Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

21.02.2019

Метро. Маршрутная карта 1

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (сегодня «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Перед архитекторами, строителями, конструкторами и художниками была поставлена основная задача – создать московское метро таким образом, чтобы подземная атмосфера не угнетала население столицы. Поэтому архитектуру метрополитена нужно было решить таким образом, чтобы она стала единым композиционным целым, начиная с наземного вестибюля и заканчивая станционными залами.
Газета «Правда» писала: «На примере метро мы видим величайший разворот творчества, расцвет архитектурной мысли — что ни станция, то дворец, что ни дворец, то по-особому оформленный». Создавая архитектурные образы станций, авторы искали композиционные решения, которые, отвечая специфическим требованиям эксплуатации метро, обладали бы большой художественной выразительностью.

Маршрут экскурсии: м. «Театральная» (Замоскворецкая) –м. «Маяковская» (Замоскворецкая) – м «Белорусская» (Замоскворецкая) - м. «Белорусская» (Кольцевая линия) – м. «Новослободская» (Кольцевая линия) - м. «Комсомольская» (Кольцевая линия) – м. «Курская» (Кольцевая линия) – м. «Курская» (Арбатско-Покровская линия) – м. «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия)

Продолжительность: маршрут рассчитан на 1,5-2 часа, но время может уменьшаться или увеличиваться индивидуально за счет сокращения маршрута или его расширения при посещении дополнительных станций, указанных в рекомендациях.

Маршрут

Остановка

Организационно-методические указания

Описания объектов

м. «Театральная» (Замоскворецкая линия) – м. «Маяковская» (Замоскворецкая линия)

м. «Театральная» (Замоскворецкая линия)

Проезд до

м. «Маяковская» (Замоскворецкая линия)

м. «Театральная» (Замоскворецкая линия)

Станция «Театральная»

На улице перед входом в метро.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию «Маяковская» (Замоскворецкой линии)

Напомнить экскурсантам правила поведения и безопасности во время экскурсии на территории московского метрополитена (см. Приложение 1)

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Театральная». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции.

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Особое внимание!

«Театра́льная» —станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Связана пересадками со станциями «Охотный Ряд» на Сокольнической линии и «Площадь Революции» на Арбатско-Покровской линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа по Театральной площади. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» — «Сокол» (вторая очередь строительства).

Архитекторы: И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков.

Инженеры-конструкторы: А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров) с одной островной платформой. Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.

Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные Ворота». Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию. Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Он оформлен по мотивам дорического ордера. Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько. Станция решена в тонах белого цвета. Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки. Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.

Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).

Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке.

Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.

Южный вестибюль:

На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова.

В переходе на станцию «Охотный ряд»

на стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть на расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского).

В конце перехода с «Охотного Ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент. Дальнейшая его судьба неизвестна.

м. «Маяковская» (Замоскворецкая линия) – м. Белорусская (Замоскворецкая линия)

м. «Маяковская» (Замоскворецкая линия)

м. «Маяковская» (Замоскворецкая линия)

Проезд до

м. «Белорусская» (Замоскворецкая линия)

Выход на станции «Маяковская»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции, подняться на эскалаторе в новый вестибюль.

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию «Белорусская» (Замоскворецкой линии)

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Маяковская». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Особо остановиться на деталях работы архитектора Душкина, благодаря чему сегодня станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

Обозрение оформления нового вестибюля станции «Маяковская».

Отметить тематическое исполнение вестибюля: его связь с образом пролетарского поэта

В. В. Маяковского. Отдельно отметить детали архитектурного воплощения вестибюля, которые тождественны станции «Кропоткинская», образу первых станций московского метро.

Особое внимание!

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Маяко́вская» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа в честь поэта Владимира Маяковского. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

Архитектор: А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун

Художник: А. А. Дейнека

Инженеры-конструкторы: Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа.

Архитектор А. Н. Душкин существенно изменил первоначальный проект станции. На заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены ленты из нержавеющей стали. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки. «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения, где была использована стальная колонная система.

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона.

Архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей черты стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Свод станции украшен размещёнными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба». Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции. Авторы — архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова, перенесённый из торца станционного зала. Египетские лотосовидные колонны кассового зала, напоминают колонны метро «Кропоткинская». В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади): «Два самолёта», «Знамя СССР» (утрачено), «Два самолёта и цветущая яблоня»,

«Прыжок в воду парня и девушки», «Плодовое дерево», «Сигнальщик», «Бомбардировщики днём»

«Парашютист», «Спасская башня днём», «Комбайн»

«Прыгун с шестом», «Планёры», «Парашютисты»

«Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Самолёт», «Бомбардировщики ночью», «Дирижабль над Спасской башней ночью»,

«Парашютист ночью», Биплан ночью», «Бомбардировщики ночью», «Домна», «Стратостат»

«Авиамоделисты», «Игра в волейбол», «Парашютисты утром», «Самолёт и портик», «Монтажник-высотник», «Чайки», «Мать», «Два самолёта», «Опоры ЛЭП», «Подсолнухи», «Апельсины», «Знамя СССР».

В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова,

Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского.

м. «Белорусская» (Замоскворецкая линия) – м. «Белорусская» (Кольцевая линия)

м. «Белорусская» (Замоскворецкая линия)

м. «Белорусская» (Замоскворецкая линия)

м. «Белорусская» (Замоскворецкая линия)

Переход (пересадка)

На м. «Белорусская» (Кольцевая линия)

Переход между станциями

Выход на станции «Белорусская»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции, подняться на эскалаторе в новый вестибюль.

По переходу пройти на станцию «Белорусская -Кольцевая»

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Белорусская». Технические характеристики станции. Конструкция соединения эскалатора с вестибюлем является оригинальной для довоенных станций. Для эскалатора в полу станции было проделано эллиптическое отверстие, ограждённое небольшим барьером. Благодаря этому при подъёме на эскалаторе пассажирам открывается широкий вид вестибюля

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Особо отметить единство стиля станции.

Отметить важнейшую роль станции в годы ВОВ.

Отметить архитектурные особенности перехода.

Особое внимание!

«Белору́сская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Тверская Застава между станциями «Динамо» и «Маяковская». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Получила свое название из-за Белорусского вокзала, в здание которого был встроен единственный выход станции. Имеет переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии.

Архитекторы: Н. Н. Андриканис, Н. А. Быкова.

Инженер-конструктор: В. И. Дмитриев.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по типовому проекту.

Станция метро «Белорусская» имеет один наземный вестибюль, встроенный в северо-восточное крыло Белорусского вокзала. Снаружи вестибюль облицован чёрным гранитом. Помещение вестибюля разделено на два зала колоннадой и турникетами. Парные колонны покрыты белым мрамором. Облицовка была проведена с приданием фустам колонн энтазиса.

В первом зале расположены кассы и два входа. Основной вход на станцию расположен со стороны площади Тверская Застава. Станция имеет и второй вход со стороны Ленинградского проспекта — небольшой мостик соединяет Тверской путепровод с дверями на втором этаже вокзального здания, откуда лестница ведёт в кассовый зал. Стены кассового зала облицованы серым мрамором «уфалей».

Во втором зале расположены эскалатор и выход на площадь Тверская Застава. Стены эскалаторного зала облицованы биробиджанским мрамором тёмно-розового цвета с фиолетовыми прожилками. В стене имеется памятная надпись, сообщающая дату открытия станции.

Конструкция соединения эскалатора с вестибюлем является оригинальной для довоенных станций. Для эскалатора в полу станции было проделано эллиптическое отверстие, ограждённое небольшим барьером. Благодаря этому при подъёме на эскалаторе пассажирам открывается широкий вид вестибюля. Впоследствии такой приём получил широкое распространение в Московском метрополитене.

В облицовке станционного зала применялся мрамор трёх различных сортов. Варьируя оттенки мрамора, архитекторы старались уменьшить ощущение «подземки» и добиться того, чтобы пассажиры ощущали себя как в подземном дворце. Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Чтобы зрительно облегчить тяжёлую конструкцию станции, в пилонах со стороны центрального зала были устроены ниши, в каждой из которых установлен светильник на бронзовом торшере.

Пилоны со стороны центрального зала облицованы розовым биробиджанским мрамором. Проходы между пилонами облицованы мрамором «давалу». Верхние части пилонов украшает лепнина, выполненная на тему белорусских национальных орнаментов.

