Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

21.02.2019

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЕМ МЕТРОПОЛИТЕНОМ»

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЕМ МЕТРОПОЛИТЕНОМ»

Руководство метрополитена

Начальник Московского метрополитена с 23 мая 2017 года по настоящее время- Виктор Николаевич Козловский.

Служба пути
Пока город спит и метро закрыто для обычных пассажиров, огромный коллектив Службы пути работает, чтобы обеспечить безопасность передвижения по рельсам и шпалам, которые ежедневно пропускают через себя до 10 тысяч поездов.
В арсенале у сотрудников службы специальные дефектоскопные вагоны — лаборатории на колёсах. В них установлены мониторы, по которым высококвалифицированные специалисты проверяют каждый миллиметр рельсов — настолько тщательно, словно доктора снимают кардиограмму сердца.
Обязательно проверяется контактный рельс, по которому подается напряжение для питания поездов, выезжает габаритный вагон — проверить соблюдение габаритных норм на перегонах и станциях. Кроме этого, заменяются стрелочные переводы на новые, с современным креплением рельса. На открытых участках и парковых путях электродепо заменяются деревянные шпалы на железобетонные, обеспечивая более надежное и долговечное крепление пути.
Служба пути осуществляет текущее содержание, капитальный ремонт пути и путевых устройств, диагностику путевого хозяйства и проверку габарита приближения оборудования на линиях метрополитена.

В состав Службы пути входят 8 эксплуатационных дистанций, дистанция капитального ремонта, путевые ремонтные мастерские с рельсосварочной станцией, а также вспомогательные подразделения: дефектоскопная, путеобследовательская, габаритообследовательская и путеизмерительная станции.
Основными задачами мастерских являются изготовление и ремонт деталей и элементов верхнего строения пути, механизмов, инструментов и инвентаря для текущего содержания и капитального ремонта путевого хозяйства метрополитена.
Основными задачами рельсосварочной станции являются: сварка и сборка новых рельсовых плетей, реновация старогодных рельсов для дальнейшего их применения и выполнение погрузо-разгрузочных работ для обеспечения непрерывного технологического цикла производства.
Путеизмерительная станция предназначена для систематической инструментальной проверки состояния пути, стрелочных переводов, закрестовинных кривых и подвески контактного рельса.
Деятельностью путеобследовательской станции является:
- изучение основных элементов верхнего и нижнего строения пути, стрелочных переводов и контактного рельса;
- оценки взаимодействия различных типов подвижного состава на путь;
- обследование опытных и типовых участков пути;
- разработка предложений по усовершенствованию конструкции пути, стрелочных переводов, контактного рельса и технологии их выполнения;
- организация и проведение испытаний на пути совместно с различными организациями.
Габаритообследовательская станция осуществляет постоянный контроль при эксплуатации, реконструкции и приемке в эксплуатацию линий метрополитена:
- за габаритами приближения оборудования, верхнего строения пути, контактного рельса и автостопа.
- за пространственным положением пути и обустройств.

Проектно-конструкторское бюро

Основными задачами подразделения являются:
• Разработка технологической, конструкторской и другой нормативной документации на эксплуатацию, обслуживание, ремонт и модернизацию подвижного состава, эскалаторов, вагонного и эскалаторного оборудования, а так же нестандартизированного и иного оборудования метрополитена;
• Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию объектов, инженерных сетей и сооружений метрополитена, а также объектов транспортного, производственного и социально-культурного назначения и др.;
• Выполнение работ по метрологическому обеспечению разработок, производства, испытаний и эксплуатации выпускаемой продукции;
• Оказание коммерческих услуг для сторонних организаций в выполнении лабораторных исследований, метрологического обеспечения и разработки конструкторской, проектной, технологической и другой нормативной документации;
• Выполнение работ по настройке технически сложного испытательного оборудования, а также проведение различных исследовательских работ с применением специализированного лабораторного оборудования в интересах структурных подразделений метрополитена;
• Осуществление метрологической экспертизы технологической и конструкторской документации, разрабатываемой ПКБ и поступающей от других обособленных подразделений (филиалов) метрополитена, а также метрологическая аттестация не стандартизируемых средств измерения;
• Обеспечение работ по стандартизации и норм контролю в объеме выполняемых работ.
Главной функцией ПКБ является своевременное и качественное удовлетворение потребностей метрополитена в технологической, проектной, конструкторской, сметной и другой нормативно-технической документации, обеспечивающей дальнейшее улучшение эксплуатационных и экономических показателей работы метрополитена, а также повышение безопасности движения поездов, пропускной и провозной способности и улучшения культуры обслуживания пассажиров.

Ревизорский аппарат

Ревизорский аппарат по безопасности движения образован в 1935 году при Управлении Московского метрополитена.
Ревизорский аппарат возглавляет заместитель начальника метрополитена – главный ревизор по безопасности движения, который подчиняется непосредственно начальнику метрополитена.
Ревизорский аппарат контролирует выполнение Правил технической эксплуатации, должностных инструкций, и в целом — работу по обеспечению безопасности на Московском метрополитене.
Сотрудники Ревизорского аппарата принимают участие в расследовании случаев нарушения безопасности движения и осуществляют контроль за правильностью квалификации и учета нарушений безопасности движения.
Служебное расследование крушений и аварий возглавляют: начальник метрополитена и заместитель начальника метрополитена – главный ревизор по безопасности движения, ответственный также за расследование всех случаев брака.
При проведении служебного расследования главные цели специалистов Ревизорского аппарата - выявление всех обстоятельств, при которых произошло нарушение безопасности движения, причины нарушений, его последствий и виновных лиц.
Ревизорский аппарат по безопасности движения метрополитена также решает следующие задачи:
•    проведение на предприятиях и в линейных подразделениях метрополитена профилактической работы по предупреждению аварийности, пресечение фактов недисциплинированности;
•    разработка предложений по предупреждению нарушений безопасности движения;
•    организация и проведение с участием общественных инспекторов по безопасности движения технических ревизий и проверок выполнения «Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ» и других нормативных документов;
•    контроль за обеспечением готовности восстановительных средств к быстрейшей ликвидации последствий повреждений подвижного состава, устройств СЦБ и связи, пути и других технических средств метрополитена, техническим оснащением восстановительных формирований, организацией обучения работников восстановительных бригад;
•    контроль за качеством профессиональной подготовки кадров, организацией технического обучения, проведением периодической проверки знаний работниками метрополитена «Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ» и инструкций;
•    учёт и анализ нарушений безопасности движения на метрополитене;
•    координация и руководство работой общественных инспекторов по контролю за обеспечением безопасности движения совместно с руководителями служб, подразделений и профсоюзными комитетами.

