Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

  Поиск на сайте
 


Экскурсионные материалы

21.05.2019

Коломенское

1 зал.
Составлено Мелешко Б.В.

Наша экспозиция называется «Вехи истории Коломенского». Изначальное значение слова «вехи» - это палочки на болоте, пунктиром отмечающие путь. Таким же пунктиром в истории России оказались эпизоды, непосредственно связанные с государевым селом Коломенское. Именно этим событиям, разворачивавшимся на этой древней земле, и посвящены представленные здесь экспонаты.
   Витрина 1. Мы открываем знакомство с нашими древностями витриной, где представлены палеонтологические находки. Они были собраны в обрывах Москва-реки и на склонах коломенских оврагов. Так начинать рассказ об истории – добрая традиция провинциальных музеев, а Коломенское вошло в состав Москвы только после Второй мировой войны. Из уважения к традиции и трудам наших предшественников мы сохранили этот принцип в современной экспозиции. Есть еще одно обстоятельство: начало отечественной научной археологии во многом связано с именем Василия Алексеевича Городцова. Он бродил по берегам московских рек со своим другом профессором, научным сотрудником в Геологическом кабинете Московского университета - Николаем Иосифовичем Криштафовичем. Василий Алексеевич обратил внимание на сходство залегания археологических и геологических слоев. Археологам для начала высказывания о тех вещах, которые они находят в раскопах, необходимо эти вещи просто разделить. Чашки отделить от мисок, копья отделить от стрел. Как это сделать? На интуитивном уровне  довольно просто. Но нужен был научный подход. Городцов предложил применить известную в биологии, а геология базируется на  окаменелостях – объектах биологических, систему классификации в археологии. Так появился знаменитый «Типологический метод» Городцова. Нам это важно, поскольку на территории нашего музея-заповедника расположен эталонный археологический памятник – Дьяково городище. Образцы каменной индустрии относятся к эпохам мезолита и неолита. Это результаты сбора подъемного материла. Стоянок этого времени здесь не было.
  Витрина 2. Одной их жемчужин Коломенского является Дьяково городище. Это поселение, на котором люди жили на протяжении полутора тысяч лет с 7 века до н.э. по 8 век.
Археологи называют большие группы памятников по имени впервые открытого объекта. Наше Дьяково городище дало название огромной археологической культуре – Дьяковской, занимавшей гигантскую территорию современной Московской области, и прилегающих к ней Ярославской, Владимирской, Тверской и Новгородской.
Что могут рассказать находки на городище?
На нижней полке витрины можно видеть кости животных. Определением костей животных занимаются специалисты остеологи, которые по маленькой косточке могут опознать, какой зверушке она принадлежала, а у археологов в руках оказываются сведения, с какими видами животных взаимодействовал древний человек. Здесь мы видим кости мелкого и крупного рогатого скота, лося, бобра.
На второй полке аморфный бурый предмет – это болотная руда. Широкое и быстрое распространение железа в 8-7 веках до нашей эры. Рядом вещи, получаемые кузнечным способом из этой болотной руды. Здесь  же различные зерна. Зерна могут храниться в глиняных ямах неограниченно долгое время, например известны случаи проращивания зерен из египетских пирамид. Благодаря этому мы знаем, что дьяковцы выращивали на своих полях и огородах.
Следующая полка  отведена бронзовой индустрии. Эта технология появилась за две с половиной тысячи лет до дьяковцев,  и у нас свидетельства уверенного владения этим искусством.  
Наиболее загадочными Дьяковской культуре оказались лепные сосуды. Здесь очень примитивная технология лепных вручную сосудов.  Время существования Дьяковской культуры – это античность. Даже из  школьных учебников нам известно какого фантастического уровня достигло гончарное производство в эту эпоху. Здесь же налицо консервация самых примитивных технологических навыков. Объяснение удаленностью от античных центров не выдерживает критики. Ближайшие памятники, содержащие античную керамику всего в 600 километрах от этих мест – под Воронежем.  Видимо, причина такого консервативного облика кроется в духовных практиках табуирующих изменения в культуре.
Витрина 3. Духовная жизнь дьяковцев до сих пор остается тайной и загадочной. Опираясь на материалы раскопок можно утверждать, что они исповедовали какой-то вариант политеизма (многобожия). По целому ряду признаков можно с большой долей уверенности говорить, что дьяковцы принадлежали к угро-финской общности.
       Витрина 4. На смену угоро-финским дьяковским племенам в 10 веке  приходят славяне. На территории нашего музея- заповедника выявлены селища со славянской гончарной керамикой, сопровождающейся импортными вещами – бусами из Византии, стеклянными браслетами из Средней Азии, ткацкими грузиками (пряслицами) из Центральной Европы.  
Здесь же демонстрируется муляж духовной грамоты Великого князя Ивана Калиты (подлинники, естественно, так экспонироваться не могут), в которой встречается первое письменное упоминание (1338 год) о Коломенском. С этого времени Коломенское становится родовыми землями московских правителей. На полке,  рсположенной ниже, представлена керамика золотоордынского времени, отражающая связи московского двора с ханской метрополией.
Витрина 5. Царские врата – двери в алтарь православного храма, происходящие из подклета Церкви Вознесения (1532 г). Эти Врата украшены прорезными деревянными накладками с растительным орнаментом. Растительный орнамен в церковной атрибутике символизирует Эдемский сад. Свет в Царствии божьем, земным аналогом, которого является алтарь обычно передают обильной позолотой (Для сравнения - золочение нимбов на иконах). В данном случае передача  этого света реализована очень интересным способом. Под прорезные накладки подложены пластинки слюды, которые работают  в качестве своеобразного зеркала. И свет как бы истекает из внутренней части алтаря.   Церковь Вознесения в Коломенском – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Под Вратами фрагмент исходного пола Церкви Вознесения, выполненный из разноцветной плинфы и элементы белокаменного декора. Эти обломки украшений попали в культурный слой в результате пожара, произошедшего незадолго до завершения строительства храма.
Витрина 6. В этой витрине представлены находки , полученные в результате археологических исследований прилегающей к храму территории.  Здесь и вещи из могильника и клад времен Опричнины, но самым примечательным экспонатом этой витрины можно считать невыразительные деревянные колья.  Церковь Вознесения – обратите внимание на интерактивный план справа – стоит на склоне, который в геологическом плане место очень неустойчивое. Для того чтобы храм не съехал по склону в реку в его основании сделан огромный котлован глубиной 9 метров забитый белым камнем, а в дно этого котлована забиты дубовые колья. Это и есть фрагменты этих дубовых свай. Эти колья были добыты в результате работ  археолога-авантюриста Игнатия Яковлевича Стеллецкого. Он в поисках библиотеки Ивана Грозного  произвел шурфовку в подклете Храма Вознесения и под гульбищем этой церкви. Библиотеки не нашел, мы получили стратиграфическую картину .