Путевые стены, первоначально отделанные голубой глазурованной плиткой, ныне покрыты белым мрамором, в нижней части — чёрным мрамором. Станция освещается подвесными люстрами центрального и боковых залов, а также бронзовыми торшерами в нишах пилонов центрального зала.

Перронный зал станции метро «Белорусская» и её наземный вестибюль являются выявленными объектами культурного наследия города Москвы

В южном торце центрального зала на постаменте из чёрного диабаза установлен бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Белорусская» расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище.

Из центра зала можно осуществить пересадку на станцию «Белорусская» Кольцевой линии (переход открыт в 1952 году). Переход оборудован трёхленточным эскалатором типа ЕТ25 с балюстрадами из нержавеющей стали. В торце верхнего аванзала перехода расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны». Там же установлены восемь оригинальных торшеров, облицованных мрамором и оформленных каменной мозаикой. Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором.

В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента.

Верхние части пилонов украшает лепнина, выполненная на тему белорусских национальных орнаментов.

В южном торце центрального зала на постаменте из чёрного диабаза установлен бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита.

В торце верхнего аванзала перехода расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны».

КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».

В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года.

м. «Белорусская» (Кольцевая линия) – м. «Новослободская» (Кольцевая линия)

м. «Белорусская» (Кольцевая линия)

м. «Белорусская» (Кольцевая линия)

Проезд до

м. «Новослободская» (Кольцевая линия)

Станция «Белорусская –Кольцевая»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию

«Новослободская».

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Белорусская - Кольцевая». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Проект отмечен Сталинской премией! Тема «Дружбы советских народов».

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Особое внимание!

«Белору́сская» — станция Московского на Кольцевой линии. Связана пересадкой со станцией «Белорусская» на Замоскворецкой линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа по Белорусскому вокзалу. Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».

Архитекторы: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова

Архитекторы вестибюлей: И. Г. Таранов, Ю. А. Черепанов (западный вестибюль)

Скульптор: М. Г. Манизер

Инженеры-конструкторы: Б. М. Прикот, А. И. Семёнов, К. Сапуненко

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 42,5 метра) с тремя сводами. Диаметр центрального зала — 9,5 метра. В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко получили за работу над проектом Сталинскую премию.

Тема художественного оформления — хозяйство и культура Белоруссии. Украшением потолка является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, полосы с декоративными рельефами внутри — венками и колосьями. Его делали необычно: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды, которая может просочиться сквозь швы тюбинга, и ещё на заводе на нём закрепили декоративные фарфоровые вставки. При их создании архитекторы вдохновлялись кессонированными сводами вилл Древнего Рима. На путевых стенах под основанием свода размещены пилястры, декоративный узор на полу в виде традиционной белорусской вышивки, Светильники, размещённые на пилонах, выполнены в виде ваз из стекла и мрамора.

До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор — М. Г. Манизер); при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована. Композиционно она была очень близка скульптуре того же автора «Белорусские партизаны», стоящей до сих пор в переходе на Замоскворецкую линию.

По оси свода центрального зала расположены 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами С. Волковым и И. Морозовым). На одном из панно были изображены труженицы, вышивающие портрет Сталина; во времена Хрущёва с панно был убран портрет Сталина, а на его месте появился орден Трудового Красного Знамени.

м. «Новослободская» (Кольцевая линия) –

м. «Комсомольская» (Кольцевая линия)

м. «Новослободская» (Кольцевая линия)

м. «Новослободская» (Кольцевая линия)

Проезд до

м. «Комсомольская» (Кольцевая линия)

Выход на станции «Новослободская Кольцевая»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию

«Комсомольская».

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Новослободская». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции.

Тема оформления станции жанровые сценки идеальной мирной жизни. Обозрение торцевого панно.

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Особое внимание!

Особое внимание!

«Новослобо́дская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Проект станции выбирался на конкурсной основе

Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкинаи имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название — по одноимённой улице, в самом начале которой расположена станция. С 1988 года имеет переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, став последней станцией Кольцевой линии, получившей пересадку.