Учебно-производственный центр

Учебно-производственный центр создан приказом №278 Начальника метрополитена от 28 июля 1995 года на базе Технической школы Московского метрополитена в целях совершенствования подготовки кадров, повышения профессиональных навыков и в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

В настоящее время УПЦ входит в состав Службы профориентации, обучения и развития персонала. Количество обученного персонала по программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Учебно-производственном центре в 2016 году составил 16 901 человек.
Основное направление деятельности Учебно-производственного центра Московского метрополитена — подготовка и переподготовка специалистов и руководителей метрополитена.
В Учебно-производственном центре готовят машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по станции, дежурных по посту централизации, машинистов эскалаторов, электромонтеров, контролеров автоматических пропускных пунктов, электромонтеров СЦБ и связи и других специалистов.
Служба пассажирских обустройств ДИ

начальник Службы пассажирских обустройств - Попов Евгений Викторович.
Основными задачами  подразделения являются:
•                   Выполнение всех видов работ по текущему содержанию и капитальному ремонту станционных комплексов.
•                   Планирование и организация всех видов ремонта станционных комплексов, контроль выполнения планов, сроков и качества проведения ремонтных работ.
•                   Технический надзор за проведением строительных работ и строительством городских объектов в технической зоне станционных комплексов.
•                   Обеспечение бесперебойной работы станционных комплексов в период снегопадов, метелей, пропуска ливневых вод и паводков на основе разработанных Подразделением соответствующих оперативных планов.
•                   Контроль и наблюдение за техническим состоянием проблемных участков станционных комплексов, разработка мероприятий по их приведению в соответствие нормативам.
•                   Технический надзор за работами сторонних организаций на действующих линиях метрополитена, приемка и контроль качества выполненных капитальных и других видов работ и др.

Служба безопасности

Служба безопасности была официально создана 1 августа 2012 года, став правопреемницей Службы контроля.
Служба контроля была образована 18 декабря 2000 года. Первоначально Служба контроля состояла из:
•    отдела противодействию нарушениям Правил пользования метрополитеном;
•    отдела по контролю выполнения антитеррористических мероприятий и соблюдения пропускного режима;
•    отдела по контролю исполнения договоров коммерческой деятельности;
•    аналитической группы.
Основными задачами Службы контроля были:
•    разработка мероприятий по поддержанию общественного порядка и контроль за их исполнением (в рамках взаимодействия с правоохранительными органами);
•    противодействие нарушениям Правил пользования метрополитеном;
•    контроль соблюдения пропускного режима на объектах метрополитена и антитеррористических мероприятий;
•    контроль системы обеспечения допуска в служебно-технические (особенно подземные) помещения метрополитена;
•    осуществление систематического контроля за деятельностью коммерческих организаций на территории метрополитена по выполнению договорных обязательств.
С ростом возлагаемых задач увеличивался качественный и количественный состав Службы. Вопросы организации антитеррористических мероприятий, экономической безопасности, усиления работы по пресечению нарушений Правил пользования метрополитеном стали занимать все большее место.
Непосредственно в период перед реорганизацией в 2012 году штат Службы контроля составлял 677 человек и в её состав входили:
•    отдел противодействия нарушениям Правил пользования метрополитеном;
•    отдел по контролю выполнения антитеррористических мероприятий;
•    отдел по контролю соблюдения пропускного режима на объектах метрополитена;
•    отдел контроля исполнения договоров коммерческой деятельности;
•    отдел по экономической безопасности;
•    бюро пропусков.
С 1 августа 2012 года Штат Службы безопасности увеличился за счет реорганизации работы Службы движения, в части передачи контролеров АКПП в подчинение Службе безопасности, в связи с новыми требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена, разработанными в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также с необходимостью эффективного использования трудового потенциала и создания условий для более высокопроизводительной деятельности работников.
Штат Службы безопасности изменился, в него вошли:
•    отдел транспортной безопасности и 9 дистанций транспортной безопасности, включающих инспекторский состав и контролеров АКП, работающих на станциях;
•    отдел по контролю выполнения антитеррористических мероприятий,
•    отдел по контролю пропускного режима;
•    отдел по эксплуатации переносных комплексов;
•    отдел информационной безопасности;
•    отдел противодействия нарушениям Правил пользования метрополитеном;
•    отдел экономической безопасности;
•    ситуационный центр (в стадии организации);
•    персонал обеспечивающих подразделений.
В настоящий момент, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 05 апреля 2017 г. № 410 “Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов” и увеличением объемов задач по обеспечению транспортной безопасности, проведена очередная реорганизация Службы безопасности. С 19 февраля 2018 года количественно и качественно изменился Штат Службы безопасности, в него вошли:
•    Подразделение транспортной безопасности;
•    Центр противодействия нарушениям на территории метрополитена;
•    Аналитический Центр;
•    Центр видеонаблюдения и внутреннего контроля;
•    Центр внутренней безопасности;
•    отдел информационной безопасности;
•    отдел экономической безопасности;
•    отдел контроля радиационной безопасности;
•    отдел сопровождения эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
•    Учебный центр подготовки и повышения квалификации сил обеспечения транспортной безопасности.
Основными задачами и видами деятельности являются:
•    организация совместно с правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти проведения мероприятий по обеспечению защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность ГУП «Московский метрополитен» и недопущению совершения правонарушений, а также защита интересов метрополитена от внешних и внутренних угроз по экономической, информационной и радиационной безопасности;
•    организация комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов метрополитена, контроль их исполнения;
•    контроль за выполнением комплекса мер по противодействию терроризму на метрополитене;
•    анализ состояния безопасности, контроль, в пределах своей компетенции, за деятельностью персонала метрополитена по их реализации, соблюдению требований нормативных актов в области обеспечения безопасности;
•    организация мероприятий по эксплуатации и сопровождению технических средств обеспечения транспортной безопасности по защите входящих в состав метрополитена станций от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ);
•    организация мероприятий по внедрению новых технических средств обеспечения транспортной безопасности, контроль за разработкой проектных решений на ОТИ с целью выполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности;
•    организация и контроль соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах метрополитена в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами;
•    организация и контроль выполнения антитеррористических мероприятий филиалами и обособленными подразделениями метрополитена;
•    обеспечение экономической безопасности метрополитена, проведение мероприятий, направленных на предотвращение, устранение причин и условий, способствующих нанесению вреда экономическим интересам метрополитена при реализации федеральных и городских программ;
•    контроль за деятельностью всех структурных подразделений метрополитена в части обеспечения экономической безопасности метрополитена, в том числе коммерческой деятельности на территории ГУП «Московский метрополитен»: анализ эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, планирование и проведение мероприятий по противодействию коррупции, проведение служебных расследований по фактам нанесения ущерба метрополитену;
•    организация и контроль исполнения филиалами и обособленными подразделениями ГУП «Московский метрополитен» мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
•    пресечение фактов несанкционированной торговли;
•    пресечение фактов несанкционированной расклейки рекламной продукции на территории метрополитена;
•    профилактика и пресечение бродяжничества и попрошайничества на территории метрополитена;
•    оказание помощи нарядам полиции УВД на Московском метрополитене в поддержании общественного порядка;
•    организация патрулирования работниками метрополитена в качестве народных дружинников.