     Витрина (развеска) 7.  Наш музей зарождался как Музей древнерусского деревянного зодчества. Коллекции наших фондов содержат богатейший материал по этой теме. Россия стана лесов и основным строительным материалом было дерево. Здесь вы видите инструменты деревообработки и образцы деревянных архитектурных деталей. Обратите внимание на  представленные здесь фрагменты кровли, выполненные в  технике «лемеха».  Такое покрытие воспроизведено на Спасских воротах при входе на Государев двор нашего музея.
      Витрина 8. Коломенское расположено к югу от Москвы, а это место наиболее опасное из-за степных набегов. В нижней части витрины мы можем видеть наиболее эффективный элемент защиты от внезапных набегов – «чеснок». Сабля в центре витрины найдена при расчистке коломенских прудов. Это железные шипы, повреждающие  копыта лошадей. Воинская витрина великокняжеского этапа показывает средневековое оружие московских воинов. Здесь же мы видим икону с изображением Архистратига Михаила - предводителя Небесного воинства, русский князь уподобляется ему как защитник православной веры на полях сражений на земле.
Рядом с воинской витриной стоит колокол. Он датируется 15 веком. Примечательна надпись на нем, заложенная в отливку. Главное в этой надписи фамилия или прозвище  автора. Пушкарь. Иными словами это обозначение профессиональной принадлежности мастера – изготовитель пушек. Совершенство колокола, а он ни в чем, ни по форме, ни по качеству отливки не уступает более поздним образцам, свидетельствует о технологическом совершенстве металлообработки той эпохи. Мастера такого уровня и изготовили те «тюфяки» так тогда назывались пушки, которые во время стояния на реке Угре удержали от перехода в наступление войска Ахмат-хана. Это событие известно как окончательное освобождение от вассальной зависимости русских земель по отношению к осколкам Орды.
В середине 16 века завершается великокняжеский период и наступает эпоха русского царства. И мы приглашаем Вас в царский зал нашей экспозиции.
ЗАЛ №7                                                                         ТЕМА – Дворцовый зал.
Ключевые слова: Нелюбовь Петра к дворцам и использование их как мест увеселений. Из-за новой столицы Коломенское императорами покинуто. Строящиеся дворцы 18 и 19 вв. не жизнеспособны.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ.
1.    Эпоха Петра, самая противоречивая в российской истории. Царь буквально ломает через колено привычки и традиции своего народа, основанных на языческом суеверии и христианско-православной традиции. На смену им приходят традиции европейских народов, культура поведения которых своей монаршей волей насаждает Петр.
2.    Смерть отца застала Петра. когда ему было 4 года в 1676 году. Помимо маленького Петруши у Алексея Михайловича были еще сыновья от первого брака. К сожалению в отличии от Петра, мальчики от первого брака (с Марьей Милославской) рождались болезненные и не жизнеспособные. Поэтому с течением времени постепенно власть перетекала ко второй семье покойного царя – Нарышкиным (вт.жен. Наталья Нарышкина). Но, пока у Петруши остаются живые, только 2 брата – Федор и Иван. Власть достается Федору Алексеевичу, который, если бы не болел, то мог стать таким же реформатором как и Петр. Но, если будущий император любил и копировать дальнюю Западную Европу (Германия, Голландия, Англия, Франция), то Федор любил Польшу (Речь Посполитую). Поэтому, этот царь решился породниться с не очень знатной семьей, но которая находясь в Смоленской губ, ранее (до сер. 17 века) находящейся под властью Польши, имели шляхетское достоинство. Невесту звали – Агафья Грушецкая. Ее более раскованное воспитание и внешняя мода постепенно начнут менять внешний облик двора. Семья (Милославские) первоначально выступили против выбора нового царя. Здесь, Федору пришлось показать свой характер. Он чуть ли не силой выгнал всех из храма где венчался с Агафьей, и такой знаменательный государственный акт проходил так – он, она и священник. Т.е. Федор ранее до Петра начал нарушать установленные стариной традиции. К сожалению, он прожил всего 21 год. Его смерть и переход власти последующему властители сопровождалось страшным стрелецким бунтом 1682 г. В результате, выиграла Софья. Она стала регентшей при слабоумном и больном Иване (от Милославской) и несовершеннолетнем Петре (от Нарышкиной). На этом история не закончилась. Стрельцы не сдают свою временную победу. От имени правительства Софьи или сильно влияя на нее, они продолжают издавать выгодные под себя законы. В качестве посредников, между двором и мятежным войском находятся высшие офицеры Иван и Андрей Хованские. Последние же как популярные среди стрельцов защитники, хотели на своем посредничестве и поднять уровень своей значимости среди двора. Новым лицам в правительстве всегда сопротивляется родовитая знать. Которая составила заговор. Софья забрав наследников Ивана и Петра выезжает из Москвы как бы «на загородную дачу» в с. Коломенское. Этим она разделила себя и восставших стрельцов, лишив их повода для шантажа. В дальнейшем она сделает быстрый бросок за стены Троицко-Сергеевой Лавры, где начнет собирать войска для подавления мятежной Москвы. В момент пребывания в Коломенском, у Передних ворот государева двора (которые сохранились в нынешнем их виде), было найдено «подметное» письмо, в котором сообщалось об злом умысле Ивана Хованского и его сына Андрея на жизни Великих государей Ивана и Петра. Навет фактически решил их судьбу. Было принято решение выманить их из Москвы на встречу в село Воздвиженское, где они были казнены. Получается, что главная интрига «ХОВАНЩИНЫ» была решена в Коломенском подметным письмом, повешенным на Передних Красных воротах государева двора.
3.    Петра опекает семья Нарышкиных. С течением времени в связи  с подрастанием Петра, его семья начинает осознавать угрозу от семьи Милославских. Задача Софьи, отстранить Петра любым способом и осуществлять власть от лица слабоумного Ивана. Петра удаляют из тез мест, где ему грозят нож и яд. Коломенский дворец остается без Петра.
4.    Основное место его пребывания – Преображенское (вспомнить СТРОЕНИЕ МЕДОВАРНИ). Маленький Петруша любил военные игры. Для него из местных сел Преображенское и Семеновское набирают сверстников. Иностранные офицеры из немецкой слободы занимаются их обучением. Появляется обмундирование и современное европейское оружие. Конечно, Петр еще не выглядел окрепшим и самостоятельным, чтобы самому решать подобные вопросы. Пока за него эти вопросы решало его окружение – Нарышкины и сочувствующие им. Они при помощи иностранных офицеров строили свою новую армию для защиты своего незрелого наследника.
5.    (ТРИ АКВАРЕЛИ с изображением дворца Алексея Михайловича нач.19 в). Возвращение Петра после свержения Софьи. На многовесельных лодках со своим окружением единомышленников, Петр причалил к коломенскому берегу в 1690 году, после определения своей сестры Софьи в Новодевичий монастырь. Этот дворец не стал любимым местом его жительства. Государь больших дворцов не любил. По всей стране и за рубежом память о себе он оставил в небольших строениях похожих на дома среднего зажиточного бюргера. Вероятно, эта черта привычки появилась благодаря посещению в молодости Немецкой слободы и своей подруги Анны Монс. Поэтому, коломенский дворец превращается в место увеселений «нового» двора. Во время одного такого приезда в Коломенском появился иностранец, который состоял на русской службе Берхгольц. Своей непрофессиональной рукой, он делает первые реалистичные рисунки старинной царской резиденции, которые могут служить источником и по 17 веку.
6.    Маневры 1694 г. (РАСКРАШЕННЫЕ ГРАВЮРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ КОЛОМЕСКОГО к.18 века). На левой гравюре Жерара Делабарта (к.18), мы видим излучину Москвы реки, за которой находилось деревня Нагатино и Потешные поля. Последние, вероятно, получили свой топоним в связи с Кожуховскими маневрами петровских потешных войск в 1694 году. Летом по указу царя Патриком Гордоном была спроэктирована крепость «Безымянная». Войсками старого строя руководил боярин Бутурлин. Потешными – Ромодановский. Коломенский дворец в эти дни был часто посещаем Петром, являясь, по сути говоря, его штабом. Государю не нравилось, что лениво отбивающиеся от наступающих преображенцев стрельцы, явно поддавались. Он вновь загонял их обратно. Петр решил вести штурм по всем правилам военного искусства, начав делать минный подкоп. От взрыва пострадало до полусотни человек. Обозлившиеся стрельцы начали заряжать свои пищали боевыми пулями (свинками). Чтобы не случилось волнений войска, маневры решили прекратить. По сути говоря, это была подготовка к походу на Азов. Первый поход 1695 г. из-за слабой подготовки был провален. Зато уже в 1696 г. Петр в коломенском дворце справил торжества взятия Азова. (показать ТРУБКИ, ПОСУДУ, КУБОК БОЛЬШОГО ОРЛА).
7.    В 1709 г. Коломенское переживает новый подъем. На территории Речи Посполитой, царь под Полтавой наголову разбил и пленил всю шведскую армию и решил провести в Москве парад с использованием пленных. Пока царь был на войне в городе был пожар. Петр сам издал указ, чтобы все кирпичные здания строить только в Петербурге. Этим он быстро хотел поднять свою новую столицу. Чтобы привести себя в порядок Москва ждала отмашки Петра. Он шел в старую столицу, чтобы показать торжество своей политики. Москва традиционно была к нему в оппозиции. Современники по другому относились к реформам Петра. Царя не любили, его не понимали и боялись. Многие его деяния и реформы считали антиправославоными и даже антихристианскими (показать бородовой знак). Своим победным проходом по Москве царь долен был показать не только свое торжество, но и силу. Но, город разорен пожаром. Царю не впервой пришлось превращать коломенский дворец в штаб (вспомним Кожуховские маневры). Сюда стекаются войска. Перед вселением царя в терема, было приказано открыть все окна, чтобы вымерзли тараканы (видимо досаждавшие Восьмому чуду ...). Сюда приводят 16 тыс. пленных шведов. Время было зимнее (декабрь). Пленных загнали во дворы местных дворцовых крестьян, не спрашивая их разрешения. После приведения Москвы в порядок и постройки первых триумфальных арок, царь прошел по городу торжественным парадом, ведя за собою пленных. После этого он отправился в уже обжитой коломенский дворец и устроил пир. Во время этого торжества к царю вбежали посыльные и сообщили, что у него сегодня родилась дочь. Это родилась знаменитая императрица Елизавета, которая прославит себя и русское оружие в войнах с Турцией и Пруссией. Наша армия в первый раз войдет в Берлин. Коломенское останется одним из возможных мест рождения этой Великой женщины.
8.    Ремонт дворца. В начале 18 века с. Коломенское как и г. Москва начали переживать пору упадка. Нижними своими бревнами дворец Алексея Михайловича лежал на земле. За 50 лет дерево от соприкосновения с сыростью подгнили. Подгнившие бревна выпиливают и подкладывают под них столбы из белого камня, а на некоторых печах меняют изразцы. (показать ИЗРАЗЦЫ и КАФЛИ).
9.    В 1713 г. из Коломенского указом государя забирают часть дворцовых крестьян на строительство галер, для высадки десанта на берег тогда еще шведской Финляндии. Это дает право предполагать, что старейший район Питербурга, где находится Адмиралтейство своим названием – Коломна, может быть связан с коломенскими крестьянами.
10.    В 1724 г. в первопрестольной венчается императорской короной вторая жена Петра Екатерина 1 (Марта Скавронская). Ее желание – посмотреть коломенское Восьмое Чудо Света. Петр приезжает с ней сюда в последний раз в своей жизни. Дворец, как пустой дом - обречен. Местное население и дворцовые управляющие начинают наживаться на разборке его материала.
