладожскому озеру.
Во славу подвига советских метростроителей на станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Семёновская», «Бауманская», «Электрозаводская» и «Партизанская» были установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».
Открытие новых линий заметно увеличило нагрузку на центральный пересадочный узел метрополитена. Поток пассажиров в одном направлении между станциями «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» достигал 12-13 тысяч человек в час. В связи с этим назрела необходимость осуществить его реконструкцию строительством подземного перехода между станциями «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова». Эта работа проводилась без помех движению поездов и была закончена в январе 1945 года. А 18 марта 1945 года вновь открылась для пассажиров станция «Кировская».
Московский метрополитен завершил десятилетний период своей эксплуатации с отличными показателями. По линиям метрополитена прошло 4,7 миллиона поездов; было перевезено 2,7 миллиарда пассажиров. Скорость движения достигла 38 км в час. Поезда двигались с точностью до секунды, график движения выдерживался не ниже, чем на 99,9 процента.
Метрополитен работал с постоянно возраставшей нагрузкой. В 1945 года за сутки он перевозил до 1,7 миллиона пассажиров. Даже в условиях начавшегося восстановления наземных средств сообщения в Москве доля метрополитена в системе общественного транспорта столицы продолжала расти - его услугами пользовались уже 31,6 процента пассажиров. (Фото № 13)
За самоотверженный труд на протяжении всей Великой Отечественной войны и надежное укрытие населения во время вражеских бомбежек коллективу Московского метрополитена на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета Обороны (ГКО), а в 1947 году Московский метрополитен был награждён орденом Ленина.
Дополнительно.
Перед началом Великой Отечественной войны в апреле 1941 года СНК СССР постановил приспособить метро для массового убежища, а правила пользования метроубежищем были разработаны лишь в сентябре. В первую же воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек, причём люди прятались не только на станциях, но и в тоннелях. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей. Однако не все станции годились под убежище в силу неглубокого залегания, что при бомбардировке могло привести к гибели прятавшихся там людей. Часть вагонов была эвакуирована. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника «у ворот Москвы».
15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение трёх часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Этот день стал единственным в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.
Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были продолжены во время Великой Отечественной войны. Строительство возобновилось уже в мае 1942 года. Были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года — «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с 1956 года «Автозаводская») (с пересечением Москвы-реки в глубоком туннеле; станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая» были открыты позже, в ноябре 1943 года), а в январе 1944 года — «Курская» — «Измайловский парк» (с 2005 года «Партизанская») (четыре станции). На семи станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички с надписью «Сооружено в дни Отечественной войны».
Количество показов: 302