Служба подвижного состава

Начальник Службы подвижного состава – Широков Роман Юрьевич  

12 Ноября 1934 г. Директор метрополитена принял решение о создании Службы тяги. В Службе тяги организуют Отдел подвижного состава (ОПС). В отдел ОПС и в электродепо «Северное» переводят всех подвижников, работавших в Электротяговом отделе Управления Метростроя инженерами по разработке ТЗ на метровагон модели «А» и инспекторами на заводах-изготовителях и их оборудования. Административное управление депо и вагоноремонтными мастерскими осталось за управлением, а Служба тяги осуществляла техническое руководство проектированием, изготовлением, ремонтом и эксплуатацией подвижного состава, депо и вагоноремонтных мастерских. Первым начальником Службы тяги 15 ноября 1934 г. был назначен Федотов Александр Иванович, бывший начальник Электротягового отдела Мосметростроя с 1932. В последующем Служба тяги была переименована в Службу подвижного состава.
В настоящее время под руководством Службы подвижного состава функционирует 17 электродепо метрополитена, Вагоноремонтный комплекс и Монорельсовая транспортная система. В ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию электродепо «Солнцево» и «Лихоборы».
Эксплуатационный парк вагонов Московского метрополитена составляет 5516 вагонов пяти моделей Еж3/Еж-6/Ем-508Т, 81-717/714, 81-720/721 81-740/741, 81-760/761 (81-760А/761А/763А), 81-765/766/767 и их модификации, из которых 3122 вагона имеют реостатно - контакторную систему управления с двигателями постоянного тока (Еж3/Еж-6/Ем-508Т, 81-717/714 и мод.) и 2394 современных вагонов, имеющих микропроцессорную систему управления с асинхронными тяговыми двигателями (81-720/721, 81-740/741, 81-760/761 (81-760А/761А/763А), 81-765/766/767 и мод).


Основными задачами подразделения являются:
•    Выполнение заданных объемов перевозок пассажиров с обеспечением бесперебойного и безопасного движения поездов на метрополитене;
•    Обучение локомотивных бригад;
•    Содержание парка, организация обслуживания и ремонта вагонов.
•    Осуществление общего руководства производственной деятельностью всех электродепо, Монорельсовой транспортной системы и Вагоноремонтного комплекса.

Электродепо:
Сокольническая линия    Северное
Черкизово
Замоскворецкая линия    Сокол
Замоскворецкое
Братеево
Арбатско-Покровская линия    Измайлово
Фили
Митино
Филевская линия    Фили
Кольцевая линия    Красная Пресня
Калужско-Рижская линия    Калужское
Свиблово
Таганско-Краснопресненская линия    Планерное
Выхино
Калининская линия    Новогиреево
Серпуховско-Тимирязевская линия    Варшавское
Владыкино
Люблинско-Дмитровская линия    Печатники
Каховская линия    Замоскворецкое
Бутовская линия    Варшавское
Солнцевская линия    Измайлово





Служба движения

Служба движения выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций, а также является своего рода координационным центром в работе всех служб метрополитена. Первостепенное внимание уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров. Войдя на станцию, пассажир видит дежурного по станции — это главный человек в смене. Их работа — большая ответственность, так как именно дежурный следит за соблюдением интервалов движения и регулирует пассажиропотоки.
Дежурный должен обладать и психологическими навыками, ведь порой пассажиры критикуют работу метрополитена. Нужно уметь вести себя профессионально. А если учесть, что большинство дежурных по станции — женщины, становится понятно, насколько важен труд именно этих сотрудниц для службы.
Главное и самое сложное в Службе движения — это работа с людьми, как с работниками смежных служб, так и с пассажирами. Ведь от слаженной работы сотрудников — дежурных по станции, начальников станций, зависит хорошее настроение пассажиров, их безопасное и комфортное пребывание под землей.
За короткий срок работниками Службы была отработана и внедрена технология организации движения поездов, работы станций и обслуживания пассажиров. Значительную роль здесь сыграли кадры, пришедшие на метрополитен с железной дороги и управления Мострамвайтреста. По организации движения поездов во многом ориентировались на железную дорогу, а по обслуживанию пассажиров, в том числе и по методам учета складывающихся пассажиропотоков на Мострамвайтрест. В первые месяцы работы Служба движения иногда называлась, в том числе и в документах, Службой эксплуатации.
В первые годы работы метрополитена пассажиропоток и соответственно объем работы были небольшими, в связи с этим проведены мероприятия по оптимизации структуры предприятия. Осенью 1935 года сокращаются должности начальников станций и станции объединяются в радиусы – Сокольнический, Кировский, Арбатский, Крымский.
Эти радиусы в будущем стали прообразом современных дистанций службы. 15 ноября 1935 года по указанию Наркома Путей Сообщения тов. Л.М.Кагановича Служба движения объединяется со Службой сигнализации, централизации, блокировки и связи. С этого момента Служба стала именоваться службой СЦБ, связи и движения.
С пуском линий второй очереди метрополитена в 1937–1938 годах объем перевозимых пассажиров и работы по организации перевозок и движения поездов значительно увеличил, и с 1 февраля 1938 года Служба движения вновь становится самостоятельным подразделением, восстанавливаются должности начальников станций, но при этом сохраняются и радиусы – нынешние дистанции.
В первые годы работы движенцы быстро учатся справляться с растущими пассажиропотоками, улучшают организацию движения поездов при постоянном сокращении интервалов между ними, а так же начинают поиск технических решений, позволяющих повышать качество и культуру обслуживания пассажиров. Не все получалось сразу. В 1935 году неудачей закончилась опытная эксплуатация турникета, и на станциях долгие годы осуществлялся ручной контроль билетов у пассажиров. Впрочем, нигде в мире в те годы не было турникетов, обладающих необходимой надежностью и пропускной способностью. Зато были созданы автоматы по продаже разовых билетов – автокассы и к 1939 году внедрены в постоянную эксплуатацию, так же в довоенные годы не удалось решить проблему механизированной уборки станций.
В годы Великой отечественной войны Служба движения в дополнение к своим прежним обязанностям организует работу линий и станций в режиме военного времени: укрытие населения от налетов вражеской авиации: функционирование на станциях командных пунктов важнейших государственных и военных учреждений; проведение важнейших государственных мероприятий, таких как торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции на станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года.
Даже в тяжелое время не прекращаются работы по повышению качества и культуры обслуживания пассажиров. В частности, во время Великой Отечественной войны была доработана конструкция поломоечных машин, призванных механизировать уборку станций, не прекращались работы по созданию турникетов. Кроме того, в вестибюлях появились информационные щиты, значительно облегчившие для пассажира ориентирование не только в метрополитене, но и в целом по городу.
В первые послевоенные годы (1945–1948) Служба движения основные усилия направляла на организацию перевозок пассажиров в условиях резко растущих пассажиропотоков (количество перевозимых пассажиров в 1945 году превысило довоенный уровень более чем в полтора раза и продолжало резко расти), на улучшение системы информации пассажиров, а также на механизацию трудоемких уборочных процессов. В 1948 году началось массовое внедрение на станциях поломоечных машин. Кроме того, в этот период специалисты Службы приняли активное участие в разработке схемы перспективного развития метрополитена.
В 50-е годы ХХ века специалисты Службы сосредоточились на дальнейшем совершенствовании технологических процессов, связанных с обслуживанием и перевозкой пассажиров. Лучшим доказательством зрелости коллектива стала отличная работа службы летом 1957 года, когда в Москве проходил всемирный фестиваль молодежи и студентов.
В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века ручной контроль оплаты проезда полностью заменяется на автоматический. Это стало возможным после создания турникета, обеспечившего высокую пропускную способность и надежность работы. На смену автокассам пришли разменные автоматы, так же созданные при непосредственном участии специалистов Службы.