11.     Хозяйствования управляющих. Время «Бироновщины» Коломенским управляющим является немец – Симон Нормон. Результат хозяйствования немцев – Дворцовое ведомство оказалось им еще и должно. Елизаветинское время – управляющий Пузыревский пошел на повышение оставив после себя большие недостачи бревен, мебели и железа. Большие недостачи хлеба. Причины – якобы глинистая почва. Исторический поворот. Жители коломенского села переходят только на выращивание овощей. При дворцовой канцелярии сел Коломенское и Измайлово работают семейство Брыкиных. (показать МЕДНУЮ ЧЕКАННУЮ ДОСКУ 18 ВЕКА С ПОГРЕБАЛЬНОЙ РАКИ ПРИКАЗЧИКА БРЫКИНА ИЗ ДЬЯКОВСКОЙ ЦЕРКВИ)
12.    Дворец Алексея Михайловича уже не спасти. Екатерина 2 отдает указ о его разборке. И строит новый. Зачем? Неужели мало дворцов (которые назывались путевыми) с набранным штатом прислуги были поставлены не только в двух столицах, но и по дороге Питербург-Москва?  Дело в том, что Коломенское мы можем считать старинной резиденцией не только Романовых, но и Рюриковичей. А в 18 веке кризис наследовании власти был налицо. Это произошло со смертью Петра 2.Таким образом, наследование престола по мужской традиционно-патриархальной линии было прекращено (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ШКАФ-СЕКРЕТЕР). Обратим внимание не верхнюю лицевую крышку секретера сделанного вероятно к 25-летию восшествия Екатерины на престол. Видимо, о датировки его 1788 годом может свидетельствовать изображение мальчиков- наследников – Александра (г.р. 1777) и Константина (г.р. 1779), а Николай (г.р. 1796) еще не родился. На верхней крышке мастер-резчик по кости, изобразил все тайны престолонаследия на момент правления Екатерины 2: - После изображений Петра1 и Екатерины1, мы видим регентшу из за малолетства ее сына Ивана 6 Антоновича Анну Леопольдовну. Она была свергнута переворотом в пользу Елизаветы. Екатерина 2 за это ответственности не несла. Но, вот истинный наследник Иван 6 не изображен. Его гноили в тюрьме даже при этой императрице и убили во время попытки освобождения подпоручиком Мировичем в 1764 году из Шлисельбургской крепости. Теперь мы обратим внимание что императоры мужья и их жены вставлены в ячейки так, что должны смотреть друг на друга. Исключение составляет только пара Петр3 и Екатерина 2. Последняя в ходе переворота убила своего мужа. Для Екатерины 2 осторожный художник в верхнем ряду места не нашел. Он перенес ее в нижний ряд. Даже если бы, они находились рядом, то изображения продуманно так, что они смотрят не друг на друга а в одном направлении. Екатерина же смотрит в затылок своему сыну Павлу, которому трон как регентша так до конца жизни и не передала. Еще мы можем обратить внимание, что полукровкам-мужчинам постоянно выбирали в жены немецких принцесс. Узурпатор Екатерина 2 понимала свое положение. И после неизбежного самозванства Пугачева всегда боялась новых его проявлений. И они были (кн. Тараканова). Как же старался этот немецкий двор показать свою показную русскость и патриотизм к новой Родине. Екатерине это удалось. На всю жизнь для своих новых подданных она осталась – МАТУШКОЙ. Вспомним ее великий подвиг – стать подопытным «кроликом» для укола против оспы, что спасло сотни тысяч жизней россиян на много веков вперед.                                                                                          Был в Коломенском Дворец Романовых. Сгнил. Был разобран. Теперь будет новый. Ведь «новоявленные» Романовы от сюда не уходят. Незыблемость традиций необходима для власти. За два месяца под руководством крещеного татарина Макулова в 1767 г. возникает новый дворец.
13.    Дворец 1767 года. Решение о постройки дворца в Коломенском было принято императрийцей-немкой принципиально, но каким он будет для внутренней политики было не важно. Отсюда не любовь Екатерины 2 к нему. То, она сравнивает его готические комнаты с монастырскими кельями, а крыша напоминает ей крышку гроба со вставленными по сторонам свечками. (показать ИЗРАЗЦЫ 18 ВЕКА, РИСУНОК ДВОРЦА ЕКАТЕРИНЫ). Распоряжался в этот момент всем хозяйством граф Григорий Орлов. Источниками пребывания императрицы в Дворцовом селе служат воспоминания крестьянина Баулина, Франциско де Миранда (героя-борца за независимость Латинской Америки), действительного тайного советника Петра Валуева.
14.    Легенда о дубе, под сенью которого учили цесаревича Александра. Как-то летом Екатерина привезла в Коломенское своих внуков Александра и Константина. Боясь своего сына Павла, поскольку вовремя не передала ему власть (как регентша), и отправив его с супругой путешествовать по Европе, она через голову сына, хотела передать трон своему старшему внуку. По крови, Александр был более немец, чем его отец. Его мать была немецкая принцесса София. Екатерина понимала, чтобы внуку было легче править, чем ей, из него необходимо сделать наследника русским по духу. Она сама составили для мальчика русский букварь и сборник русских сказок. И так летом, будущий император в Коломенском, должен был изучать бабушкин учебник. Но, в летнее время, Александр и Константин учиться совсем не хотели. Они убегали в сторону Голосова оврага в вишневый сад, прихватив с собой пару пистолетов (показать ПАРУ ПИСТОЛЕТОВ 18 века). Заряжая их порохом и вишневыми косточками они стреляли в друг друга. По звукам выстрелов, Александра находили и с целью педагогического наставления, подводили к двум большим деревьям в саду. Показывая на вековой дуб и стоящий рядом кедр, его обманывали, что когда-то в тени этих деревьев свою первую азбуку изучал Великий Петр, и если он желает стать похожим на него, необходимо так же приступить к занятиям здесь же. Цесаревичу ставили столик, и он с преподавателем начинал изучать бабушкин букварь. В 70-е гг. 19 века, деревья были сломаны непогодой. Из них были вырезаны два подсвечника и аналой, которые стояли в церкви Вознесения до 1925 года, пока она не была передана государству. Сейчас они стоят в нашей экспозиции (показать ПОДСВЕЧНИК и АНАЛОЙ)
15.    С 1787 г. по 1812 г. коломенский дворец 18 века остается без хозяев. Управляющие дворца не стремятся вкладываться в его ремонт. Служащие во дворце представители Штатной слободы, видимо начинают тоже из него что-то выносить и разбирать (показать ИЗРАЗЦЫ 18 В.). Так в дом Кошкиных (сделанных из бревен дворца Алексея Михайловича) находилась изразцовая печь 18 века из екатерининского дворца.
16.    1812 год. В сентябре, после Бородинского сражения, французы занимают Москву. Совершив тактический обман противника, Кутузов совершает свой знаменитый «Тарутинский» маневр и уводит войска от вражеского преследования. Бонапарт на какое-то время теряет противника из виду. Емуприходится располагать свои войска так, чтобы быть готовым к отражению русских войск с любой стороны. Южное направление прикрывал корпус самого храброго и отчаянного маршала Франции – Иоахима Мюрата, который к тому же был мужем родной сестры Наполеона. Занятный рассказ, о нахождении в Коломенском селе войска Мюрата, мы узнаем из рассказа старика Баулина. Уходя от туда, враги оставили после себя взорванный Кормовой двор (где был склад боеприпасов), разоренный дворец 18 века (жгли строительное дерево и мебель), уничтоженный первый макет коломенского дворца 17 века, который в 1787 г. на первом этаже видел Франциско де Миранда. После ухода  французской армии из столицы, в екатерининский дворец временно поселили русских ополченцев. Последние были необходимы в момент обучения и формирования новых регулярных частей императорской армии. Но, когда солдаты были уже подготовлены и обучены в Тарутинском лагере и дали свой первый бой под Малоярославцем, наспех набранное ополчение стало ненужным. До своего расформирования, прибывшие на постой во дворец (уже поврежденный французами), окончательно довершило его «погром», после которого он так и не восстанавливался.                                              
17.    1825 год. Новый дворец. В последний год своего царствования император Александр прибыл в Коломенское. Воспоминания о его нахождении нам оставил дворцовый крестьянин старик Баулин (см. А.Корсаков. Село Коломенское), который разговаривая с ним, оставил нам память о его простом обхождении. Во второй половине своего царствования, Александр все больше отходит от дел правления. Рожденный императором по своему предопределению, по своим психо-физическим природным качествам не всегда способен им быть. Передавая от свои дела своим более талантливым подчиненным, он старается сбежать от принятия серьезных для страны решения уходят в религию и мистику или совершают долгие длительные путешествия. Пока не умрет от тифозной горячки в городе Таганроге.       Всю жизнь провел в дороге,                                                                                  А умер в Таганроге.                                                                                              (А.С. Пушкин)                                                                                                     На закате своих дней, император предчувствует кончину. Его здорово подкосила смерть незаконнорожденной дочери Софии (от М. Нарышкиной). Его мучает ностальгия по прошлому. Он принимает решение снести разрушенный бабушкин дворец, и именно на этом месте (на фундаменте дворца 18 в.), строить новый. Архитектор Тюрин Евграф Дмитриевич принимается исполнять это решение. Новое трехэтажное здание дворца с боковыми крыльями получилось самым скромным из всех ранее существующих. Он ничем не отличался от провинциальных помещичьих усадеб. Наверно это было связано от количества средств на него выделенных (показать АКВАРЕЛЬ ДВОРЦА 1825 года). Под внешней штукатуркой стен, даже не было ни одного кирпича. Дворец полностью был деревянный. Как память о нем, остался только отдельный боковой Павильон 1825 г., под штукатуркой стен которого стоят вертикально поставленные деревянные столбы, скрепленные при помощи кованных гвоздей единичными небольшими досками (прочность явно сомнительная).                     Император умирает уже в декабре. Вновь построенный дворец остается без хозяина. Александра привезли в Коломенское с Юга на катафалке. Гроб с его телом, находился на отпевании в Казанской церкви. Его современник Д.К. Тарасов оставил нам драматические воспоминания, как лейб-кучер императора Байков, не уступил место на смененном катафалке новому вознице, с намерением служить усопшему до самого его погребения. Катафалк же, на котором гроб ехал из Таганрога, по легенде, остался в самой Казанской церкви.                                                                                 Здание дворца опять пустует. Правда в него все же на несколько дней приедет император Николай Павлович, но это не убережет дворец от разграбления (показать СТУЛ 19 ВЕКА ИЗ ДОРЦА) и дальнейшего ухудшающегося его состояния из-за «экономии» средств последними его управляющими. В 1877 году, дворец прекратил свое существование, оставив как память о себе Павильон 1825 года (показать на РИСУНОКЕ ДВОРЦА изображение Павильона).
18.    Проект Штакеншнейдера 1837 г. Друг императора Николая 1 архитектор немецкого происхождения А.И. Штакеншнейдер, составляет новый проект Коломенского дворца, на строительство которого, так и не нашли средств (показать ПРОЕКТ ДВОРЦА 1837 года).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.    Причины запустения и разрушения дв. Ал. Мих.?
2.    Причины переориентации дворцового хоз-ва с зерна на фрукты и овощи?
3.    Причины привоза в Коломенское наследников Александра и Константина?
4.    Причины гибели и разборки дворца 18 века?
5.    Причины не жизнеспособности дворца 19 века?
6.    Причины отказа от строительства дв-ца для имп. Николая первого?