Архитекторы А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков

Художники Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниекс, Э. Крастс, Х. Рысин, П. Д. Корин

Инженеры-конструкторы Б. М. Прикот, А. И. Семёнов

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Диаметр центрального зала — 9,5 метра.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни.

На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниекс, Э. Крастс и Х. Рысин) по эскизам П. Д. Корина

Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. Белый купол зала пересечён частыми узкими невысокими нервюрами. В вершине купола расположена лепная розетка со звездой.

32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

м. «Комсомольская» (Кольцевая линия) –

м. «Курская» (Кольцевая линия)

м. «Комсомольская» (Кольцевая линия)

м. «Комсомольская» (Кольцевая линия)

Проезд до м. «Курская» (Кольцевая линия)

Выход на станции «Комсомольская-Кольцевая»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию

«Курская».

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Комсомольская-Кольцевая». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения.

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Особое внимание!

«Комсомо́льская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Имеет переход на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии.

Является одной из самых загруженных станций метро в Москве (в основном из-за расположенных рядом с площадью Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов). По данным на 2014 год средний пассажиропоток на станции составил 163 тысячи человек в сутки.

Первой станцией метро у Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

Архитекторы: А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная,

при участии О. А. Великорецкого, А. Ф. Фокиной

Архитектор вестибюлей: А. В. Щусев, В. С. Варванин

Инженеры-конструкторы вестибюлей: А. М. Семёнов

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина — 37 метров). В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м)[12]. По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.

Архитектурно станция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве. На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающие в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года.

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин.

Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором. Свод декорирован белым лепным орнаментом. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

В северном торце станции — лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин

м. «Курская» (Кольцевая линия) -

м. Курская (Арбатско-Покровская линия)

м. «Курская» (Кольцевая линия)

Переход (пересадка)

на м. «Курская» (Арбатско-Покровская линия)

Переход между станциями

Выход на станции «Курская-Кольцевая»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции.

По переходу пройти на станцию «Курская»

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Курская-Кольцевая». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Станция «Курская» является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской»).

Особое внимание!

«Ку́рская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского Вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская». Находится на территории Басманного районаЦентрального административного округа Москвы.

Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» — «Парк культуры». Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Первой станцией метро у Курского вокзала стала станция «Курская» Арбатско-Покровской линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена.

Архитекторы: Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва

Скульптор: А.В.Томский

Инженеры-конструкторы: Л. И. Горелик, П. С. Сметанкин

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина – 37 метров). В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция «Курская» является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской»).

Центральный зал напоминает древнеримский зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры по оформлению перекликаются с древнеримскими люстрами-светильниками, напоминающими снизу солнце. Покрытие пола — красный и серый гранит. На полу были сделаны крупные геометрические узоры. Авторы проекта станции архитекторы Г. А. Захаров и З. С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. В основаниях свода центрального зала по всей длине проходят узкие металлическим фризы с филигранным орнаментом.

Станция имеет два вестибюля: северный (подземный) — совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской».

Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена.

Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в котором сходятся эскалаторный тоннель «Курской» -кольцевой (3 эскалатора типа Е55Т установлены в 2009 году), проход из эскалаторного аванзала «Курской» -радиальной, входы и выходы зала ожидания Курского вокзала и подземного кассового аванзала, связанного с наземным павильоном станции.

В центре этого подземного зала стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком[7]. Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками[7]. Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения.

Литая фигурная золочёная решётка на путевой стене имеет надпись «Курская Большого Кольца 1945—1949», напоминая о проекте развития метро 1947 года, в соответствии с которым планировалось создание малой кольцевой линии метрополитена приблизительно в рамках Бульварного кольца, путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского диаметров.

м. «Курская» (Арбатско-Покровская линия) – м. «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия)

Проезд до м. «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия)

Станция «Курская»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Перейти на перрон в сторону отправления поезда на станцию

«Площадь революции».

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Курская». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству.

Соблюдение правил экскурсантами посадки-высадки в поездах московского метрополитена.

Особое внимание!

Особое внимание!

«Ку́рская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена под улицей Земляной Вал между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилоннаятрёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Название получила по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Архитектор: Л. М. Поляков

Инженеры-конструкторы: Н. М. Комаров, Г. И. Кибардин

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров.

Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции опирается на два ряда мощных пилонов, отделанных серым с белыми прожилками мрамором месторождения. Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Потолок станции украшен рельефным орнаментом с лепными вставками. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором.

Переход на Кольцевую линию, открытый в 1950 году, находится в центре зала. Там располагается переходная камера с лестницами на спуск и на подъём.

Одна из немногих станций, где сохранились оригинальные надписи: «ВХОД», «НЕТ ВХОДА», «ВЫХОД», «НЕТ ВЫХОДА» и «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок. На станции 2 стрелочных перевода.

«Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия)

«Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия)

«Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия

«Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия

Выход на станции

«Площадь революции»

Станция «Площадь революции»

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Медленный проход с экскурсионной группой по вестибюлю станции

Окончание экскурсии

Панорамный осмотр вестибюля станции. Общая информация о станции «Площадь революции». Технические характеристики станции.

Обозрение в деталях архитектурного оформления станции. «Душкин ….

… перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции».

Провести экскурсантов к переходу (эскалатор) к Восточному вестибюлю.

Особое внимание!

Особое внимание!

Особое внимание!

«Пло́щадь Револю́ции» - станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Станция является работой архитектора Алексея Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская). Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.

Архитектор: А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин (западный),

Ю. П. Зенкевич (восточный)

Скульптор: М. Г. Манизер

Инженеры-конструкторы: Н. А. Комаров, А. Н. Пирожкова

М. В. Головинова

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке, представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля.

Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором. Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции: щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник — В. Ф. Бородиченко). Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР, принятой в 1943 году. Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра с 24 рожками. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры, обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки.

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу. На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене. Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу, которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения Шроша, на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни. Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой»

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством видного скульптора М. Г. Манизера.

Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два — дважды). В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили». Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил И. В. Сталин.

В западном вестибюле установлен бюст В. И. Ленина.

В восточном вестибюле:

Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР, принятой в 1943 году.

Арка I

Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой (моделью предположительно послужил рабочий Пётр Михайлович Брагин)

Революционный солдат с винтовкой.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

Революционный матрос с наганом (моделью послужил предположительно курсант Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе Алексей Диомидович Никитенко).

Арка III

Парашютистка ДОСААФ.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат» (моделью послужил курсант Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе Олимпий Иванович Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации)).

Арка IV

Девушка- «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Пограничник с собакой.

Арка V

Стахановец с отбойным молотком.

Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).

Арка VI

Птичница с курицей и петухом.

Хлебороб-механизатор.

Арка VII

Студент (моделью послужил преподаватель Центрального института физической культуры Аркадий Антонович Гидрат).

Студентка с книгой.

Арка VIII

Спортсменка-дискоболка.

Футболист.

Арка IX

Отец с ребёнком.

Мать с ребёнком.

Замурованный арочный проход (скульптуры есть только со стороны платформ)

Пионеры-авиамоделисты. Пионерки-географы.

За 2011-2018 гг. с учетом построенного Московского Центрального кольца (полноценного наземного метро) введено: 121 линия, 64 новые станции, 7 электродепо. Фактически Москва построила треть всего объема метро, существовавшего в городе до 2011 г. Загруженность станций метро за счет новых построенных участков снизилась на 7,2% в год. В сентябре 2018 года открыто 7 новых станций – от «Раменок» до «Рассказовки». Общая протяженность нового участка более 14 км. С запуском новых станций 600 тыс. москвичей получили доступ к линиям метро. К 2023 г. произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы. Почти 70 км составит длина Большой кольцевой линии (она будет длиннее пекинской, которая сейчас по протяженности № 1 в мире – 57 км). На линии расположится 31 станция и электродепо. В 2018 г. будет 25 станций. К 2023 г. столичный метрополитен прирастет еще 135 км линий, 58 станциями и 6 электродепо. В результате реализации этой программы развития метро до 2023 г. шаговый доступ к метрополитену будут иметь 95% москвичей. К 2023 г. с учетом реализации проектов Большого кольца метро, новых радиальных веток, центральных диаметров общая протяженность линий подземного и наземного метро составит 1000 км.


Количество показов: 279

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.