В 60-е – 80-е годы постоянно совершенствующиеся технологии организации перевозки пассажиров Московского метрополитена и техника, обеспечивающая работу станций, стали внедряться на всех метрополитенах страны, а затем и на метрополитенах Социалистических стран – Будапешта, Праги, Варшавы, Софии.
В марте 1997 года был создан отдел по организации работы с проездными билетами и документами, который после разделения Службы движения и Службы сбора доходов, с января 1998 года, организационно стал относиться к Службе сбора доходов.
Служба движения Московского метрополитена выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций и координации работы эксплутационных служб метрополитена по поддержанию станционного хозяйства в надлежащем состоянии. Первостепенное внимание при этом уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров, санитарному содержанию станций.
Направления деятельности:
1.    Выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в соответствии с государственным контрактом на выполнение транспортной работы;
2.    Организация движения поездов на метрополитене: оказание услуг по перевозке пассажиров с соблюдением Правил пользования метрополитеном, выполнение работ по обеспечению безопасности движения поездов и пассажиров в соответствии с Правилами технической эксплуатации метрополитенов;
3.    Единое диспетчерское управление движением поездов, работой станций метрополитена;
4.    В настоящее время основная деятельность направлена на совершенствование системы организации движения поездов, организации пассажиропотоков и технической работы станций метрополитена.
Работа по обслуживанию пассажиров
Работники станций ежедневно обеспечивают обслуживание нескольких миллионов пассажиров, создавая при этом для них максимально возможный комфорт.
Важной составляющей этой работы является постоянно проводящийся учет пассажиропотоков, осуществляющийся как при помощи данных Автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), так и при помощи ручных подсчётов.
В течение последних лет произошло значительное увеличение количества проходов пассажиров через автоматические контрольные пункты (АКП). Главная причина этого - завершение автоматизации контроля прохода на станциях метрополитена. Вторая причина увеличения прохода через АКП - увеличение пассажиропотоков на ряде станций Московского метрополитена, в том числе на станциях к которым осуществляется подвоз пригородным железнодорожным и автомобильным общественным транспортом.
Особого внимания требует работа по организации работы станций и линий метрополитена в дни проведения массовых мероприятий. Такая работа была организована, например, во время празднования Пасхи, Дня Победы, Дня города, проведения в Москве новогодних, рождественских, а также различных спортивных и общественно-политических мероприятий. Во время их проведения ряд станций метрополитена работали в особом режиме. При этом во многих случаях осуществлялось оперативное регулирование пассажиропотоков. Для координации работы станций, смежных служб и УВД на Московском метрополитене во время массовых мероприятий организовывалась работа штабов по организации перевозки пассажиров.
В целях поддержания чистоты на станциях метрополитена круглосуточно проводится уборка станций. Эти работы проводятся как в дневное время (за исключением «часов пик»), так и ночью, когда выполняется их основная часть. Для улучшения качества уборки станций в истекшем году проводилась плановое обновление парка уборочной техники.
Пассажир на станциях, как правило, проводит время не превышающее нескольких минут, а основное время он проводит в поезде. Работу по организации движения поездов, как в дневное время, когда осуществляются пассажирские перевозки, так и в ночное, когда по линиям следуют хозяйственные поезда и производятся необходимые ремонтные работы, выполняет диспетчерский участок службы движения.
Работа диспетчерского участка и управление движением поездов
В задачи диспетчерского участка входит как организация движения поездов, так и разработка графиков движения поездов в соответствии с изменяющимися пассажиропотоками, и в связи с открытием новых линий и станций метрополитена.
Для организации перевозок во время проведения массовых мероприятий своевременно разрабатывались специальные графики движения поездов, обеспечивающие необходимые размеры движения для комфортной перевозки пассажиров. Ежедневно разрабатываются графики движения хозяйственных поездов в соответствии с планами работы и заявками, поступающими от смежных служб.
Движение поездов по линиям Московского метрополитена осуществляется с минимальным интервалом - 90 секунд. Работа поездного диспетчера при такой высокой интенсивности движения поездов требует повышенного внимания, быстрого принятия правильных решений и незамедлительной передачи команд и приказов.
Большое внимание руководством Службы движения уделяется подготовке кадров. Для дальнейшего улучшения подготовки и повышения квалификации поездных диспетчеров совместно с Московским государственным университетом путей сообщения разработаны и внедрены новые обучающие программы для тренажера поездного диспетчера.
Большое внимание уделяется и повышению престижа профессий, и квалификации работников различных специальностей службы. В частности, кроме проведения традиционного конкурса на звание «Лучший дежурный по станции», проводившегося в рамках общегородского конкурса «Московские мастера», проводится также конкурс на звание «Лучший поездной диспетчер метрополитена».
Развитием хорошей трудовой традиции стало создание Доски почёта Службы движения, состоящей из трёх разделов: «Ветераны Службы движения», «Лучшие люди Службы движения» и «Наши конкурсы».

Служба сигнализации, централизации и блокировки

Устройства сигнализации, централизации и блокировки являются важным звеном в комплексе технических средств метрополитена, обеспечивающих перевозочный процесс. Их характеристики определяют безопасность движения поездов, пропускную способность линий и комфортность перевозки пассажиров. Поэтому служба появилась одновременно с метрополитеном.
В составе технических средств Службы применяются современные системы электрической централизации и интервального регулирования движения поездов, которые позволяют пропускать до 40 пар поездов в час. Сейчас в Службе сигнализации, централизации и блокировки трудятся более 1,5 тысяч человек, которые организуют и осуществляют техническое обслуживание и содержание в исправном состоянии стрелок, светофоров, устройств автоматического регулирования скорости; внедряют современную микропроцессорную технику и усовершенствованное оборудование; применяют передовой опыт. Все это — для обеспечения бесперебойной работы метро.
Служба сигнализации, централизации и блокировки (до 01.07.12 г. – Служба сигнализации и связи) была образована 25 ноября 1934 года и первоначально называлась Служба связи и сигнализации. 29 января 1935 года состоялось назначение начальника Службы связи и сигнализации. 16 ноября 1935 года приказом Народного Комиссара Путей Сообщения было произведено разукрупнение объектов метрополитена — Служба связи и сигнализации вошла в состав Службы движения. С 1 февраля 1938 года произошло выделение Службы сигнализации и связи в самостоятельную структурную единицу в связи с увеличением объема работ на метрополитене. С 01 апреля 2016 года Служба сигнализации, централизации и блокировки является структурным подразделением обособленного подразделения Дирекции инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен».





Структура Службы сигнализации, централизации и блокировки:

Руководство Службы:
•    Начальник службы;
•    Главный инженер;
•    Первый заместитель начальника службы;
•    Заместитель начальника службы по ремонту;
•    Заместитель начальника службы по безопасности движения и управлению качеством;
•    Главный специалист по новой технике;
•    Заместители главного инженера.
Структурные подразделения:
•    Производственно-технический отдел;
•    Сектор безопасности движения;
•    Сектор качества;
•    Отдел организации проведения технического надзора;
•    Группа материально-технического снабжения;
•    Группа охраны труда;
•    Дистанции сигнализации;
•    Дистанция капитального ремонта;
•    Дистанция диспетчерской централизации и приборов обнаружения нагретых букс;
•    Мастерские ремонта и ревизии аппаратуры;
•    Диспетчерский участок.
Цели и основные виды деятельности:

•    Основными целями Службы сигнализации, централизации и блокировки являются удовлетворение общественных потребностей населения в услугах перевозки пассажиров и высокой культуры обслуживания.
•    Проведение мероприятий по повышению надежности работы устройств сигнализации, централизации и блокировки, и их эффективности.
•    Эффективное взаимодействие с другими службами метрополитена, по вопросам использования средств сигнализации, централизации и блокировки.
•    Укрепление и развитие производственных мощностей подразделений сигнализации, централизации и блокировки на основе внедрения достижений научно-технического процесса, передовой технологии и передового опыта.
•    Разработка и осуществление мероприятий по модернизации и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки и более эффективному их использованию, внедрению технических мероприятий, направленных на повышение качества эксплуатационной работы и эффективности использования средств.
  