Список литературы:
1.    А. Корсаков. Село Коломенское. Москва 1870 г.
2.    В.Е. Суздалев. Очерки истории села Коломенского. М. 2002 г.
3.    С.И. Волков. Крестьяне дворцовых владений Подмосковья в сер.18 в. Наука 1959г.
4.    Д.К. Тарасов. Император Александр 1. Последние годы царствовании. М. 2013г.
5.    Франсиско де Миранда. Российский дневник. Наука 2000 г.
6.    Восстание в Москве 1682 г. Сборник документов. Под редакцией В.И. Буганова. Наука 1976 г.
7.    Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца 17 века. 2006 г.
8.    Патрик Гордон. Дневник 1690-1695 гг. Наука 2014 г.
9.    Патрик Гордон. Дневник 1696-1699 гг. Наука 2018 г.
10.    К. Валишевский. Петр Великий 1990 г.
11.    К. Валишевский. Вокруг трона. 1989 г.
12.    К. Валишевский. Александр 1. История царствования. в 3 томах. 2011 г.
13.    Письма и бумаги Петра Великого 1713 г. часть 2. 2003 г.
14.    Валуев П.С. Исторические сведения о селе Коломенском. 1809 г.




ЗАЛ №8                                                                         ТЕМА – крестьянский зал
Ключевые слова:
Дворцовые кр-не. Разборка и разграбление ими опустевших дворцов. Ремёсла и земледелие. Зажиточность населения. Личные вещи и судьба Юниной. Коломенские старообрядцы и особенности их культуры. Колхоз «Огородный гигант».
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ.
1.    Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Алексей Михайлович в 15 лет остался сиротой. За его воспитание, взялся его родной дядька боярин Борис Морозов. При этом подмяв управление страной под себя, он занимал будущего царя развлечениями и соколиной охотой. Такая ситуация продолжалась какое-то время и после венчания Алексея Михайловича на царство. Это в свою очередь вызвало недовольство других бояр, которые использовали нужду народа для учинения беспорядков (соляной бунт). Отодвинув своего дядьку от власти, молодой царь на всю жизнь усвоил от него науку крепкого хозяина, который своим творческим мышлением способен был украшать и развивать свои вотчины - дворцовые села. За многочисленными предприятиями Алексея Михайловича, были первые в стране чугунолитейный, стекольный заводы. Флота мы пока не имели, а вот паруса на его мануфактурах уже шить научились. Кирпичные заводы царя производили очень крепкий и надежный строительный материал. В Коломенском все не деревянные постройки 17 века сделаны были только из государева кирпича. Царь любил эксперименты. Для выделки китайского тонкого шелка, из Китая доставили тутовых червей. Ну а в высадке и выращивании садовых культур, Алексей Михайлович обошел почти всех своих предшественников. Для посадки особого Райского сада (Эдемкого сада) с южной части страны привозились очень способные талантливые крестьяне со своими семьями. Формируется Садовая слобода (село Садовники). Название населенного пункта уже говорит об их специализации. Благодаря воле царя и их стараниям, в России появились новые садовые культуры: черная смородина, крыжовник и сливы. Все эти крестьяне считались дворцовыми. Их статус отличался от других зависимых крестьян. Наказать их кроме царя и его ключника-рапорядителя хозяйства никто не мог. Иначе, это было бы бесчестие государю. Но, эксплуатация их была более тяжелой, чем у крестьян помещичьих.  Ключник, не считаясь ни с какими законами, относился к ним как своей личной собственности.
2.    Разница их положения при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче. По своему характеру и привычкам, Петр 1 не любил дворцов и больших помещений. Вместе с коломенским дворцом его отца, приходит в упадок и его хозяйство, с таким старанием предыдущим правителем выстраданным. Выражаясь афоризмом историка В.О Ключевского, у Петра была следующие представления об экономики – ХОЧЕШЬ ИМЕТЬ МНОГО ШЕРСТИ, ЗНАЧИТ НАДО МНОГО ЗАРЕЗАТЬ ОВЕЦ. Для него на первом месте стоит ВОЙНА, и все сопутствующее с ней. В 1713 году некоторые семьи принудительно увозят в необжитой и неустроенный еще Питербург на строительство галер. Потеряв свой особый статус неприкосновенности, дворцовые крестьяне почувствовали послабление в требованиях к их труду. Но, само дворцовое хозяйство начало приходить в упадок.
3.    Дворцовые крестьяне стали наследниками строительного материала погибающих дворцов (ФОТО БРЕВЕЧАТЫХ ДОМОВ, ИЗРАЗЦЫ 18-19 вв.). При разрушении и разборки ненужных дворцов 17-19 вв. Местные крестьяне стали «прямыми» наследниками их строительного материала. Из их бревен, они собирали свои собственные дома. Активно снимали с них металлические петли, ручки, замки. Последние можно найти даже на месте пожара домов сер. 20 века. Печные изразцы из дворцов 18-19 вв., попадали к ним домой. Фрагменты их мы можем находить на территории исчезнувшего села. Из бывшего дома Кошкиных (из бревен дворца 17 века) музейными сотрудниками была спасена изразцовая печка второй пол. 18 века, предположительно из екатерининского дворца (показать ИЗРАЗЕЦ 18 ВЕКА на витрине). Перед нами здесь есть изразцы белого цвета из последнего дворца (показать БЕЛЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ ИЗРАЗЕЦ 19 ВЕКА на витрине). Увидеть полную собранную подобную печь в бывшем доме дворцового служащего Штатной слободы, можно при помощи кино. Это советско-итальянская постановка – ПОДСОЛНУХИ (1970 г.), снимавшаяся кинематографом в конце 60-гг. В ней принимали участие известные итальянские артисты – Софи Лорен, Марчелло Мастрояни, советские – Людмила Савельева. Здание нынешнего Экскурсионного бюро, оставило сейчас лишь старый фундамент, но в середине 20 века еще сохранялся сруб 19 века и внутри дома – старинная изразцовая печь, которая попала в кадр.
4.    Указ о крестьянском самоуправлении Александра 2 – в руки крестьянской общины попадает дворцовое хозяйство. Изменение жизни села. Должность старосты выборная на 2 года. В руки управления общиной попадают не только сельскохозяйственные угодья, но и мельницы, трактиры (в том числе и Москве), рыбные запруды, дачные дома, паромная переправа. На общем сходе им приходилось решать о предоставлении для временного проживания здания для знаменитого художника В.В. Верещагина. Фрукты и овощи крестьяне поставляют в столицу в промышленных масштабах. Основные рынки: Тишинский, Сухаревский, Болото. Придорожная торговля. Один из московских магазинов – Елисеевский (можно рассказать легенду, о постройки в с. Садовники крестьянину, поставлявшему туда фрукты, «елисеевского» дома, взамен сгоревшего). Один из ресторанов – Прага.
5.    Основной вид поставок из села Коломенского, являлись квашенная капуста и солёные огурцы. Эта традиция сохранялась и в первые десятилетия советского времени. Москвичи дали кличку местным коломенским жителям – КОЧЕРЫЖНИКИ (дотапливали печи экономя дрова сушеными кочерыжками, или речь идет об основном продукте продаж и поставок). В витрине показаны орудия труда, необходимые для посадки и сбора капусты, а также ее ухаживанием (показать КОЛЬЯ, ТОПОРИКИ, ВИЛЫ, ЛОПАТКИ)
6.    Изменения и подъем благосостояния местных дворцовых сел. Благодаря торговле со столицей, появляется много богатых (показать ГОРОДСКОЕ И СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЯ ЮНИНОЙ).
Основная главная улица – Большая (Самодуровка) четырех селений (Садовники, Штатной, Коломенского, Новинки), была как в городе мощена камнем. Дома зажиточных крестьян определялись 3-4 окнами по фасаду. Один раз в мае проводилась ежегодная промышленная ярмарка. В селе был своя больница (пустые крестьянские строения). Врач – Федор Дементьев (жил в Павильоне 1825 г.). Свои несколько трактиров (Трактир Лягушечкина), которые во время сухого закона (1914-1925 гг.) назывались чайными. В первые годы советской власти у молодежи проявилось стремление к учебе. Появился свой клуб, в котором был театр и кинозал (Трактир Лягушечкина). Появились избы-читальни. Заведующих ими звали избачами. Помимо книг туда привезли оружие для тира, бильярд. В домах отобранных у «кулаков» были устроены ясли и школы.
7.    Старообрядцы. Одна из загадок с. Коломенского, наличие большого количества крестьян старообрядцев, отношение которых к официальной власти было резко отрицательным. В середине 18 века в Садовниках была арестована одна из первых сект ХЛЫСТОВ. Там же существовала старообрядческая секта БАБУКИНОЙ ВЕРЫ, которая почитала изображения христианских святых, исключительно на литых медных складнях. В селе Коломенском были старообрядцы ОКРУЖНИКИ. Из них были следующие толки – БЕГЛОПОПОВЦЫ и БЕСПОПОВЦЫ. Кое-какие послабления от властей (при Екатерине2) позволяли им ставить свои моленные или собираться в частных домах. Новые гонения в 19 веке (при Николае 1) заставляли их сближаться друг с другом и сглаживало между ними противоречия (показать ФОТО МОЛЕННОЙ, ИКОНЫ, ЛЕСТОВКА). В начале 20 века, в том числе и после революции их просто называли старообрядцами. К концу 30-х гг. последние старообрядческие моленные уже были ликвидированы новой властью. Священство подверглось репрессиям. Их особые культурные проявления отмечались в одежде, закрытостью домов от внешних взглядов, отношением к работе, доминированием религиозных песнопений во время домашних посиделок (вместо народных и светских песен).
8.    Создание колхоза Огородный гигант. В 1929 г. торжественно по улице Большая (Самодуровка), проехал купленный в Америке трактор – ФОРДЗОН (крестьяне назвали - ФАРМАЗОН). Это было начало коллективизации. Первые репрессии «кулаков». Из 260 семей села, арестованы и высланы – 120 семей. Людей ссылали на строительство Кузнецкого комбината и Караганду (Казахстан). Их пустующие дома отходили колхозу – «ОГОРОДНЫЙ ГИГАНТ» (показать ФОТО УСАДЬБЫ ГРОБОВЫХ). Они стали школами, лечебницами, библиотекой, клубами и зданиями колхозного правления. Пустующие дома репрессированных, заселялись семьями, приехавшими из районов БОЛЬШОГО ГОЛОДА. Вернувшиеся обратно репрессированные, находили холодный прием у новых хозяев и заново подвергались арестам. Но, повторно их уже не ссылали а расстреливали на Бутовском полигоне. Перед нами свадебное платье начала 20 века, будущего председателя колхоза «КРАСНЫЙ ОГОРОДНИК» в д. САДОВНИКИ – Анны Юниной. Последняя не только с уважением относилась к своим односельчанам, щадя их религиозные чувства (за что подвергалась газетной критике), но и решила проблему воды в годы войны (1943 г.). Так же она организовала детский дом для сирот и устроила, дав работу беженцам из мест боевых действий.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.    Отличие дворцовых крестьян от помещичьих.
2.    Что крестьян забирали из разрушающихся дворцов?
3.    Отличие ключника от старосты.
4.    Причины хозяйственного подъема села.
5.    Два из предъявленных культурных отличия старообрядцев от других сельчан.
6.    Повод для ареста и репрессии населения.
Список литературы:
1.    А. Корсаков. Село Коломенское. Москва 1870 г.
2.    В.Е. Суздалев. Очерки истории села Коломенского. М. 2002 г.
3.    С.И. Волков. Крестьяне дворцовых владений Подмосковья в сер.18 в. Наука 1959г.
4.    О. Севастьянова. Беглопоповская община села Коломенского (к.18-20 вв.) Киев 2010г.
5.    М.А. Зенина. Осчастливленные стариной. Этнография с. Коломенского, с. Дьяково и д. Садовая слобода. Москва 2004г.
6.    Коломенское. Материалы и исследования №2 ст. В.Е. Суздалева. Разбойник Савин.

Тема «Государев двор в Коломенском»
Ключевые слова:
Государев двор; государь; резиденция; киот; список; лемех; проездная арка; боярин; стрелец; белый камень; липовая аллея; терем; хоромы; палаты; подклет; купол; Органная палата; часозвонный механизм; шатер; флюгер; погреб; сыто; фряги.


Краткое изложение темы:
1. Спасские ворота.
Коломенское – великокняжеская, а затем царская резиденция, подлинный расцвет которой пришелся на 17 век - последние годы правления царя Алексея Михайловича Романова (отца императора Петра I). В это время оно приобрело статус официальной подмосковной резиденции.
Государь - глава монархического государства; царь, император.
В Коломенском царская семья проводила все лето; государь не только отдыхал, но и решал важные государственные вопросы, встречал иностранные посольства.  Был возведен архитектурный комплекс Государева двора, включавший жилые, хозяйственные и церковные постройки и окруженный оградой по всему периметру (ограда была частично восстановлена в XX и XXI вв.).
Западным въездом на территорию Государева двора являются Спасские ворота XVII века. Украшены ворота характерной для русской деревянной архитектуры кровлей, (форма которой носит название «двуперебитая бочка»), покрытой осиновыми пластинами особой формы («лемех»). Ворота, как было принято в старину, имеют две арки – проездную и проходную. Над проездной аркой в киоте располагалась икона Спаса Нерукотворного (Спасителя Иисуса Христа), что и дало название воротам (в настоящее время в киотах находятся современные списки икон). Это древнерусская традиция - давать названия проездным воротам по иконе, которой они «оберегались». В Московском Кремле также сохранились Спасские ворота, однако они служили парадным въездом на территорию царской резиденции. (Именно царь Алексей Михайлович издал в 1658 году указ о переименовании этих знаменитых Кремлёвских ворот в Спасские).  Коломенские Спасские ворота имеют и другое название – Задние, поскольку не являлись парадным въездом на Государев двор и выполняли скорее хозяйственную функцию.
2. Караульни и фундаменты хозяйственных построек.
       Так как Государев двор включал в себя различные постройки, в том числе хозяйственные и «служебные», часть из них располагалась рядом с Задними воротами. На Государевом дворе было необходимо вести себя в соответствии с определенными правилами – т.н. «чином поведения». Например, считалось неприличным бегать и ругаться. Об этом говорилось и в «Соборном уложении» - своде государственных законов, составленных царём Алексеем Михайловичем (эта книга представлена в экспозиции зала №3 Комплекса Передних ворот).
Следить за порядком на территории пребывания царской семьи должны были стрельцы. Они размещались в караульнях, примыкающих к воротам.
Неподалеку когда-то находились хозяйственные помещения, в которых хранили продукты и готовили разнообразные и многочисленные кушанья для царского стола:
– ледник (прообраз современного холодильника - погреб, выложенный особой породой известняка так называемым «белым камнем» и глыбами льда. Подобные “ледяные погреба” известны в разных страна Европы),
– Кормовой и Хлебенный дворы (кухня и пекарня).
От этих строений сохранились фундаменты.
Центральное место на Государевом дворе занимал царский дворец, не сохранившийся до нашего времени. Липовая аллея, пересекающая Государев двор, была высажена в XIX веке. уже после разборки дворца.
3.  Липовая аллея 1825г.
Липовая аллея была заложена в 1825г. по приказу императора Александра I, когда рядом с Государевым двором XVII века строился последний дворцовый комплекс в Коломенском.  Средняя продолжительность жизни липы составляет 300−400 лет, однако, в хороших условиях или при искусственной посадке с должным уходом отдельные сорта липы могут пережить рубеж в 1 тысячу лет. В Коломенском у каждого дерева есть свой «паспорт», содержащий информацию о его состоянии. Интересно, что самым популярным деревом русской дворянской усадьбы была именно липа. В XVIII веке преобладали прямые липовые аллеи. Высоко ценила свойство аллей соединять в себе торжественность въезда и естественность природы (Императрица Екатерина II сделала главным въездом в Царское Село липовую аллею).
С древнейших времён к липе было особое отношение. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, без которых не обходилась любая крестьянская изба, вырезались из липы. Из лёгкой липовой древесины делали щиты, которые защищали воинов от вражьих копий и сабель. На липовых досках писали иконы и вырезали иконостасы, вырезали из досок музыкальные инструменты. Древесину липы использовали для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.
Липа - национальное дерево чешского народа. В германской мифологии липа являлась священным деревом Фрейи, богини любви и красоты. В Европе липу считали священной. Ее сажали во дворах замков, на городских площадях. Под нею проходили общие собрания, решались важные дела.
4. Местоположение деревянного дворца XVII века. Стенд с фотокопией гравюры XIX века с изображением дворца.
        Деревянный дворец царя Алексея Михайловича представлял собой традиционное древнерусское хоромное строение (хоромы - жилые деревянные строения, связанные между собой сенями и галереями-переходами). Занимал значительную территорию Государева двора. Состоял из 26 теремов, различавшихся разнообразием архитектурных форм. 3 мая 1667 года состоялась торжественная закладка дворца, древесина для которого заготовлялась годом ранее.
Дворец делился на мужскую и женскую половины. Мужская половина включала личные жилые покои (терем царя и терема царевичей) и парадные залы, где проходили приёмы послов, пиры. Женская половина (куда гостям вход был запрещён) состояла из терема царицы и нескольких теремов царевен. 270 комнат дворца освещались тремя тысячами окон. Богатым было внутреннее убранство: помещения украшались шелковыми и золотными тканями, сукном, коврами. Стены также расписывались растительным орнаментом и изображениями библейских сцен. Наряду с традиционно русской, использовалась иностранная мебель: кресла и стулья немецкой, польской, голландской работы.
Современники, восхищенные высотой (20-30м) и разнообразием форм кровель теремов, затейливыми крылечками, галереями, внутренними двориками, обилием росписи и резьбы по дереву, сравнивали дворец с игрушкой, только что вынутой из ларца, и называли его восьмым чудом света.
Подробное описание путешествия в Коломенское посла Священной Римской империи в 1675 году составил секретарь посольства А.Лизек. Посланник английского короля Карла II граф Карлейль сообщал: «Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что между всеми монархами едва ли найдётся один, который превосходил бы московского».
В середине XVIII века императрица Екатерина II распорядилась о ремонте дворца, но в 1766 году дворец был разобран «за ветхостью».  Предварительно были проведены обмеры дворцовых строений и составлены их подробные чертежи.
(По этим чертежам в XIХ веке резчик Дмитрий Смирнов изготовил деревянную модель дворца царя Алексея Михайловича в 40 раз меньше оригинала. Находится ныне в зале №3 комплекса Передних ворот.)
Они так же использовались при создании современной историко- художественной реконструкции деревянного дворца в натуральную величину в южной части музея-заповедника. В нём размещены постоянная экспозиция и сменные выставки, проводятся разнообразные концертные программы.
На исторической территории до нашего времени сохранилась часть дворцового комплекса XVII века. Это церковь царской семьи. Когда-то крытый деревянный переход-галерея соединял храм с палатами царицы.
5. Церковь Казанской иконы Божией Матери XVII века.
        Церковь посвящена чудотворной Казанской иконы Божией Матери, почитавшейся заступницей страны с 1612 года. Окончание Смутного времени на Руси люди связывали с заступничеством Богородицы. Икона особо почиталась в царской семье новой династии Романовых, первый представитель которой – Михаил Федорович – вступил на московский престол в 1613 году. Строительство церкви в Коломенском скорее всего связано именно с его именем, а Алексей Михайлович учредил всероссийское почитание иконы. Церковь представляет собой четверик на высоком подклете, увенчанный пятью куполами. Церковь имеет два придела. Помещение подклета церкви в XVII веке использовалось для хранения государственной казны на период пребывания правителя в Коломенском. Посещать службы в этом храме могли только члены царской семьи. Как и все люди своей эпохи, царь Алексей Михайлович был верующим человеком. В его распорядке дня молениям отводилось ежедневно несколько часов.
6. Передние ворота XVII века.
        Передние ворота – парадный въезд на Государев двор со стороны Москвы-реки. Это было первое сооружение, построенное в эпоху московского барокко. Ворота так же имеют и другие названия – Красные, Дворцовые. Ворота располагались непосредственно возле парадных теремов дворца. Через проездную арку ворот на территорию Государева двора могли проезжать лишь члены царской семьи и патриарх. Все остальные, согласно чину (т.е. правилу) поведения, пешими и безоружными проходили через малую арку. Ворота имеют четырехъярусное деление. Увенчаны шатром с флюгером в виде двуглавого орла.
Второй ярус, располагающийся над арками, называется Органная палата. В XVII веке в ней находились механизмы, которые на Руси называли органами. При помощи этих механизмов осуществлялось «львово рыканье», т.е. приводились в движение деревянные львы, располагавшиеся с внутренней стороны ворот и умевшие поворачивать головы и издавать звуки, напоминающие рычание львов. Механизм был создан белорусским мастером Петром Высоцким.
Им же были установлены башенный часовой механизм Передних ворот, располагающийся ярусом выше. Ещё одна древнерусская традиция - часы на парадной башне, имевшие функциональное значение. Часы XVII века не имели привычного нам циферблата. Его роль выполнял вращающийся указной круг с буквами кириллицы с титлами, и единственной стрелкой, стоявшей на месте. Такие часы в то время называли «русскими» — они делили время на дневное от рассвета (таких делений было 17) и ночное от заката.
«Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось, как записано в святцах » Домашний быт, 1895.
Сохранившиеся башенные часы XVII века можно увидеть в Суздале.