Служба сбора доходов

Как театр начинается с вешалки, так и поездка в метро начинается с обращения в кассу. От того, с каким настроением пассажира встретят и обслужат в кассе, во многом зависит его настроение. Одной из главных задач Службы сбора доходов является обеспечение уровня обслуживания при продаже билетов. Кассиру, кроме высокого уровня знаний правил работы с проездными билетами, необходимы такие качества, как выдержка и вежливость. В целях уменьшения потери времени пассажирами в очереди у касс было разработано новое тарифное меню проездных билетов.
Новые билеты дают возможность проезда на всех видах городского пассажирского транспорта. На карту «Тройка» можно записать несколько видов проездных билетов и положить денежные средства. Ежедневно кассиры службы обеспечивают работу автоматов по продаже билетов, чтобы пассажир мог быстро оплатить проезд. Работники службы своевременно оказывают помощь пассажирам по вопросам продажи, эксплуатации и замены проездных билетов и транспортных карт, обеспечивают проезд льготных категорий граждан. Ни одно обращение пассажира не остается без внимания.
Служба сбора доходов образована 1 января 1998 года.
В структуру службы входят:
•    Аппарат управления службой.
•    Отделы:
•    Аналитический отдел;
•    Бухгалтерия;
•    Отдел реализации средств оплаты проезда;
•    Отдел кадров;
•    Плановый отдел;
•    Производственно-технический отдел.
•    Центр кодирования, хранения и доставки проездных документов (ЦКХ и ДПД) в составе:
•    Склад бланков и билетов;
•    Лаборатория контроля качества билетов;
•    Участок кодирования билетов;
•    Участок кодирования бесконтактных смарт-карт.
Дистанции:
•    1 дистанция (Сокольническая, Арбатско-Покровская, Филёвская линии);
•    2 дистанция (Замоскворецкая, Кольцевая и Калининско - Солнцевская линии);
•    3 дистанция (Таганско-Краснопресненская, Люблинско-Дмитровская линии, Большая кольцевая линия);
•    4 дистанция (Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская и Бутовская линии, Монорельсовая транспортная система).
Основными задачами службы являются:
•    повышение доходности метрополитена путём совершенствования системы оплаты проезда;
•    продажа средств оплаты проезда в кассах метрополитена, автоматах по продаже билетов и по безналичному расчету со склада службы;
•    работа с банками по проекту безналичной оплаты проезда с помощью банковской карты с электронным приложением;
•    взаимодействие с другими транспортными операторами (ГУП «Мосгортранс», ООО «Аэроэкспресс», РЖД) в части использования совместных билетов;
•    контроль обращения всех типов билетов, выявление неправомерно используемых и поддельных билетов и своевременное аннулирование. Взаимодействие в этой части со службой безопасности метрополитена и УВД по охране метрополитена;
•    кодирование билетов в ЦКХ и ДПД;
•    взаимодействие с Департаментом информационных технологий и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры по разработке новых видов билетов;
•    разбор конфликтных ситуаций и замена неработающих билетов в кассах метрополитена, Пассажирском агентстве и его филиалах;
•    сопровождение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП);
•    повышение культуры обслуживания пассажиров.
Основными задачами работников касс являются:
•    обеспечение пассажиров средствами оплаты проезда,
•    поддержание работоспособности оборудования,
•    обеспечение сохранности материальных ценностей,
•    своевременный и правильный учёт и отчётность.


Служба электроснабжения

Служба электроснабжения находится на переднем крае научно-технического прогресса, постоянно проводя научные изыскания, направленные на повышение качества работы метрополитена. По кабелям, как по артериям живого человеческого организма, доставляется электроэнергия всем системам метро. Благодаря работе Службы мчатся поезда, перевозя каждый день сотни тысяч пассажиров, освещаются станции и тоннели, горят светофоры, регулирующие движение поездов, двигаются эскалаторы, работают вентиляция, связь и, конечно же, идут часы.
Непрерывное повышение интенсивности движения поездов и объёма пассажироперевозок требует постоянного улучшения технического оснащения. Служба электроснабжения проводит работу по модернизации оборудования, чтобы обеспечить движение новых поездов, бесперебойное снабжение электроэнергией всех систем метро. Проводятся работы по улучшению освещения станций и вестибюлей, чтобы подчеркнуть их красоту.
От устойчивой работы устройств электроснабжения во многом зависят безопасность движения поездов, надежная работа оборудования и культура обслуживания пассажиров.




Служба связи

Каждый день, спускаясь вниз, в метро, мы уже не обращаем внимания на ставшие привычными автоматы по продаже билетов, пульты кассиров, сине-красные колонны экстренного вызова, проходим через турникеты и не особенно оглядываемся на электронные часы с отображением интервала времени между поездами, и не замечаем видеокамер на станциях и в вагонах. А все это — и даже объявления об остановках — элементы сложной и разносторонней системы Службы связи.
Ещё есть невидимые для пассажиров, различные системы радиосвязи, телефонной связи на станциях, в тоннелях, системы, препятствующие проникновению посторонних лиц в тоннель и в служебные помещения, системы пожарной безопасности. Трудно представить полноценную жизнь московского метро без современных и надежных систем связи, громкоговорящего оповещения, видеонаблюдения, пассажирской автоматики и пожарной сигнализации. Непрерывно в Службе связи ведутся работы по модернизации действующего и внедрению нового высокотехнологичного оборудования, что повышает удобство пользования метро, делает поездку еще более безопасной.
Служба связи организована 1 июля 2012 года в соответствии с приказом от 11.01.2012 года №5 «О реорганизации Службы сигнализации и связи» и новой редакции Устава ГУП «Московский метрополитен», утвержденной распоряжением Департамента имущества города Москвы от 10.04.2012 года №744-Р.

Служба связи включает в себя 3 дистанции связи, дистанцию пожарной сигнализации, дистанцию капитального ремонта, дистанцию пассажирской автоматики, дистанцию видеонаблюдения, электротехнические мастерские, лаборатории связи, радио и телевидения.
Службу связи возглавляет начальник Службы связи, который подчиняется непосредственно начальнику метрополитена.
В подчинении начальника Службы связи находятся: главный инженер-первый заместитель начальника Службы, заместитель начальника Службы по капитальному ремонту и реконструкции, заместитель начальника Службы по инженерно-техническим средствам защиты, заместитель начальника Службы по эксплуатации.

Аппарат управления Службы связи состоит из следующих отделов:
- отдел реконструкции, технического перевооружения и нового строительства;
- технический отдел;
- отдел материально-технического снабжения, отдел эксплуатации;
- отдел эксплуатации автоматизированных систем управления производством;
- бухгалтерия;
- планово-экономический отдел;
- отдел кадров.