Однако часы, которые находятся на воротах в настоящее время, были привезены в Коломенское первым директором музея П.Д. Барановским с Сухаревой башни Москвы незадолго до ее разрушения.
Мемориальная доска, посвященная П.Д. Барановскому (1892-1986гг.) - архитектору, реставратору, основателю музея Коломенское.
Музей на этом древнем месте был учрежден в 1920-е гг. Закладывалась основа уникальной музейной коллекции иконописи, старопечатных книг, резьбы по дереву и камню, колоколов, изразцов, среди которых подлинные шедевры. В первые годы существования советского государства это было настоящим подвигом. Из разрушенных церквей, опустевших монастырей, гибнущих усадеб Барановский спасал то, что ещё можно было спасти. В сложной обстановке проходило создание первых экспозиций.
Первая реставрация архитектурных памятников Коломенского проводилась в 20-30-е гг. ХХ века.
По замыслу П.Д. Барановского был создан первый в России (тогда СССР) Музей деревянного зодчества под открытым небом и появились его первые объекты: Хозяйственная постройка XVIIIв. из села Преображенское (ещё одна загородная резиденция царя Алексея Михайловича - ныне территория города Москвы) и Домик Петра I, привезённый из Архангельской области. Домик был построен русскими и голландскими плотниками, император жил в нём 2,5 месяца в ходе Северной войны.
В ансамбле Передних ворот в 2004 году открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

           К Передним воротам с обеих сторон примыкают постройки: Приказная палата, в которой решались хозяйственные вопросы управления Коломенской дворцовой волостью, и Полковничьи палаты, предназначавшиеся для размещения царской охраны - стрелецких полков.
Полковничьи палаты называли еще «палатами на погребах». В этой части Государева двора также находились помещения, использовавшиеся для хранения и приготовления напитков для царского стола.

Фряжский погреб предназначался для хранения очень дорогого привозного вина, чаще всего - итальянского. Название погреба произошло от фрягов, фрязей — старорусского названия выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев т.к. другие выходцы из Западной Европы назывались «немцами».

В Сытном дворе готовили традиционно русские напитки: меды, квасы, сбитни, а также различные маринады и пр. Сытный двор получил своё название от напитка - сыта (мёда, разведённого водой), подававшегося в конце царского пира. Ежедневный рацион «государева стола» состоял из 70 ведер питья и около 1000 блюд - для царской семьи и подношений (т.е. даров) придворным и послам (позже император Петр I прекратит этот обычай, заменив его денежными выдачами). Пиры длились несколько часов, четкой современной системы подачи блюд не существовало. Поэтому, напиток «сыто» являлся завершением пира.
Второй этаж Сытного двора был надстроен во времена правления императрицы Екатерины II. Впервые посетив Коломенское 4 октября 1762 года, государыня распорядилась отремонтировать понравившийся дворец царя Алексея Михайловича и достроить некоторые здания для своих придворных и прислуги.
Поваренная палата является современной реконструкцией. Сейчас Сытный двор и Поваренная палата используются как экспозиционно-выставочное пространство.


Контрольные вопросы:
1.    Кто, когда, с какой целью обустроил Государев двор в Коломенском?
2.    Почему Задние ворота Государева двора носят второе название — Спасские?
3.    Что такое чин поведения на Государевом дворе?  Что, согласно чину поведения на Государевом дворе, категорически запрещалось делать на его территории?
4.    Для чего предназначались Кормовой и Хлебенный дворы?
5.    Когда на Государевом дворе появилась Липовая аллея?
6.    В чем особенность «хоромного строения»?
7.    Сколько просуществовало «восьмое чудо света»?
8.    Что означает понятие «теремной образ жизни»?
9.    Кто и по какой причине приказал разобрать дворец царя Алексея Михайловича?
10.    Кто имел право въезжать на Государев двор через Парадные ворота?
11.     В чем заключалось отличие “русских” часов XVII века от современных?
12.     В какой момент пира, согласно существовавшей на Руси традиции, подавали сыто?
13.     Когда Коломенское стало музеем?
14.     Назовите имя создателя музея.
15.     Какие постройки стали первыми объектами Музея деревянного зодчества в Коломенском?

Домик Петра I в Коломенском
Домик был построен в 1702 году на острове Маркове, в устье Северной Двины недалеко от Белого Моря. Его называли «Государевыми светлицами» или «Дворцом», из уважения к царю Петру I, для которого он был возведён. Во время своего третьего и последнего визита на Север царь инспектировал строительство Новодвинской крепости, которая защищала стратегически важный город Архангельск от нападения шведского флота.
После отъезда Петра I «хоромы», оставшись без должного присмотра, начали ветшать и разрушаться. Остров Марков страдал от наводнений во время разлива Двины, с каждым ледоходом его очертания изменялись, а в 1814 г. он вовсе был скрыт под водой. Уже в 1710 г. из-за угроз полной потери Домика, его перенесли на форштадт Новодвинской крепости. В 1761 г. случился пожар из-за небрежного отношения. Памятник удалось спасти, сгоревшие места заменили, а печи переложили. Почти через 100 лет после постройки, в 1800 г. Домик был отремонтирован. Однако во время половодий 1832 и 1838 г. он вновь получил серьёзные повреждения. В 1843 г. в нем заменили нижние брёвна сруба. После упразднения Новодвинской крепости в 1864 г., её имущество передали в Духовное ведомство. Позже Домик был перенесён в Архангельск, к церкви Архангела Михаила. Для исторической реликвии был сооружён деревянный футляр, «в столбах, обшитых досками, в арочных пролётах». В домике сделаны ремонт и покраска. В 1911 г. Домик в третий раз был разобран, при этом над ним был возведён каменный футляр. В советское время над петровским мемориалом нависла угроза уничтожения. В 1932 г. в рамках борьбы с монархическими настроениями вышло решение гориспокома Архангельска о сносе Домика Петра I. Его немедленно разобрали. Пропала ценная коллекция мемориальных вещей. Благодаря усилиям П.Д. Барановского, создателя и первого директора музея-заповедника «Коломенское», исторический памятник удалось спасти. Было получено разрешение на перемещение Домика в Коломенское, что и было осуществлено Барановским совместно с реставратором Д.П. Суховым в 1934 г. Работы по установке и реставрации Домика были проведены уже без участия П.Д. Барановского: он был репрессирован и сослан. Первая музейная экспозиция в Домике была открыта в 1936 г. За время его бытования в музее он не раз подвергался реставрационным работам – в 1964, 1978, 2007-2008 гг.

Планировка Домика
Планировка Домика сохранилась до наших дней. Конструктивно постройка напоминает крестьянскую избу. Домик сочетает в себе традиции строителей русского Севера и новшества в виде заимствований некоторых голландских приёмов. Строение нехарактерно для Центральной России: два соединённых вместе бревенчатых сруба с сенями и коридором между ними, к которому с запада пристроен деревянный прируб. В домике три теплых помещения, отапливаемых печами, с холодными сенями посередине. Как и все северные постройки он сложен из очень толстых круглых брёвен, для утепления проложенных мхом. Также в Домике можно увидеть некоторые западные черты. По преданию, «Государевы светлицы» строили русские плотники и голландские корабельные мастера. Необычны спаренные  окна и скруглённая входная дверь. Такие двери были характерны для кают парусного судна того времени. Западноевропейские традиции повлияли на планировку походного жилища царя: число покоев гораздо больше, чем в крестьянской избе. Каждая комната предназначалась для определённых целей. Также в качестве нового материала было использовано волнистое «лунное» стекло. Точных сведений о назначении комнат и их убранстве нет. На основании сохранившихся описаний Домика выделены такие помещения как сени, кабинет, чуланец, столовая, денщицкая и почивальня. Основной задачей сотрудников музея-заповедника было создание экспозиции, передающей дух эпохи и личности Петра I с помощью типологических предметов того времени из фондов музея.
Сени
Сени - самое большое помещение домика, расположенное между кабинетом и почивальней. Традиционно они являлись «холодной», не отапливаемой частью дома. Низкие дверные проёмы сделаны в соответствии с традициями строительства на русском Севере, для сохранения тепла в жилище. Предметы, представленные в сенях, знакомят посетителей с личностью царя-преобразователя и характером его деятельности во время его поездок к Белому морю. Для полноты образа здесь представлены портретное изображение царя; копия с оттиска руки Петра I, сделанная на заводе братьев Миловановых в 1707 (копия с оттиска, XIX в., чугун, литьё); мера его роста – 2 метра 4 сантиметра.
Представленные в сенях корабельные пушки, план Новодвинской крепости, макеты судов и плотницкие инструменты напоминают об интересах, и наиболее важных областях деятельности царя периода начала Северной войны. Война со Швецией, начавшаяся из-за территорий на Балтике, необходимых России для развития торговли с европейскими державами, началась с неудачи. Поражение под Нарвой в 1700 г. и потеря артиллерии не сломило боевой дух Петра. Царь приказал переплавить церковные колокола в пушки. Колокола были заменены на пластины-била. Неудачи России в битве под Нарвой создали угрозу захвата единственного российского порта – Архангельска. 24 декабря 1700 г. царь приказывает архангельскому воеводе Прозоровскому возвести на острове Линском, Новодвинскую крепость.
В 1702 г. Петр I получает сведения о готовящемся походе шведов на Архангельск. В этот напряжённый момент он вместе с 12-летним наследником, Алексеем Петровичем, выезжает из Москвы в Архангельск. Царский поезд сопровождали несколько тысяч человек: 4000 человек «почётного эскорта», куда входили 54 фамилии «ближнего окружения» (в том числе А.Д. Меншиков, исполнявший обязанности царского денщика), три Преображенских и два Семёновских полка. К приезду царя (1 мая) на песчаном острове Маркове был поставлен скромный «дворец» для царя Петра. В Новодвинской крепости государь определил место для новых батарей, лично возглавил гарнизон в 4 тыс. человек. В Архангельске по его приказу началось строительство адмиралтейства, и порта, а также Соломбальской верфи.
Кабинет
Слева от сеней расположен кабинет, в котором воссоздана атмосфера напряжённой работы Петра I. Царь привык жить в небольших, уютных пространствах. Кабинет –  непарадное помещение с деловой обстановкой. Вещи, представленные на массивном дубовом столе, характеризуют занятия Петра: книги по военному и корабельному делу, циркуль, чернильница, механические часы «черепашка». Дополняют интерьер макет парусного судна начала XVIII в. и аптекарские склянки. За свою жизнь царь овладел навыками как минимум 12 профессий: он был плотником, токарем, каменщиком, артиллеристом, кузнецом, кораблестроителем, интересовался медициной. Шкаф-кабинет – образец парадной мебели второй половины XVII-начала XVIII столетия. Он сделан из сосны и груши, тонированных лаком, для имитации дорогого чёрного дерева. За дверцами шкафа расположены многочисленные ящики: 14 из которых видны зрителям, а 7 являются потайными.
Рядом с иностранными в кабинете находятся и традиционные русские вещи, такие как сундуки, традиционные предметы для хранения вещей в традиционном русском интерьере. Один из них имеет конструкцию «теремка», а другой имеет на внутренней стороне крышки изображение сюжета притчи об Ионе, аллегорически трактовавшейся как символ воскресения Христа. Эта история из Ветхого Завета служит также напоминанием о суровой водной стихии, важной для жителей Архангельска.
В правом углу комнаты стоит печь, облицованная полихромными изразцами первой четверти XVIII в. Изразцы поступили в Коломенское из Московского Кремля в 1930-х гг. и были собраны в Домике при его первой реконструкции.
Столовая
Интерьер столовой воссоздан с учетом документальных данных о пребывании Петра I в Новодовинской крепости. 29 июня 1702 г. он праздновал здесь день своих именин. Для более удобного размещения гостей, стол был поставлен посередине комнаты. Сотрапезниками царя могли стать люди любого происхождения и звания - Петр не придавал большого значения обычаю рассаживать гостей по чинам, а больше всего ценил в людях их деловые качества. Близость портового города Архангельска обуславливает сочетание в интерьере вещей западноевропейского и русского происхождения. В столовой много металлической посуды – медной и оловянной. Поскольку олово и медь не добывались в России, они были привозными и дорогостоящими материалами. Причем олово в те времена было «модным» металлом и ценилось так же, как серебро. Часть привозимых оловянных предметов использовалась в оригинальном виде, а часть перековывалась русскими мастерами. В столовой много сосудов для питья. Ендова и скобкарь использовались для хранения и подачи напитков на праздничный стол.  Посуда хранилась в богато украшенных резьбой шкафчиках-поставцах работы мастеров Русского Севера. Комната печью, а на случай холодов и сквозняков имелись вставни – обитые войлоком деревянные заслонки. В красном углу помещен список с иконы Спаса, названного «Романовским».
Денщицкая
Небольшая комнатка, находящаяся справа от Столовой служила денщицкой. Обстановка в ней предельно скромна. Простой стол, сундук, образ Св.Николая-угодника, покровителя всех путешественников и мореплавателей. Примечательно, что в денщицкой отсутствует такой предмет мебели как кровать, что напоминает о том, что идеальный денщик никогда не должен смыкать глаз и всегда должен быть готов исполнить поручение государя. Во время пребывания монарха на острове Марков обязанности денщика выполнял А.Д. Меншиков.
Почивальня
Напротив кабинета царя находится почивальня – место, где царь-реформатор отдыхал от своих тяжких трудов. Главный предмет в комнате – это походная раскладная кровать. Длина спального места – 2 м. 9 см. Таким образом, Петр I мог с лёгкостью уместиться на кровати под балдахином. На стене можно увидеть механические часы, названные люцерновыми, из-за сходства с формой фонаря. На столе лежит Евангелие – книга, которую царь всегда брал в свои походы. В красном углу помещен образ Троицы. Денщицкая непосредственно примыкает к почивальне царя. Утром А.Д.Меншиков готовил принадлежности для умывания государя. Их можно увидеть за печью – это рукомой, таз и кувшин. Также на стене можно увидеть зеркало. В допетровской Руси существовал ряд суеверий, связанных с зеркалами, поэтому их часто закрывали створками. В домике царя-реформатора зеркало висит открытым.


Локация: площадь Вознесения

Тема: Экскурсия по Вознесенской площади.

Ключевые слова: площадь Вознесения, церковь Вознесения Господня, колокольня св. Георгия, церковь св. Георгия, Водовзводная башня, Павильон 1825 года, Передние ворота, архитектурный ансамбль, смотровая площадка.

Краткое изложение темы:

Площадь Вознесения является главной точкой притяжения посетителей музея-заповедника. Ее архитектурный ансамбль формировался на протяжении нескольких столетий — с первой половины XVI в. Именно здесь наблюдается самая высокая на территории Коломенского концентрация памятников архитектуры разного времени, представляющих наибольшую ценность.

1. Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня была построена в 1532 г. по велению великого московского князя Василия III в связи с рождением у него наследника — будущего царя Ивана IV Грозного. Для работы над церковью были приглашены итальянские архитекторы, в числе которых принято выделять Пьетро Аннибале (Петрок Малый). Итальянцы работали совместно с русскими мастерами, поэтому и сооружение выделяется своим архитектурным обликом, сочетающем в себе черты европейской архитектуры и традиционного русского зодчества. Церковь Вознесения считается первым каменным шатровым храмом, построенным на Руси.

Гирлянды из бус в оформлении шатра вызывают ассоциации с итальянскими головными уборами и прическами эпохи Возрождения. О готическом стиле напоминают стреловидные вимперги (щипцы) на пряслах. Черты, присущие русской архитектуре: обходная галерея (гульбище) с крыльцами, опоясывающая храм со всех сторон, а также тройные кокошники килевидной (заостренной) формы. Архитектурные приемы, используемые для создания эффекта легкости, воздушности и устремленности вверх (что соответствует и посвящению храма — Вознесению Господа на небеса) — обилие заостренных элементов, общий силуэт постройки, явное зрительное преобладание в облике церкви вертикальных линий над горизонтальными. При этом высота церкви — 62 м, а толщина стен достигает 3,5 м. Причем стены со стороны Передних ворот толще, чем со стороны Москвы-реки. Дело в том, что церковь возводилась на сложном для строительства месте — на склоне у берега реки. Был спроектирован фундамент разной толщины в разных местах, на дубовых сваях. Стены также были сделаны разной толщины, то есть был смещен центр тяжести: стены со стороны Передних ворот, со стороны холма — более тяжелые и массивные. Это было необходимо для того, чтобы церковь не накренилась, не разрушилась, не сползла по склону.

На восточной стороне обходной галереи находится так называемое «Царское место», собранное из неоднородных элементов разных эпох и архитектурных стилей: подиум, сложенный, вероятно, из перевернутых капителей; опоры трона в виде звериных лап; филёнки с внешней стороны боковых стен; конха над «сиденьем» в виде раковины с украшением из листьев аканта и т. д. Исконное назначение данного объекта вызывает споры у исследователей, однако можно утверждать, что, скорее всего, его символика восходит к раннехристианской Этимасии — «Трону уготованному» — символу второго пришествия Христа. Таким образом, «Царское место» — трон не для царя земного, а для царя небесного.