Служба связи в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, осуществляет следующие виды деятельности:
- обслуживание и ремонт устройств связи обеспечивающие безопасность и бесперебойное движение поездов;
- эксплуатацию телефонных станций, связь предприятий и организаций ГУП «Московский метрополитен»;
- обслуживание и ремонт устройств теленаблюдения, систем управления работой станции с применением теленаблюдения (СУРСТ), контроля прохода в тоннель (УКПТ), систем контроля и управления доступом в служебные помещения (СКУД);
- обслуживание и ремонт станционной автоматики;
- обслуживание и ремонт аппаратуры цифровых сетей связи и их
программное обеспечение;
- обслуживание устройств автоматической пожарной сигнализации (АПС), охранно-оповестительной сигнализации (ОПС) и устройств пожаротушения (УПТ);
- эксплуатацию и содержание автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП);
- развитие, содержание в исправном состоянии устройств и оборудования, находящихся в ведении Службы связи, внедрение новейших достижений науки и техники, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, повышение автоматизации трудовых процессов, организацию рационализаторской работы.



Эскалаторная служба


Эскалатор — сложнейший механизм. Взору пассажиров представлена лишь малая его часть: балюстрада, лестничное полотно и поручень. Мало кто из пассажиров знает, что всё остальные механизмы находятся под вестибюлем станции. Работники Эскалаторной службы круглосуточно трудятся, обслуживая эскалаторы, чтобы не допустить возможных поломок. В ночное «окно» они занимаются техническим обслуживанием, осмотром, чисткой, смазыванием и проверкой технического состояния эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных.
В последние годы для повышения качества обслуживания пассажиров, в том числе и маломобильных групп граждан, наряду с эскалаторами устанавливаются пассажирские лифты и подъемные платформы для маломобильных.
Эскалаторная служба образовалась 3 марта 1952 года, выделившись, как самостоятельное подразделение метрополитена, из электромеханической службы. В 2016 году Служба вошла в состав вновь созданной Дирекции инфраструктуры.
Основные направления деятельности службы:
•    эксплуатация и ремонт эскалаторов, эксплуатация лифтов и подъемных платформ для маломобильных на объектах метрополитена.
Основными целями деятельности Эскалаторной службы являются:
•    обеспечение содержания в технически исправном состоянии эскалаторов, оборудования машинных залов,  электрощитовых, диспетчерского участка и высокой культуры обслуживания в соответствии с правилами технической эксплуатации метрополитена и другими действующими нормами и правилами.
Для достижения целей Эскалаторная служба осуществляет следующие виды деятельности:
•    четкую и бесперебойную работу эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных на метрополитене;
•    эксплуатацию и техническое обслуживание эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных и принятие оперативных мер к быстрейшему устранению всех нарушений в их работе;
•    разработку графиков работы эскалаторов с учетом пассажиропотоков по часам суток, графиков профилактических и капитальных ремонтов эскалаторов, оперативное руководство работой эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных;
•    разработку и проведение в жизнь мероприятий по предупреждению нарушений в работе эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных; по дальнейшему повышению надежности работы эскалаторного и лифтового оборудования;
•    содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных на объектах Московского метрополитена;
•    внедрение новой техники, автоматизации, телемеханизации обслуживания эскалаторов;
•    планирование, организацию и проведение текущих, средних и капитальных ремонтов эскалаторов, текущего ремонта и обслуживания эскалаторного и лифтового оборудования, контроль за выполнением планов ремонта и качества его производства;
•    разработку и осуществление мероприятий по улучшению использования и модернизации оборудования эскалаторного и лифтового хозяйства, а также предложения по увеличению пропускной способности линий метрополитена для улучшения обслуживания пассажиров;
•    контроль за ходом работ по капитальному строительству объектов, согласование и технический надзор за проектированием и монтажом вновь поставляемых и реконструированных эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных;
•    проведение мер по экономному расходованию материалов, топлива и электроэнергии, снижению себестоимости перевозок, повышению эффективности производства;
•    разработку и внедрение наиболее совершенных технологических процессов, технического обслуживания и ремонта эскалаторного и лифтового оборудования;
•    контроль за выполнением правил и инструкций по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии, пожарной безопасности в подразделениях и на объектах службы.
Эскалаторная служба состоит из следующих подразделений:
•    9 линейных дистанций,
•    дистанции специальных объектов,
•    дистанции среднего и капитального ремонта,
•    дистанции подземного ремонта эскалаторов,
•    дистанции лифтового оборудования,
•    участка по техническому обслуживанию и внедрению новых средств автоматики и телемеханики эскалаторов.


Служба тоннельных сооружений

Служба тоннельных сооружений занимается эксплуатацией и ремонтом перегонных тоннелей, станций и наземных сооружений. Под нашей опекой 11 линий общей протяженностью 789 километров, 195 станционных комплексов, 304 вестибюля и 7 мостов с эстакадами. Более 2 тысяч сотрудников службы ежедневно заняты на промывке тоннелей и дренажных систем и ликвидации протечек; моют облицовку станций, красят, белят и ухаживают за лепниной и мозаикой. Одна из самых ответственных и трудоёмких работ — реставрация станций — памятников культуры. Все основные работы здесь выполняются ночью, после закрытия станций и снятия напряжения с контактного рельса.
На сотрудниках лежит обязанность по ремонту и замене стекол павильонов и стеклометаллических дверей, удалению граффити с наземных сооружений. Каждый день и каждую ночь сотрудники Службы тоннельных сооружений работают для того, чтобы когда над Москвой взойдёт солнце и первые пассажиры спустятся в метро, они были уверены в том, что безопасно доберутся в любой конец города, а Московский метрополитен по-прежнему остаётся самым надёжным и красивым в мире!
Служба тоннельных сооружений образовалась как самостоятельная единица в мае 1943 года, выделившись из Службы Пути и Сооружений. До марта 1952 года имела название Служба Сооружений и Сантехники. После образования  Санитарно-технической службы, Служба Сооружений и Сантехники стала называться Службой тоннельных сооружений на основании приказа от 8 марта 1952 года, утвержденного начальником Московского метрополитена.

Служба тоннельных сооружений осуществляет эксплуатацию и ремонт  тоннельных сооружений, станций и наземных сооружений, реконструкцию основных фондов за счет средств метрополитена, а также занимается подсобно-вспомогательной деятельностью.

Эксплуатацией сооружений занимаются 8 дистанций, которые насчитывают 56 околотков. Кроме этого, в Службе имеются дистанция капитального ремонта, производственные мастерские, пункт восстановительных средств, участок геодезическо-маркшейдерских работ, тоннельно-обследовательская испытательная станция.

Подразделения Службы, их структура и назначение
Аппарат службы состоит из функциональных отделов (кадров, производственно-технического, планового, бухгалтерии, геогруппы, отдела механизации).

Дистанции Службы обеспечивают эксплуатационную надежность и долговечность сооружений метрополитена в процессе эксплуатации. Дистанции делятся на околотки, протяженность которых составляет до 12 км с несколькими станциями. Границы околотка определяются приказом начальника Службы. Кроме эксплуатации подземных сооружений, дистанции поручается содержание наземных вестибюлей, киосков, инженерных корпусов и примыкающих к подземным вестибюлям подходных переходов с выходами на поверхность. Дистанцию возглавляет начальник дистанции. В состав инженерно-технических работников дистанции входят, кроме начальника дистанции заместитель начальника дистанции, старший мастер, и техник. Для обеспечения нормального состояния сооружений дистанция руководствуется технической и нормативной документацией.