Основной внутренний объем храма имеет высоту 40 м, его площадь — 8,5 м х 8,5 м. Оригинальные  росписи XVI в. на стенах и сводах не сохранились, от первого иконостаса до нашего времени в неполной сохранности дошли царские врата, ныне выставляемые в экспозиции «Вехи истории Коломенского» комплекса Передних ворот (в зале № 1). Современный иконостас — результат реставрационных работ середины 2000-х гг. Церковь Вознесения находится в совместном владении МГОМЗ и РПЦ, поэтому в основном объеме храма иногда проводятся богослужения, как правило, по случаю крупных православных праздников.

Примечательной конструктивной особенностью церкви Вознесения является лестница, ведущая из основного объема на верхний ярус (в подшатровое пространство), обычно сокрытая от взора посетителей. Это проход в толще стены, куда можно попасть через дверцу в южной части хор. Сначала лестница поднимается по спирали вокруг основного объема храма, на уровне восьмерика она идет внутри южной стены. Высота ступеней превышает 50 см. Ширина прохода не одинакова на различных участках, кое-где сужается менее чем до 1 м.

Церковь Вознесения является летним храмом, в зимний период основной объем закрыт для посещения. Однако подклет церкви работает круглогодично. Сейчас там организована небольшая экспозиция, рассказывающая об истории строительства и бытования постройки, а также связанных с нею археологических исследованиях. Есть возможность увидеть подлинную кладку XVI в.

Именно церковь Вознесения является архитектурной доминантой площади, организуя вокруг себя ее архитектурный ансамбль. В силу всех своих уникальных особенностей с 1994 г. она является памятником всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, о чем свидетельствует памятный камень, установленный неподалеку, примерно в 20 м к западу от церкви.

2. Колокольня св. Георгия и церковь св. Георгия

С церковью Вознесения соседствуют колокольня св. Георгия XVI в. и церковь св. Георгия XIX в. Колокольня была построена, вероятнее всего, через несколько лет после строительства церкви Вознесения, уже по случаю рождения второго сына Василия III — Юрия (Георгия). Скорее всего, изначально играла роль отдельно стоящей звонницы. Однако впоследствии значительное время, по сути, являлась церковью типа «иже под колоколы́», то есть сочетала в себе церковь и колокольню. В первом ярусе находилась алтарная часть церкви, а на втором — ярус звонов (колокола).

К колокольне была пристроена деревянная трапезная, служившая основным объемом Георгиевской церкви. В 1812 г. она была осквернена французскими войсками во время Отечественной войны против Наполеона, — там устроили конюшню. В 1843 г. на ее месте была построена по проекту архитектора Е. Д. Тюрина каменная церковь, также соединенная с колокольней. Отсоединена она была в 1930-х гг. в ходе реставрации под руководством первого директора музея-заповедника П. Д. Барановского.

Современный облик церковь получила после реставрационных работ середины 2000-х гг. К тому же времени относятся нынешний иконостас и настенные росписи. Внутреннее пространство церкви используется для небольших временных выставок. Так же, как и в церкви Вознесения, здесь иногда проводятся богослужения. Для посетителей предусмотрена возможность через технологические «окна» в полу рассмотреть детали воздуховодов — калориферной системы отопления XIX в., созданной Е. Д. Тюриным в подклете церкви.  

3. Водовзводная башня

Водовзводная башня, расположенная к югу от Георгиевской колокольни, была построена в 1670-х гг., чтобы обеспечивать Государев двор царя Алексея Михайловича водой. Она набиралась из ближайших родников в специальный подземный бассейн под башней (объемом около 8 м3), откуда откачивалась при помощи сложной системы насосов и рычагов, поднималась на верхний ярус, а потом направлялась по трубам и водостокам на Государев двор. В ходе археологических исследований были обнаружены древние трубы, по которым вода отводилась от башни в сторону площади Вознесения и к Вознесенскому саду.

Подача воды осуществлялась согласно принципу работы сообщающихся сосудов. Есть веские основания считать, что именно для постройки Водовзводной башни в Коломенское был прислан из Москвы мастер Богдан Пугин (Пучин). Копия соответствующего документа выставлена в экспозиции Водовзводной башни, на верхнем ярусе.

Башня также исполняла роль проездной — вероятнее всего, была частью деревянной стены, ограды или укрепления, закрывавшего территорию площади Вознесения от посторонних. Еще одна версия назначения этого сооружения — «Соколиная башня» для содержания царских ловчих птиц — ничем не подтверждается.

Нынешняя экспозиция внутри башни посвящена истории водовзводного дела на Руси и водопроводной системе Государева двора в Коломенском. Там можно увидеть фотографии археологических исследований 1930-х гг., исторические изображения водоподъемных и водонапорных механизмов, старинные емкости для воды и напитков, а также действующий макет Водовзводной башни.

4. Смотровая площадка

Со смотровой площадки к востоку от церкви Вознесения открывается живописный вид на спальные районы Юго-Востока Москвы. Зрительно выделяется храм с синими куполами на другом берегу Москвы-реки. Это храм Иверской Богоматери 1908 г. постройки, однако находится он на территории более древнего монастыря — Николо-Перервинского. Там в XVII в. царь Алексей Михайлович останавливался по дороге в Коломенское. С той же стороны к Передним воротам подъезжали и иностранные послы, ориентиром им служила церковь Вознесения. Эти места были неслучайно выбраны государем для «красной птичьей потехи» — соколиной охоты. Один берег реки высокий — на нем и находится царская резиденция, а второй — низкий, где в XVII в. простирались заливные луга, удобные для охоты с ловчими птицами на водоплавающую дичь.

5. Дворцы Екатерины II и Александра I (не сохранились)

Площадка к северу от церкви Вознесения — место былого нахождения небольшого двухэтажного дворца Екатерины II, деревянного на каменном подклете, построенного ею после того, как был разобран дворец царя Алексея Михайловича на Государевом дворе.  Его облик примерно в 1800 г. запечатлел на одном из своих рисунков площади Вознесения мастер архитектурного пейзажа Федор Алексеев. Дворец был сильно поврежден  французскими войсками во время Отечественной войны 1812 года.

На фундаменте ветхого полуразрушенного дворца внук императрицы, император Александр I, велел построить еще один дворец, уже для себя. Он был возведен в 1825 г. по проекту вышеупомянутого архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина: увенчанный круглой башенкой (бельведером), «небольших размеров, гармоничный «ампирный» дворец, включавший в себя главное здание и соединенные с ним открытыми галереями с колоннадой два боковых флигеля». До работы в Коломенском Тюрин построил несколько зданий в Архангельском — подмосковном имении князей Юсуповых. Именно мраморная итальянская скульптура льва с шаром в лапе из Архангельского послужила прообразом для скульптур в оформлении второго яруса дворца в Коломенском. В фондах МГОМЗ хранится проект фасада дворца Е. Д. Тюрина 1825 г., его прорисовка 1836 г., а также рисунок неизвестного художника с изображением постройки на фоне церкви Вознесения, выставленный в зале № 7 экспозиции «Вехи истории Коломенского» в комплексе Передних ворот.

По иронии судьбы, император Александр I так и не успел пожить в своем новом дворце — в том же 1825 г. он скончался в городе Таганроге. Похоронная процессия, следовавшая из Таганрога в Санкт-Петербург, остановилась в Коломенском: гроб с телом императора сутки стоял в церкви Казанской иконы Божией Матери, над ним читали молитвы. Дворец, оставаясь нежилым, стал довольно быстро приходить в запустение. К 1836 г. он лишился некоторых элементов декора, в том числе скульптур львов. В 1878 г. дворец был разобран.

Сейчас на площадке, где когда-то стояли дворцы Екатерины II и Александра I, размещены пушки времен Петра I. Предположительно, они являются свидетелями победной для русских войск Полтавской битвы 1709 г. — одного из ключевых событий Северной войны против Швеции. В Коломенское они были привезены из села Конькова во времена Екатерины II.

6. Павильон 1825 г.

Рядом с дворцом Александра I находилась еще одна постройка — «охотничий павильон» или «чайный домик», где император мог бы отдохнуть после охоты со своими гостями. Это единственное, что (с перестройками) сохранилось от дворцового комплекса Александра I до наших дней. В разное время помещения павильона использовались для разных целей. В XIX в. здесь размещался полевой госпиталь Николаевских кадетских корпусов, затем сельская больница (до 1927 г.). В 1930-х была проведена реставрация П. Д. Барановского. В годы ВОВ здесь были расквартированы 11 женщин-аэростатчиц (на территории Коломенского действовал пункт ПВО).

Изначально вход обрамляли женские скульптуры сфинксов, что было характерно для модного во времена Александра I увлечения «египетским стилем». В ходе ремонта в 1832 г. сфинксы были сняты со своих пьедесталов (как и скульптуры львов в оформлении самого дворца) и более не восстанавливались. Сейчас вход в павильон «охраняют» скульптуры львиц, появившиеся после последней реставрации в 2005 г. Постройка используется для музейных нужд, в первую очередь — для проведения регистрации бракосочетаний.

Контрольные вопросы:

1. Какие архитектурные особенности церкви Вознесения Господня, на ваш взгляд, являются весомой причиной считать ее шедевром мирового зодчества?

2. Площадь Вознесения — целый архитектурный ансамбль, складывавшийся веками. Сколько всего объектов показа вы можете насчитать в ее границах и самых ближайших окрестностях? Что это за объекты? Все ли их можно считать памятниками?

3. Вспомните все известные вам архитектурные сооружения на площади Вознесения — в том числе сохранившиеся, не сохранившиеся и перестроенные. Постарайтесь выстроить их по хронологии. В какой последовательности они строились? Какие из них не дошли до наших дней?



Количество показов: 504

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Публикация экскурсионных материалов
Ассоциация АГП заранее выражает признательность всем гидам, готовым предоставить экскурсионные материалы для публикации в разделе "Для членов АГП".

Вместе с тем, решение о публикации и окончательный вид публикуемых материалов определяются руководством ассоциации.