Околотки дистанции занимаются текущим содержанием и ремонтом сооружений метрополитена. К текущему ремонту и уходу за тоннельными сооружениями относятся следующие основные работы: ликвидация отдельных течей в швах тоннельной обделки, в болтовых и пробковых отверстиях, влияющих на безопасность движения поездов, а также течей появившихся в результате дефектов тоннельной обделки, отвод течей; промывка тоннелей и дренажных систем; уход за различными видами облицовок из искусственного и естественного материала; побелка, покраска, уход за оштукатуренными поверхностями, лепниной, художественными изделиями, водоотводящими зонтами, дверями. Текущее содержание осуществляется работниками следующих специальностей: дренажники, тоннельные рабочие по уходу и ремонту, маляры, штукатуры, слесари.

Служба выполняет работы по капитальному ремонту сооружений силами Дистанции капитального ремонта, а также с привлечением подрядных организаций. Реконструкция сооружений выполняется силами подрядных организаций.

Кроме этого, содержание искусственных сооружений предусматривает надзор за сооружениями. Надзор за состоянием искусственных сооружений метрополитена представляет собой систему осмотров, наблюдений и оьследований с целью выявления и предупреждения неисправностей, дефектов и расстройств как отдельных конструкций, так и сооружений в целом. Надзор осуществляют обходчики сооружений, мастера, помощники мастеров, руководители дистанций и Службы и тоннельно-обследовательская испытательная станция.

Тоннельно-обследовательская испытательная станция (ТОИС) Главного управления метрополитенов организована при Московском метрополитене в соответствии с указанием Министерства путей сообщения от 29 июня 1978 г. №Д-21510.
После ликвидации Главного управления метрополитена Указанием №323 от 21.06.1994 г. ТОИС была переведена в Службу тоннельных сооружений Московского метрополитена.

Основные сооружения метрополитена представляют сложные многофункциональные инженерные комплексы, надежность и долговечность которых является важнейшим условием безопасной и бесперебойной эксплуатации линий метрополитена.
В процессе эксплуатации необходимо знать и периодически проверять техническое состояние тоннельных сооружений в целях предупреждения развития дефектов и расстройств в конструкциях и своевременного принятия мер по их ликвидации.

На ТОИС в соответствии с «Положением» возложены следующие функции:
- проведение обследований и осуществление периодического контроля технического состояния и текущего содержания эксплуатируемых искусственных сооружений (тоннели, станционные комплексы, мосты и др.) метрополитена в соответствии с требованиями нормативных документов, ПТЭ и действующих на метрополитене инструкций;
- проведение обследований искусственных сооружений пусковых участков строительства новых линий метрополитена и проверки их соответствия требованиям проекта, СНиПов, нормативных документов, ПТЭ и действующих на метрополитене инструкций;
- осуществление технического надзора за строительством и реконструкцией особо сложных объектов метрополитена и контроль за производством работ на городских объектах, сооружаемых в технической зоне метрополитена.

При проведении обследовательских работ для установления фактического состояния сооружений осуществляется диагностика технического состояния конструкций с использованием сертифицированных приборов и оборудования неразрушающего метода контроля.

Обследовательские работы производятся в соответствии с действующей «Методикой комплексного обследования состояния строительных конструкций сооружений метрополитена « 2006 г., разработанной филиалом ОАО ЦНИИС НИЦ «Тоннели и метрополитены» и согласованной Московским метрополитеном. В отчете на основании полученных материалов и их анализа приводится категория технического состояния участка линии или отдельного сооружения с рекомендациями по включению в план реконструкции, капитального ремонта или текущего ремонта.

Отдел механизации осуществляет:
1. Контроль наличия электроинструмента и оборудования, находящегося на балансе подразделений Службы в соответствии с табелем оснащенности околотков текущего содержания.
2. Ежегодное составление планов, заказных спецификаций, заявок в СМТС, контроль поставки, распределения по подразделениям механизмов и оборудования и предоставление ежемесячного отчета о ходе выполнения плана по техническому перевооружению за счет средств метрополитена техническому отделу метрополитена.
3. Ежеквартально составление планов, заявок в СМТС, контроль поставки и распределения по подразделениям оборудования, приобретаемого за счет материальных активов.
4. Организация проведения технического обслуживания, ремонта и технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования.
5. Участие в испытаниях нестандартного оборудования после его изготовления и ремонта.
6. Ежеквартальное проведение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (грузоподъемных механизмов, грузозахватных приспособлений, тары, сосудов, работающих под давлением), оформление актов, журналов и прочей документации.

Геодезическо-маркшейдерская группа (геогруппа)
Тоннельные сооружения в своем большинстве (станционные, пересадочные узлы, камеры съездов и т. п.) представляют сложные инженерные комплексы, надежность и долговечность которых является важнейшим условием бесперебойной и эффективной эксплуатации метрополитенов.
Геогруппа на Московском метрополитене была образована 29 июля 1935 г. в количестве 30 человек в целях инструментального контроля за путями, тоннельными сооружениями и станциями. С тех пор статус геогруппы не пересматривался.
При реорганизации Службы Пути и сооружений в 1943 г., геогруппа была разделена на две части. Одна часть была передана в Службу пути, другая – в Службу сооружений и сантехники.

На геогруппу возложены, согласно инструкциям, следующие обязанности:
1. Наблюдение за искусственными сооружениями:
- сплошное нивелирование (2 класс) по путейским реперам для определения общей деформации тоннелей
- определение элиптичности колец тоннельных обделок круглого очертания и определение перекосов в обделках прямоугольного очертания, согласно выдаваемым заданиям
- наблюдение за осадками вестибюлей и других наземных сооружений метрополитена
- предупреждение появления негабаритных мест тоннелей для обеспечения безопасности движения
- слежение за соответствием ГОСТу габаритов приближения строений, оборудования метрополитена
- контроль за деформациями и осадками тоннелей в районах производства работ сторонними организациями.
2. Контроль учета объемов выполненных работ строительными организациями на объектах метрополитена.
3. Замерочные работы на объектах метрополитена.
4. Разбивочные работы при выполнении на метрополитене строительных работ хозяйственным способом.
5. Нивелирование направляющих эскалаторов по заявкам Эскалаторной Службы.
6. Геодезическо-маркшейдерские работы по заявкам дистанций (съемка ситуации и вычерчивание ее, вынос на поверхность демонтажных люков, нивелирование 2 и 3 класса).
7. Совместно с геодезическо-маркшейдерской станцией Службы пути производится приемка в эксплуатацию новых участков метрополитена.
8. Приемку по акту выноса на поверхность контуров сооружений метрополитена специализированными организациями.
9. Камеральная обработка геодезических измерений.


Электромеханическая служба


Работа Электромеханической службы на первый взгляд незаметна для пассажиров. Сотрудники службы обеспечивают работу систем жизнеобеспечения метрополитена: тоннельной и местной вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, водоотлива. Основными задачами Электромеханической службы является создание комфортных условий для перевозки пассажиров на метрополитене, соблюдение графика движения поездов путем высококачественного технического обслуживания и ремонта электромеханических устройств. В состав подразделения входят дистанции, участки, лаборатории, мастерские, монтажные участки и диспетчерский пункт. Служба постоянно развивается, идя по пути модернизации вышеуказанных систем, внедрения самых современных инженерно-технических устройств и методов их обслуживания.
Многопрофильность инженерно-технических устройств требует особого подхода к подготовке высококвалифицированного персонала.
В своей дальнейшей работе служба продолжит реализацию намеченных планов, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров метро.
Служба энергоресурсов и развития энергосети
В 2000-х годах с принятием федеральных законов от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в Российской Федерации существенно изменились принципы работы соответственно электроэнергетики, теплоэнергетики, водоснабжения. Новое законодательство направило движение указанных отраслей от монополистичных, формируемых поставщиками, к отраслям с развитой конкуренцией, максимально нацеленных на удовлетворение запросов потребителей.
Изменение базового отраслевого законодательства, повлекшее за собой изменение подзаконных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих работу отраслей, дало потребителям широкие возможности выбора, в том числе поставщиков, расчетных ценовых категорий.
ГУП «Московский метрополитен» является одним из крупнейших в Российской Федерации потребителей электроэнергии, тепловой энергии, услуг водоснабжения и несет существенные затраты на энергоресурсы в процессе организации безопасной и бесперебойной перевозки пассажиров.
Для использования появившихся возможностей по оптимизации условий поставки энергоресурсов, снижения затрат, оперативного реагирования на изменения законодательства ГУП «Московский метрополитен» необходимо было обеспечить своё профессиональное участие на вновь формируемых рынках электроэнергии, тепловой энергии, услуг по водоснабжению.
Именно для решения этой задачи в составе Управления ГУП «Московский метрополитен» в октябре 2015 года была создана Служба энергоресурсов и развития энергосети.
ГУП «Московский метрополитен» осуществляет управление уникальным по своим размерам и характеристикам имущественным комплексом, включающим в себя сотни электрических подстанций и тысячи километров кабельных линий, тепловое хозяйство, объекты водопроводной сети, являясь при этом не только потребителем энергоресурсов, но и организацией, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии, теплоснабжению и водоснабжению сторонним потребителям, подключенным к ее энергосетям.
На Службу энергоресурсов и развития энергосети возложена задача по организации оказания указанных услуг в строгом соответствии с требованиями отраслевого законодательства, с максимальной выгодой для ГУП «Московский метрополитен», а также обеспечения развития энергосетей.
Служба энергоресурсов и развития энергосети находится в непосредственном подчинении главного инженера – первого заместителя начальника метрополитена.
Основными задачами Службы энергоресурсов и развития энергосети являются:
1. Организация технологического присоединения (подключения) объектов метрополитена к сетям электро-, тепло- и водоснабжения прочих организаций, а также организация технологического присоединения (подключения) объектов сторонних заявителей к ресурсоснабжающим сетям метрополитена (в том числе к объектам электросетевого хозяйства метрополитена).
2. Подготовка расчетов в обоснование разрабатываемых Службой мероприятий, направленных на снижение затрат на закупаемую метрополитеном электрическую энергию, тепловую энергию, услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (энергоресурсы), а также на увеличение доходов от оказываемых метрополитеном услуг по передаче энергоресурсов по сетям метрополитена и услуг на технологическое присоединение к сетям метрополитена (инфраструктурные услуги).
3. Проверка финансово-экономических расчетов стоимости приобретаемых метрополитеном энергоресурсов, оказанных метрополитеном инфраструктурных услуг, а также расчетов, необходимых для установления тарифов на оказываемые метрополитеном инфраструктурные услуги.
4. Обеспечение соблюдения метрополитеном действующего законодательства в части выполнения обязательных требований к субъектам естественных монополий, оказывающих услуги по передаче энергоресурсов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
5. Организация и обеспечение учета объемов энергоресурсов, потребляемых объектами метрополитена, а также объектами сторонних потребителей, энергоснабжение которых осуществляется с использованием инфраструктуры метрополитена.
6. Оптимизация объемов энергоресурсов, потребляемых объектами метрополитена.
7. Обеспечение внедрения автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии (АИИС КУЭ) на энергопотребляющих объектах метрополитена.
В состав Службы входят:
- отдел договорной работы;
- отдел экономических расчетов;
- отдел энергоучета;
- производственно-технический отдел.

Служба качества

Служба качества создана в 2014 году и является структурным подразделением Управления метрополитена. Служба подчиняется главному инженеру метрополитена.

Основными задачами Службы качества являются:
1. Создание, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента качества в соответствии с Миссией, видением и политикой в области качества и технической безопасности.
2. Методическое обеспечение и координация работ подразделений метрополитена в системе менеджмента качества.
3. Проведение обучения по вопросам систем менеджмента.
4. Организация и проведение внутреннего аудита систем менеджмента качества обособленных подразделений и филиалов метрополитена, содействие в разработке коррекции, корректирующих и предупреждающих действий.
5. Проведение аудитов систем менеджмента качества поставщиков, участие в FAI продукции, требуемой метрополитену (First Article Inspection - контроль первых изделий).
6. Организация разработки и внедрения автоматизированной системы управления процессами оперативно-хозяйственной деятельности в электродепо Московского метрополитена (АСУ "МЕТРО").
7. Ведение секретариата технического комитета "Метрополитены" (ТК 150), созданного по инициативе Московского метрополитена 6 октября 2017 года (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.10.2017 №2131).

Служба охраны труда

В 2018 году на базе работающего более 25 лет Отдела охраны труда при Управлении метрополитена создана Служба охраны труда.
В состав Службы входят:

•    Отдел реализации государственной политики в области охраны труда;
•    Отдел внутреннего аудита;
•    Сектор анализа и профилактики непроизводственного травматизма.
Одной из главных задач Службы охраны труда является организация и координация работы по реализации в метрополитене государственной политики в области охраны труда, профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также работы по улучшению условий труда.
Для успешной реализации политики в области охраны труда в метрополитене введена и действует Система управления охраной труда, работоспособность и системное функционирование которой генерирует Служба охраны труда.
Специалисты Службы осуществляют постоянные выездные проверки соблюдения в подразделениях метрополитена государственных и иных нормативных правовых и локальных актов по вопросам охраны труда, по результатам которых формируется концепция работы по управлению профессиональными рисками и созданию культуры безопасного труда и производства.
Приоритетной задачей работы Службы охраны труда также является формирование у работников понимания важности заботы о собственной безопасности и здоровье, мотивация и стимулирование их на безопасный труд, внедрение и распространение положительного опыта организации работы по охране труда.

Медицинская служба


Медицинская служба Московского метрополитена создана 1 января 2014 г. и является его обособленным структурным подразделением.
В состав Службы входит врачебный Терапевтический пункт, Центр психофизиологического обеспечения, Сектор аналитики, Отдел санитарно-эпидемиологического контроля, 20 здравпунктов в электродепо и 28 пунктов предрейсовых медицинских осмотров на станциях метрополитена.
Основными направлениями деятельности являются:
− проведение предрейсовых (внутрирейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров работников локомотивных бригад (машинистов, помощников машинистов), водителей автотранспорта;
− проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья работников локомотивных бригад;
− психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад;
– организация проведения профилактических мероприятий (вакцинация против сезонного гриппа и др.);
– проведение санитарно-эпидемиологического контроля подвижного состава, объектов пассажирской инфраструктуры и других объектов метрополитена.
Реализуя главную задачу по медицинскому обеспечению безопасности движения, Медицинская служба ежегодно организует проведение свыше 1 миллиона предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад. Осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющие среднее профессиональное образование и соответствующие сертификаты специалистов по лечебному делу и/или по сестринскому делу, а также подготовку по вопросам проведения предрейсовых медицинских осмотров, в том числе с применением автоматизированной системы медицинского контроля (АСМК).

Количество показов: 3092

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.